На вопросы ответила Ульяна Косяченко aka @ulifornia, фотограф из Владивостока.
Ульяна более 10 лет занимается фотографией. В 2013 году жила в Лос-Анджелесе, делала коммерческие съемки, была ассистентом у голливудского фотографа Питера Баратти (Playboy, FHM, Maxim). Потом жила в Санкт-Петербурге и работала в журнале «Собака.RU» фоторедактором. Летом 2015 была приглашена на Неделю Моды в Барселоне в качестве фотографа. С января по апрель 2018 вернулась в Майами. Сотрудничала с модельным агентством DAS Model Management, работала фотографом в сети кофеен SHEPHERD. В настоящее время — резидент Владивостока.
— Существует ли разница в организации бизнеса фотографа в России и в США? В чем она? Где фотограф чувствует себя комфортнее?
— Я никогда не относилась к фотографии так серьезно, как к бизнесу, фотография — это скорее мое творчество, приносящее плоды.
В плане самовыражения мне больше по душе Америка. Но туристам там работать нельзя. Потому для неамериканцев основная сложность в том, чтобы легализоваться. Несмотря на то, что мои дела шли быстро и интересно, когда вопрос касался того, оставаться насовсем, я понимала, что мне нравится вдохновляться Америкой, но не жить в ней постоянно. В основном из-за непростой легализации, это не дешево, нужно несколько лет, стимула как такового к этому не было. В Америке система в принципе строже, не только для фотографов, а вообще. Но и возможностей гораздо больше!
— Бытует мнение, что в России фотограф может заработать «реальные деньги» только в Москве. Регионы не могут обеспечить хорошего заработка, прежде всего, из-за низкой покупательной способности населения и бизнеса в целом. Как можно оценить коммерческую успешность «регионального» фотографа?
— В Москве, конечно, больше возможностей, для заработка в том числе. Там больший поток людей, модная индустрия развита значительно выше, чем в регионах. Столица все-таки, спрос на все выше. Соответственно, можно больше заработать, если не сидеть на месте. Но и жить там дороже.
Что касается моего родного Владивостока… Здесь можно хорошо зарабатывать фотографу, правда, не в сфере фэшн. К сожалению, этот рынок у нас не развит. На самом деле, во Владивостоке мне давно, как фотографу, тесновато, но переезжать в Москву меня не тянет: мне не нравится сам город, не хватает «курортности», моря и солнца. Другие русские города тоже не рассматриваю. В целом меня устраивает Владивосток, просто нужно периодически путешествовать, чтобы не закисать. Везде есть более успешные фотографы и менее, все зависит от профессионализма и того, насколько вы со страстью делаете свое дело. Если это ваше призвание и вы цените свой труд, то везде найдете клиентов и будете получать достойное вознаграждение.
— Instagram и прочие соцсети делают конкуренцию в сфере производства визуального контента общемировой. Вы чувствуете себя участником глобальной конкуренции? Как это сказывается на идеях, стиле?
— Мне нравится, что есть Instagram и Pinterest. Стало проще смотреть и вдохновляться работами других крутых фотографов. Да и творческим людям надо же где-то себя проявлять. Правда, стало проще и потеряться в этом обилии изображений. Особенно новичкам, кто еще не отточил свой стиль и кидается то в одно, то в другое, копируют. Но, с другой стороны, это опыт и узнавание себя. Я не чувствую конкуренцию в глобальном смысле. Уже не чувствую. Я фотографирую, потому что мне нравится сам процесс работы, а не потому, что это модно или еще что-то. Конкуренция заставляет спешить, суетиться, а лично я в спешке хуже себя слышу, мне это мешает. Я никуда не тороплюсь, спокойно занимаюсь любимым делом. Иногда бываю недовольна какими-то своими работами, хочется лучше, как вон тот иностранный фотограф, но это опыт, рост, это неизбежно, и это нормально.
— Есть фотографы портретные, «репортажники», свадебные. Насколько, по вашему мнению, в регионе (в том числе в Приморье) зависит специализация фотографа от платежеспособного спроса? Коррелируют ли они? Какие направления фотографии более востребованы и приносят больший доход?
— «Свадебщики» нужны везде. И считается, что они зарабатывают хорошо. Люди всегда и везде женятся, и свадебная съемка выше оплачивается за счет большого количества часов. Востребованность «репортажников» больше зависит от платежеспособного спроса. Реклама тоже.
