Найти тему

Православные мысли (13)

Греческое слово «рыба» звучит как “IXThYS” (“Ихтюс”). Буква “I” означает Иисуса; буква “X” - Христа (“Христос”); сочетание “Th” (буква в греческом алфавите) Theou, т.е. Божий; Буква “Y” - Yios, т.е. Сын, а буква “S” - Soter, т.е. Спаситель. Таким образом, рыба означает Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.

По словам блж. Августина, Начало безначальное - Бог Отец. Это неудивительно, потому что Бог вечен, а значит и безначален, но во Святой Троице Бог Отец является причиной вечного рождения Сына и вечного исхождения Святого Духа.

Гимн прп. Иосифа Исихаста "О суетности мира":

Мир этот суетен, и все мы это видим ясно.
Взывает к нам Екклисиаст: всё суета — глаголет —
И трижды суета сует, всё суета на свете.
Мы все об этом слышали, и многие читали,
Но враг обманывает нас, и нет в нас исправленья.

Он суетной материей глаза нам закрывает,
И потому не видим мы конец, что к нам так близок.
К тому же враг покрыл наш ум как бы туманом неким,
Чтоб мы не различали страсть, которая нас душит.

Поистине я изумлен, душевный брат, знакомый.
Далекий друг иль ближний мой, монах ли, христианин:
Я вижу как с готовностью всемерною всецело
Ты утопаешь в веществе с безумством ненасытным.

Страдаешь, проливаешь пот, без сна — все собираешь
Материю, не думая, что под конец случится,
Всё — суета, брат, ржавчина, одна лишь пыль и глина,
И обращаются в ничто труды твои, старанья.

Бранишься ты, тебя бранят, ты раздражен и гневен,
И с ближними ругаешься, как будто ты бессмертен.
Проснись хоть ненамного, брат, и посмотри на землю,
И веруй, что воистину когда-то все ей станут.

Себя ты разрушаешь лишь, калечишь свою душу,
И в час, когда приидет смерть, ты горько восстенаешь,
А также страшный дашь ответ пред Господом и Богом,
Ведь виноват пред теми ты, с кем поругался прежде.

Виновен — что смущаются и негодуют, ропщут,
И душеньку свою во страсть столь горько погружают.
Какую ж пользу принесут тогда посты, молитвы.
Коленопреклонения и всенощные бденья,

И все иные деланья божественные, право,
Коль мать всех добродетелей, любовь, ты прочь отбросил?
Ведь ты, как сказано уже, кимвалом стал звучащим,
Любви хитона коль лишен, как нас Апостол учит.

Хотя раздали многие на милостыню много,
А кто-то всё свое раздал, взыскуя нестяжанья.
Но коль не позаботились извергнуть свои страсти
И не взыскали, как любви достигнуть им Христовой,

Забыли, что в сем мире всё лишь суета пустая,
И докатились до того, что за иголку спорят,
А что для добродетели когда-то прочь отвергли,
Теперь удвоили, собрав, из-за любви к стяжанью.

Увы твоей злохитрости, диаволе лукавый!
И вещелюбью твоему, безумныйчеловече!
Что копишь вещество, зачем в трудах его сбираешь?
Уйдешь ты скоро, ничего не сможешь взять с собою.

Иные всё твое найдут, съедят, погубят, спрячут,
Тебя ж Превышний Судия с неверными осудит.
Так прекрати же управлять самим собою дурно,
И сам деяний всех своих стань наконец судьею.

И прежде чем нагрянет смерть, ты сам соделай благо
И не надейся, что тебе другой устроит это.
Сам только милуй, и служи, и совершай молитвы,
И не обманывай себя, прося чужих молений.

Ведь нам неведомо совсем, что делают другие,
Но ты — безумец и глупец, коль вверился иному.
Мытарства ты проходишь сам, на Суд один приходишь —
И будешь помощи искать ты от чужих молений?

Увы, ужасный оный час, когда душа трепещет,
В унынье, в страхе вся дрожит и где сокрыться ищет. .
А ты всё чаешь, что придут дела других на помощь.
Тебя избавят ли они от горестного часа?
Увы несчастью твоему, и скудоумью вкупе,
Что верил ты, надеялся на чуждые доброты.

