Источниками воссоздания истории семьи Дмитрия Донского и Евдокии служат летописи (особенно ранние – свод 1409 года, отразившийся в утраченной Троицкой летописи 1420-х годов и доступных ныне Симеоновской летописи и Рогожском летописце; свод 1418 года – Софийская I летопись старшего извода и Новгородская IV летопись; Комиссионный список Новгородской I летописи 1440 годов), духовные и договорные грамоты, родословцы, синодики (Синодик Успенского собора Московского Кремля, кормовой памятник Архангельского собора XVI век). Привлекаются также сведения из «Истории Российской» В. Н. Татищева и «Записок касательно российской истории» императрицы Екатерины II. К сожалению, в своё время два последних исторических сочинения выпали из научного оборота.
Полная сводка о потомстве Дмитрия Донского и Евдокии была впервые представлено в труде Екатерины II. Согласно её «Запискам...» у супругов родилось 13 детей. Царственной особе составляли выписки известий из обширнейшего собрания летописей профессора Московского университета. Источники «Записок...» в полном объёме пока не определены. Одним из источников сочинения Екатерины II, возможно, был неизвестный в настоящее время список Никоновской летописи, в котором имелись уникальные известия.
Мы постараемся проанализировать вначале древнейшие источники, а затем выяснить, насколько им соответствуют данные В. Н. Татищева и Екатерины II.
В синодских записях XV–XVI веков наряду с великим князем Василием Дмитриевичем «вечная память» пелась удельным «благоверным князю Юрию Дмитриевичу и князю Андрею Дмитриевичу, и князю Петру Дмитриевичу, и князю Константину Дмитриевичу». В отдельной группе поминание возглавляли «благоверным князем Ивану, Иоасафу, и князю Юрию, и князю Данилу, и Симеону Дмитриевичем». Первые два имени представляют одного человека, так как Иван в иночестве был и Иоасафом. Эта последняя группа в три из четырёх лиц достоверно представляет скончавшихся в младенчестве или достаточно рано (то есть князей, не имевших своих уделов). Сюда же попал какой-то Юрий, явно не звенигородско-галицкий князь, упоминаемый ранее. Можно думать, что он был ещё одним сыном Дмитрия Донского. Согласно поминаниям, оформленным не ранее середины 1430 годов (когда скончались последние Дмитриевичи), сыновей, оказывается, девять.
В «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», включённым уже в свод Митрополита Фотия 1418 года, повествовалось о 7 его сыновьях. Вначале говорилось о четырёх князьях, активно действовавших в первой четверти XV века: Василии, Юрии, Андрее, Петре. Между ними отец разделил землю и «утверди златопечатною грамотою» (то есть духовной с золотой печатью). Пятым сыном считается Иван («тот после отца преставися»), шестым и самым меньшим – Константин. «Седмыи же сын его стареиши был Данило, и то преже (то есть до смерти отца) преставися». Итак, порядок сыновей по «Слову» восстанавливается следующий: Даниил, Василий, Юрий, Андрей, Пётр, Иван, Константин. Такой же порядок известен по родословию из Типографской летописи.
В Комиссионном списке Новгородской I летописи 1440-х годов и Летописи Авраамки в родословии русских князей имеется следующий текст: «Сынове Дмитриеве: Василии, Юрье, Иоанн, Симеон, Андрей, Пётр, Константин». Здесь нет бесспорно существовавшего Даниила, но появляется ещё один сын – Семён, а Иоанн показан родившимся после Юрия. Действительно, из более раннего свода 1409 девятого года становится известно о смерти 11 сентября 1379 года ещё одного сына Семёна, умершего в детском возрасте. Сыновей, таким образом, оказывается, девять, а Иоанн, по более предпочтительным ранним родословиям, родился после Юрия. Ныне доступным летописям неизвестны даты появления на свет Данила, Ивана и Семёна.