Портреты стали востребованы в последние несколько лет с ростом популярности соцсетей. Чем больше, современнее, активнее, амбициознее город, тем больше спрос на портретные съемки. А цена такой съемки очень индивидуальна: кто-то за 1 тыс./час снимает, кто-то за 10 тыс., а кто-то и за 100 тыс. (например, в Москве). Тут важно, насколько ты крут, как общаешься с людьми и как себя преподносишь.
— Интересен ли фотографам из Приморья рынок Китая, Японии, Южной Кореи? Есть ли шанс на него зайти?
— Лично меня Азия никогда особо не интересовала, несмотря на то, что она под боком. Мне больше нравится Америка. И, бывая там несколько раз, я легко находила клиентов благодаря своим коммуникативным навыкам.
Уверена, что есть и фотографы-поклонники Азии, и, конечно же, есть шанс зайти на тот рынок! Если есть такое желание, то не вижу в этом проблем. Будь открытым, общительным, и все получится. Но никто не приветствует работающих туристов, потому вариант либо тихонько «фрилансить», либо легализоваться.
Что касается рынка мирового, то я знаю русских фотографов, кто успешно работает в Америке и Европе, снимают в том числе знаменитостей мирового масштаба. И сейчас тенденция завоевания нашими ребятами мира растет. Это круто. Границы расширяются. И еще лично знаю человек пять из нашего Владивостока, кто разлетелись по Америке или другим местам и нормально реализуются. Кто-то уже переехал, кто-то наездами там. Когда я жила в Лос-Анджелесе и в Майами, тоже быстро втягивалась в творческую среду и находила единомышленников, клиентов, наставников среди местных. Хорошие фотографы нужны везде. Хорошие люди тоже.
— Есть у вас какое-то понимание, сколько съемок коммерческих, а сколько «творческих»? Есть ли такая градация? Что предпочитаете творить, если съемка «неклиентская»?
— Я не делаю расчеты, сколько и каких съемок надо сделать. Я и коммерческие предложения стараюсь делать творчески, ведь люди идут ко мне за моим видением, моим почерком, важно дать им это. Но время от времени (раз в несколько месяцев) душа требует чистого творчества, чтобы исключительно по-моему. Это сильно заряжает, и такие съемки, как правило, больше всего цепляют зрителей. Отсюда и сделала вывод, что творчество должно быть на съемках всегда. А самая магия у меня случается, когда я фотографирую женщин с характерами, харизмой, полу- или практически обнаженных. Получается про чувственность, игривость, сексуальность, загадку. Реализуясь в этом жанре, я чувствую свое предназначение.
— У вас — модельная внешность, модельные данные и умение позировать — все, что потом реализуется в ваших же изображениях как-то продвигает вас как фотографа? «Цепляет» ли это клиентов?
— Цепляет ли это клиентов, это надо у них и спросить. Мне самой нравится быть в кадре, и уверена, что это помогает мне в работе. Позирование многому меня учит: как разговаривать с моделью, что она чувствует в момент съемки, как направлять движения, чтобы это было комфортно. Легче расположить к себе модель, побывав на ее месте, понимая ее. Фотограф — он ведь еще и психолог. Также, фотографируясь, перенимаю опыт работы других фотографов, отмечаю для себя плюсы и минусы их действий, развиваюсь.
— Как вы видите перспективу коммерческой фотографии на ближайшее время, лет на пять? Что будет востребовано, куда надо «лезть»? Новые форматы, новые соцсети и новые инструменты?
— Чем проще, натуральнее и быстрее, тем лучше. Все идет к этому. Камеры тоже уменьшаются. Instagram, мне кажется, сбавляет темпы, но вряд ли исчезнет совсем. Но, даже если его когда-то и не станет, появится другая похожая сеть.
— Традиционный вопрос — если бы была возможность, кого бы вы хотели сфотографировать (или что), чтобы быть абсолютно счастливой фотографически?
— Будь такая возможность, с радостью бы пофотографировала Дженнифер Энистон и Леди Гагу, но не для того, чтобы стать счастливой, а просто, потому что они классные и это было бы незабываемо. А еще я бы клонировала себя и пофотографировала, наконец, так, как сама себя вижу.
Инстаграм фотографа и источник изображений: https://www.instagram.com/ulifornia/
Сайт: http://ulifornia.com/
Источник: http://photoekb.ru/?p=11594