Кризис 2020 - это серьезное испытание для любого бизнеса. Но малый бизнес - в группе риска №1.
Разберем влияние коронавируса на малый бизнес на конкретном примере. Компания по производству и реализации женской одежды.
Март - это начало сезона в Fashion-ритейле. Но увы и ах, не в этом году. А это значит, что все планы компании по краткосрочному и долгосрочному развитию уже не осуществятся. Наоборот, будет закрытие некоторых магазинов.
Отсутствие посетителей в торговых центрах ощутилось уже в начале марта. Далее, введение режима повышенной готовности совсем подкосило продажи. Наша компания не стала дожидаться официального уведомления и приостановило свою деятельность в середине марта. Следовательно, мы остановили нашу деятельность и поступление денег в компанию закончилось. Ситуация накаляется.
Мы очень пожалели о том, что не создали резервный фонд. Не создали подушку безопасности.
Компания тратила выручку текущего месяца полностью и залезала в долг будущего.
Компания тратила выручку текущего месяца полностью и залезала в долг будущего.
Бизнес, который пережил кризис 2014 года и успешно развивался в этот непростой период, такого удара может не выдержать. Предприятие, казавшееся таким востребованным (ведь 100% населения нуждается в одежде) попало в серьёзную зону турбулентности.
Опасность коронавируса
Первое, продавцы-консультанты не могут работать на удаленке. Следовательно, заработная плата, которая продолжает начисляться пока все на карантине - это прямой убыток.
Второе, сотрудники, находясь дома в потоке негативных новостей, стали паниковать и придумывать худшие варианты развития событий. У многих родилась идея уйти из компании, так как они боятся банкротства.
Третье, оптовые покупатели тоже затаились. Перестали присылать отчеты о продажах и денежные средства. О новых заказах и мечтать не приходится.
Четвёртое, онлайн-торговля закончилась. Во-первых, нет производства продукции. Во-вторых, покупатели тратят деньги на лекарства и продукты первой необходимости (гречка, тушенка, туалетная бумага и т.п.). В-третьих, маркетплейсы продают продукцию по предоплате и без примерки.
А поскольку выходить из дома не надо, то и новая одежда никчему.
Всем арендодателям и кредиторам направлено уведомление о наступлении форс-мажора. Но никто не торопится соглашаться с наступлением обстоятельства непреодолимой силы. Следовательно, начисление текущих платежей не остановлено. Дебиторская задолженность растет. Рассчитывать на прибыль в текущем году не приходится.
Спад покупательского спроса приведет к снижению объема выпуска продукции и сокращению штата. Поскольку затронуты практически все области экономики, сокращению будут повсеместно. А отсутствие денег у населения приведёт к усугублению положения малого бизнеса. Сработает принцип домино.
Но у любой медали есть две стороны.
Положительные моменты
Я по натуре оптимист. И считаю, что время все расставит на свои места. Конечно, сейчас трудно поверить, что это можно перпежить. Но, есть поговорка: "Большое видится на расстоянии". Если постараться, то в любой ситуации можно увидеть положительные моменты.
- Есть время остановится, подумать и сделать выводы, а всё ли правильно в нашем бизнесе. Пауза - это время на переосмысление. Находясь в постоянной текучке, не было времени по-настоящему всё наладить. Были проблемы, до которых постоянно не доходили руки.
- Выпал шанс провести анализ достигнутых результатов, стратегическую сессию и составить план перезагрузки.
- Появилась возможность научиться чему-то новому. Освоить новые навыки. Прочитать вдохновляющие книги. Заняться обучением сотрудников.
- Настоящая проверка на лояльность персонала компании. Каждый показал чего стоит. Тимбилдинг круче любого квеста.
- Серьёзно подумать об онлайн-бизнесе.
- Начать всё с начала. Составить новый план. Внедрить новую оргструктуру и систему оплаты труда. Сократить неэффективных сотрудников. Ужесточить финансовую дисциплину. Пересмотреть договорные отношения с контрагентами.
- Получить кредитные каникулы.
- Воспользоваться господдержкой. Постараться задействовать административный ресурс. Обратиться за информационной поддержкой во властные структуры.
- Отказаться от офиса навсегда. Сотрудники уже научились работать удаленно. Вспомогательные функции (бухгалтерия, маркетинг и т.д.) передать на аутсорсинг. Сбудется мечта - управлять компанией с планшета.
- Решительно снизить издержки. Расходы, которые делались по привычке или не влияли на увеличение прибыли, теперь можно сократить окончательно и бесповоротно. Закрыть перспективные, но убыточные проекты и направления.
- Наконец-то, можно больше времени уделять семье. И сбылась мечта - больше времени проводить с детьми и делать с ними уроки.
Знаю, это не просто. Сложно видеть хорошее в трудной ситуации. Но трудности нас закаляют. Решая сложные задачи, мы растём. Желаю всем терпения и креативности по выходу из кризиса. Рано или поздно всё наладится. Берегите себя!
Благодарю за то, что дочитали статью! Буду признательна за лайки и репосты.
Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых публикаций.
С любовью и наилучшими пожеланиями,
Марина Кулакова