Так почему ж, возлюбленный, теперь не посылаешь
Ты дар Христу, чтоб здесь еще иметь тебе надежду?
Ведь видишь, что всё суетно, всё суета на свете,
И знаешь, что любой из нас нагим в тот мир уходит?

Мой брат! Сей мир для нас, людей, изгнания есть место.
За праотца Адама грех, о чем гласит Писанье,
Мы, земнородные, несем епитимью и вскоре,
Исполнив оную, отсель в век истинный уходим.

Что должно делать нам еще, епитимью несущим?
Чтоб не лишиться жизни той, начнем рыдать и плакать.
Зачем тогда тебе нужны заботы сего мира,
Богатства, вещи и труды, что человек подъемлет?

Ведь суетно и суета по сути есть всё это,
И тех, кто предпочел сие, сразило слепотою.
И предстоит им возрыдать, увы, в час страшный оиый,
Когда от тела — ох! — душе придется разлучиться.
Какой же плач поднимется тогда, какие слёзы!

Не знаешь ты, куда идешь и что с тобою будет.
Но время тратишь ты теперь в заботах, в беспокойстве,
И забываешь, что к тебе придёт то разлученье,
И что землёю станешь ты. Не хочешь ты постигнуть,
Что для тебя создал Господь творение всё это.

И если в ад ты угодишь — всё для тебя пропало,
И жертва, что принес Христос, тебя спасти не сможет.
Ты справедливо пострадал, Христос же опечален,
Что дьявола послушал ты, презрев Христа Владыку.

Ведь Он распялся, чтоб тебя освободить из плена,
А ты великою Его вдруг пренебрег любовью.
Так вразумись, возлюбленный, и плачь на всякий день свой,
И знай, что никого из нас враг наш не пожалеет.

Всю жизнь тебя прельщает он и многолетьем манит,
Ввергает в быстротечные, найдя предлог, заботы.
Чтоб ты молитву позабыл, не каялся, не плакал,
Чтоб не помиловал тя Бог, а враг — не потерял бы.

В тебе приятеля найти он в час желает смертный,
Хвалясь, что у него в аду томятся христиане.
Соперничает со Христом — ведь у него там, в бездне,
Немало есть монахов и преступников закона.

Ведь оправдаться хочет враг, как будто не один он
Стал с Богом враждовать, но с ним — и множество людское,
Они же все, увы, в тот час услышат изреченье:
Идите от Меня все прочь, проклятые, — о горе!

В огнь вечный, что диаволу и бесам уготован,
За то, что Бога всяческих — Меня вы презирали.
Да не случится этого, Христе, нам всем увидеть,
Услышать, претерпеть, познать, навек Тебя лишиться,

Но Сам нас просвети, чтоб всё смогли мы здесь оставить,
Чтоб возлюбили мы Тебя отныне на все веки. Аминь.

Гимн прп Иосифа Исихаста "Госпоже Богородица":

О Мати моя сладкая, Святая Всецарица,
Вселенной всей Владычица, спасенье человеков,
Лишь Ты мне утешение, лишь Ты — моя надежда,
Отрада сладкая моя, Мария Всесвятая.

Лишь Ты — мое прибежище во всяких обстояньях,
Что в состоянии любом бывают у монаха
Царица ангелов еси, превыше херувимов
Ты и воистину честней всех серафимов, Дево.

Благоуханье райское, светозаренье Неба,
И всех святых, какие есть, всецелая Доброта.
Твое зачатье дивно есть, и рождество — святое,
Росла, воспитывалась Ты, Царица Всесвятая,

О Горлица нескверная, в Святом Святых, во Храме,
Питали Тебя ангелы божественною манной;
Ты свыше предназначена для нашего спасенья,
Да нас освободишь от уз, что нас сковали, адских.

Отца Пребезначального Ты выносила Слово И потому —
Вторая Ты по Боге Триедином.
Вскормила молоком Твоим Создателя всей твари
И дерзновенье приняла превыше всякой меры,

Дабы Ходатаицей быть пред Богом, Сыном, Словом,
Как Матерь сущая для всех, предстательствовать верным.
Владычица, подай слова, и я Тебя прославлю
И сладко в гимнах воспою Твое величье, Дева.