Поминания XV–XVI веков, а также информация В. Н. Татищева и Екатерины II заставляет рассмотреть вопрос о наличии ещё двух сыновей по именам Юрий и Андрей, не совпадающих ни с Юрием звенигородско-галицким, ни с Андреем Можайским. Таким образом, вопрос даже о сыновьях (не говоря уже о дочерях!) Дмитрия Донского и Евдокии оказывается не таким простым.
Разберём вопрос о тех сыновьях, даты рождения которых спорны или неизвестны. Что касается первенца Даниила, то он появился на свет ранее Василия, родившегося 30 декабря 1371 года – иначе говоря, между концом 1366 (самые ранние возможное время – через 9 месяцев после заключения брака) и самым концом 1370 года. Правда, предпочесть надо окончание указанного периода. По существовавшим представлениям оптимальный возраст невесты должен быть на 1–2 года ниже, чем у мужа. В момент брака Дмитрию Ивановичу шёл шестнадцатый год, а его невесте, скорее всего, была ненамного меньше, скорее всего, в интервале 14–16 лет. Возраста фертильности Евдокии, если наша рассуждения верны, достигла бы через 1–2 года, то есть в 1367–1369 годах.
У В. Н. Татищева год рождения Даниила обозначен как 6877, у Екатерины II сообщение о его рождении идёт также в подборке известий 6877 года. Проверка соседствующих сообщений из указанных сочинений по древнейшим летописям показывает, что это действительно 6877, то есть 1369 год. Существенную информацию даёт имянаречение. Даниил Дмитриевич был крещён в память Даниила Столпника (память 11 декабря), пророка Даниила или Даниила Исповедника (память обоих 17 декабря). На этом основании предварительно можно предположить, что первенец Дмитрия Ивановича и Евдокии родился в декабре, или, говоря более осторожно, в конце 1369 года.
По мнению исследователей умер Даниил до 1383 года. Дело в том, что после удачного похода на Москву в 1383 году хан Тохтамыш потребовал в заложники старшего сына Дмитрия Донского и в Орду был отправлен именно Василий. Значит, Даниила уже не было в живых. Есть основание думать, что Даниил Дмитриевич скончался ещё ранее. Даниила нет, например, в списке сыновей Дмитрия Ивановича на похоронах митрополита Алексия 12 февраля 1378 года. Не обнаруживаем мы имени Даниила и в первой духовной грамоте Дмитрия Ивановича, которая датируется В. А. Кучкиным январём 1372 года. Датировка эта небесспорна. Независимо от того, к какому году мы отнесём данный документ, можно предположить, что Даниила не было в живых ещё тогда, когда был жив митрополит Алексий. То есть он умер до 12 февраля 1378 года.
Второй сын Василий I родился 30 декабря 1371 года.
Представляет большой интерес для характеристики жизни находившиеся «на сносях» великой княгини Евдокии известие о рождении третьего сына Юрия (Георгия) в 1374 году. В ноябре этого года в Переяславле-Залесском собрался «съезд велик» князей и бояр. Вместе с князьями приехали и их жёны с детьми. В далёкий путь (около 4–5 дней) из Москвы отправилась и находившиеся на последнем сроке Евдокия Дмитриевна. Родившегося сына нарекли Юрием (Георгием), поскольку родился он точно в день памяти великомученика Георгия 26 ноября (праздник освящения храма в его честь в Киеве).
