НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА
Проект 23, известный под названием «Советский Союз», начали воплощать в реальность 15 июля 1938 года. Головной корабль серии с одноименным названием был заложен в Ленинграде. В течение года началось строительство еще трех линкоров: «Советская Украина» (Николаев Украинская ССР), «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» (Молотовск/Северодвинск Архангельская область).
Уже в 1939 году стало очевидным отставание в строительстве. Металлургические заводы подводили с поставками металла. Поступившее на верфи сырье не всегда отвечало стандартам качества. Осенью 1940 года было решено приостановить производство трех дредноутов, оставив в приоритете только «Советский Союз».
КОНСТРУКЦИЯ И БРОНИРОВАНИЕ
В начале 40-х годов СССР с недоверием относился к сварочному методу, поэтому большая часть корпуса скреплялась при помощи заклепок, расположенных в шахматном порядке. Лишь 25-мм пластины стали на палубе и бортах полубака соединялись путем сваривания.
Для подводной защиты судна использовалась итальянская система Пульезе. Днище представляло собой два условных цилиндра, между которыми располагалась полость, необходимая для подавления энергии в случае поражения линкора торпедой или миной.
Главный броневой пояс имел протяженность 148 метров и по проекту должен был обшиваться 375-420-мм сталью. Орудийные башни закрывались 495-мм листами, рубка была накрыта 425-мм металлическими пластинами.
Энергетическая система включала три турбозубчатых агрегата (каждый имел максимальную производительность 77 000 л.с.) и 6 котлов. На момент строительства подобной корабельной мощности в мире не существовало. Однако по расходу топлива советская установка уступала американским и немецким энергетическим системам. У японских «Ямато» показатели расхода были хуже, чем у советского проекта 23. Но не стоит забывать, что дредноут «Советский Союз» не был достроен, следовательно, все данные отображались исключительно на бумаге. Подтвердить расчеты опытным путем так и не удалось.
Согласно проекту максимальная скорость линейного корабля должна была достигать 29 узлов. Дальность плавания равнялась 7 200 морским милям. В автономном режиме линкор мог находиться 30 суток. Экипаж включал 1 226 матросов и 66 офицеров.
ВООРУЖЕНИЕ ДРЕДНОУТОВ «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»
- Главный калибр был представлен 3 трехорудийными башенными установками, состоящими из 406-мм морских пушек Б-37. Их разработка началась еще в 20-х годах, однако страна находилась в тяжелом положении и строительство экспериментальных образцов было приостановлено. После того, как в мире начала появляться техника аналогичного размера было решено возобновить производство. Так, трехорудийное оборудование создавалось специально для линкоров проекта «Советский Союз». Одна установка находилась на корме, две другие располагались по линейно-возвышенной схеме в носовой части.
- Вспомогательный калибр состоял из 6 спаренных 152-мм установок (152,4-мм Б-38 АУ МК-4) – баллистические характеристики делали эту технику одной из лучших в мире;
- Зенитная артиллерия включала 6 пар 100-мм пушек Б-54 и 10 четырехорудийных 37-мм автоматических зенитных установок 46-К;
- Авиационное вооружение предусматривало 4 палубных катапультных поплавковых гидросамолёта КОР-1 (Бе-2) и 2 катапульты. Авиация была необходима для проведения разведки и корректировки огня в случае боевых действий. На корме располагался ангар, вмещающий все 4 воздушных судна, и кран, поднимающий самолеты из воды.
Для обеспечения работы техники дредноут был оснащен:
- Четырьмя боевыми прожекторами;
- Средствами радиосвязи;
- Теплогенераторами – для обнаружения надводных кораблей в ночное время;
- Гидроакустической станцией – для поиска вражеских субмарин;
- Гирокомпасами;
- Эхолотами ЭМС-23;
- Радиопеленгаторами.
Также на судне была установлена система, которая в случае необходимости обеспечивала дымовую завесу.
СУДЬБА
С конца 1940 года продолжалось строительство только одного судна. В соседствующей Европе происходили активные военные действия, необходимо было обеспечить себя хотя бы одним мощным дредноутом.
Через 18 дней после вступления СССР в войну производство единственного дредноута проекта 23 было также приостановлено. В этот момент «Советский Союз» был готов на 19%. О дальнейшей судьбе заговорили только в 1946 году. Иосиф Сталин высказывался за завершение строительства одного линкора из запланированных ранее четырех. Однако командование ВМФ было категорически против – ведь характеристики корабля были устаревшими. Для создания современного дредноута необходимо было полностью менять конструкцию и вооружение.
В годы Второй мировой войны недостроенный корпус «Советской Украины» попал в руки немецких захватчиков. Неприятель снял более 4000 тонн металла и серьезно повредил конструкцию судна – его восстановление было невозможным. В конце 40-х годов все корабли проекта 23 были разобраны.