Подай и просвещение, и веденье, и мудрость,
Разумность, постижение, божественные речи,
И даруй мне все те слова, каким Ты будешь рада,
Да учится им, радуясь, мое естество земное.

Ведь все возможно для Тебя, как Матери всех Бога,
Царица ангелов еси и всех существ превыше.
Услышь моё моление, Мария Богоматерь,
И просвети мой мрак, прошу, о Всесвятая Дева!

Коль Ты меня наставила и привела на Гору,
Не оставляй, Владычица, во тьме греховной страсти,
Но Ты очисти, просвети меня Сама, Царица,
От сонма мысленных врагов Сама меня избави,

И даруй, о Владычица, мне брачную одежду,
Сей невещественный хитон и мысленный,
Царица, Чтоб к Жениху, Владычица, вошел на брачный пир я
И не был изгнан, как нагой и ни на что не годный.

Богоневеста Мариам, души моей желанье,
Лишь Ты мне утешение и чистая надежда!
Прошу я, не оставь меня, но заступи, молюся,
И во объятья ко Христу Сама Ты приведи мя!

В мой смертный час при мне пребудь, Мария Всесвятая,
Пусть не трепещет душенька, когда покинет тело.
И как же мне пройти, скажи, тогда мытарства оны?
Коль Ты не станешь рядом, мне не миновать ловушек.

Ах, Матерь сладкая моя, я много разумею,
Но у меня есть три врага, что побеждают присно:
Привычка, бесы и моя природа немощная,
Когда нет помощи Твоей, они владеют мною.

К отдохновению всегда мое стремится тело,
Привычка злая требует ее закон исполнить,
И злой диавол близ меня стоит во всяко время,
Как зверь свирепый, без конца он борется со мною.

Капкан устроит справа он, но лишь его замечу,
Как тут же строит слева он мне новую ловушку.
А коль разрушу и ее, он сзади нападает
И памяти лишает мя, в забвение ввергает.

Отпор почуяв, спереди он тут же нападает,
Воображенье в плен берет в виденьях бесконечных,
А если там найдет отпор, то снизу донимает
И брань плотскую с силою великой возбуждает.

Когда же победит его и там Христова сила,
Пленяет сразу разум он, извне его сжимая,
Не позволяет ни на миг остановить свой помысл,
Но лишь о тленном, суетном он понуждает мыслить.

Со всех сторон пытается сковать он мое сердце,
Весь перикард жестоко он сжимает, заключает,
Не позволяя даже вздох мне сделать без усилья,
Но тяжко, мрачно, с горечью дыхание исходит.

И посему, Владычице Святая, как смогу я
Сражаться в одиночестве — и со зверьми такими,
Коль не научишь Ты меня и Сын Твой не поможет,
И не придет Утешитель, Создателем ниспослан?

Как дивный ветер, тонкое сладчайшее дыханье
Он входит в ум и душу мне, все чувства омывая,
Дарует просвещение, познанье, озаренье,
Мир совершенный — помыслам, и всей душе — здоровье,

Премудрость, слово, мужество, мышленье, разуменье,
Надежду на Творца, любовь всесовершенну, веру.
Но что мне пользы, если я веду об этом речи?
Лишь Ты отступишь от меня — я слепну и не вижу.

Творю не то, что говорил, себя сам убиваю,
И, как слепой хожу, брожу, утратив рассужденье.
Впадаю в самомнение, подобно фарисею,
И забываю, что меня конец подстерегает.

Поэтому я горячо прошу, о Всесвятая,
Ты просвещенья не лиши, Мария Всецарица
Но здесь Сама меня покрой и сохрани, молюся,
Да и от будущих мытарств, прошу, меня избави!

Наставь меня, Владычица, чтоб к Сыну я и Слову
Пребезначального Отца пришел, Творца всех сущих,
Да радуюсь и веселюсь со преподобных сонмом
И мучеников, праведных, и всех святых собором,

Твоей молитвой крепкою и Матерним моленьем,
Ибо им радуется Бог, а с Ним и вся природа. Аминь.

Ггимн прп. Иосифа Исихаста "Гимн любви ко Иисусу":

Сладчайший Иисусе мой, души моей бальзаме!
Любовь сердечная моя, вдыхаемый мной воздух!
Свет умный и пресладостный, рачение и сила,
Любовь премногочудная, желанье моей жизни!
Моя надежда с верою, любовь моя, услада,
Спаситель прежеланнейший, сладчайшая отрада!
Приди, дыханье сладкое, приди, о жизнь святая!
Приди, о свет очей моих, о сладостная радость!
Утробу просвети мою, а с ней — мой ум и сердце,
Бесстрастье совершенное подай моему телу,
И озари мой ум Твоим божественным сияньем,
Твоих преславных ведений движением светлейшим.
Дай мне, о сладкая любовь, всё то, чего ищу я,
Твои дай ноги обнимать и сладко лобызать их.
Ищу, дыханье сладкое, прошу, что обещал Ты,
Стучу со умилением, желаю, чтоб пришел Ты
И со Отцом и Духом чтоб в мое вошел Ты сердце,
Обитель святу сотворил, литургисал, как хочешь,
И как благоугодно есть Тебе с Отцом и Духом.
Сподоби присно воспевать Тебя и днем и ночью.
Не разлучайся от меня, отнюдь не отвращайся:
Ведь видишь, как я немощен, не ввергни в искушенье!
Не вынесу, не претерплю мгновенья разлученья,
Ведь весь я пламенем горю от Твоего раченья.
Палим огнем, Тебя найти на Небесах стремлюсь я
И чувствую, что Ты во мне, по Твоему взыгранью.
Взыграние Твое палит меня, терпеть не в силах
Я пребыванье на земле, носить не в силах тело.
Виновен я перед Тобой: печалю, огорчаю,
Но снова любишь Ты меня и не таишь обиду.
Как сладостен, сладчайший, Ты, о преблагий Христе мой,
Но коль оставишь Ты меня, Тебя забуду вскоре.
Коль меня любишь, я люблю, и я стою, коль терпишь.
Но чуть отступишь от меня — я никну, как былинка,
Мое раченье — Ты еси, и Ты — любовный пламень,
Стремление, и рвение, и бодрая готовность.
И снова всё незыблемо, коль Ты со мною вместе,
Но отдалишься хоть на миг — душа моя темнеет.
Я чувствую в себе Тебя, и вне Тебя я вижу,
К видению меня влечешь — дивлюсь я, видя это.
Куда ни кину взор — Христос, всю землю наполняешь,
Возводишь к изумлению, мне изменяешь разум.
На литургию я иду, Тебе чтоб приобщиться,
Назад в каливу возвращусь — и там Тебя я встречу.
На части рассекаешься, и все Тебя вкушают
Благочестивые, но вновь Ты пребываешь целым.
Ты со Отцом, Ты во святых, а также во всём мире
Ты обретаешься, отнюдь ничем не ограничен.
В церквах Ты закалаешься, во мне же — цел, как прежде,
И места не найти того, где б Ты не обретался.
Но только лишь в возлюбленных, в одних Тебя познавших
Являешь Ты любовь Свою и сил Своих величье:
Я в исступленье, восхищен и трепетом охвачен,
Как это всё случается, я высказать не в силах.
Когда ж теряюсь в глубине духовных разумений,
Я снова возвращаюсь вспять, любовь свою ловлю я,
Кричу, как я Тебя люблю, Христе мой всесладчайший,
Мой Иисус, Спаситель мой, о пресвятой мой Боже.
Не преставай меня учить и просвещать, и к воле
Твоей наставь меня, веди, как Сам один Ты знаешь.
Не преставай обогащать меня Твоей любовью,
И поддержи, чтоб никогда я с ней не разлучался.
Я убежден: воистину она меня наставит
И во объятия Твои меня, принесши, бросит,
Чтоб в радости я ликовал с Тобою, о Христе мой,
С Тобою, Господом моим и Богом в веки вечны.
Аминь.

Если статья понравилась, ставьте Лайк.

Канал нуждается в поддержке

Получатель: Шлепин Василий Валентинович

Карта "Мир": 2200 7702 2504 7242

Название банка: Почта банк (Россия)

Счет банка: 40817810700480579033

БИК: 044525214