Сложен вопрос относительно следующего сына Ивана Дмитриевича. Новгородская IV и Софийская I (старшего извода) летописи дают основание думать, что Иван был предпоследним сыном (такой вывод можно сделать из порядка перечисления сыновей). Источником информации для перечисленных летописей послужила дошедшая в подлиннике вторая (финальная) духовная грамота Дмитрия Донского. Там в перечне наследников Иван идёт самым последним (следует помнить, что к моменту составление духовной грамоты действительно последний ребёнок, Константин, ещё не родился), позднее княжича Петра (появившегося на свет 29 июля 1385 года). Интервал его рождения тогда следовало бы определить между серединой 1386 года и серединой 1388 года. Всё, однако, гораздо сложнее. Иван упомянут в рассказе той же самый Новгородской IV летописи при описании событий 1380 года. Там уточняется, что, уходя на Куликово поле, Дмитрий Иванович оставил в Москве при своей жене Евдокии и детях Василии, Юрии и Иване воеводу Фёдора Андреевича Свибло. Это важное свидетельство, так как оно фиксирует состав княжичей в семье Дмитрия Донского на лето 1380 года. Ещё А. В. Экземплярский предполагал, что попадание Ивана на пятое место в духовной отца объясняется его ущербностью (слабоумием или инвалидностью?). Иван был исключён из доли на Москве, а братья его, «которой будет до него добр», могли ему что-то придать из своих уделов. Ранние родословцы свидетельствуют, что Иван родился даже ранее Семёна. «Записки...» Екатерины II дают иную дату рождения – 1375 год. Правда, это не прямая выписка из летописей, но некоторые основание для этой даты существует.
Иван Дмитриевич умер, постригшись в монахи в Спасо-Преображенском великокняжеском монастыре (в Московском Кремле) под именем Иоасафа в 1393 году. Обстоятельства крайне интересные, поскольку пострижение не было предсмертным. Мы не знаем случаев в династии Рюриковичей, когда совсем молодые люди (не старше 18 лет) становились иноками. Для оценки физического состояния Ивана важно привести аналогии из истории династии московских Рюриковичей, относящийся, к сожалению, лишь к XVI веку. Но и они важны для историка. Из потомков Даниила Московского достоверно ущербными родились Юрий Васильевич (глухонемой сын Василия III, младший родной брат Ивана Грозного; по словам А. М. Курбского, был «без ума и без памяти, и безсловесен») и Фёдор Иванович – последний царь из московских Рюриковичей. Характерно, что, несмотря на недуги, оба они были женаты и даже имели потомство (впрочем, нежизнеспособное). Коль скоро Ивана Дмитриевича не женили, его состояние было более тяжёлым.
Суммируя наши наблюдения можно сделать следующие выводы. Вероятно, как и свидетельствуют самые древние родословцы, Иван родился после Юрия, но до Семена. С учётом послеродового восстановления Евдокии Иван мог появиться на свет самое раннее в ноябре 1375 года (ранее Юрия, будущего князя звенигородско-галицкого, не мог). Позднее лета 1380 года родиться также не мог, ибо упомянут как присутствующие на проводах войск на Куликовом поле. Не мог он родится ни в первой половине 1380 года, ни в 1379 году, ибо в конце лета – самом начале сентября 1379 года появился на свет Семён Дмитриевич. Итак, дата рождения Ивана предварительно сужена до конца 1375–1378 годов.
Совершенно уникальна выписка из летописи у В. Н. Татищева, и в «Записках...» Екатерины II о рождении у супругов ещё одного сына Андрея в 6884 году. Причём у Екатерины II, в отличие от Татищева, указан месяц события – ноябрь. Екатерина II же указала, что этот Андрей скончался младенцем. С учётом имянаречения и месяца рождения можно считать, что Андрей был крещён в память святого апостола Андрея Первозванного (память 30 ноября), а родился ранее (в пределах ноября) или даже в этот день. На информацию Татищева Екатерины II историками и специалистами по генеалогии ранее не обращалось должного внимания. Между тем речь идёт о неизвестном специалистам по генеалогии тринадцатом ребёнке супругов. Этого Андрея надо именовать Андреем Большим, ибо позже (после его смерти) 14 августа 1382 года родился другой Андрей Меньшой. Может показаться что дата рождения Андрея Большего формально противоречит летописному указанию о состоянии и составе княжичей-Дмитриевичей на похоронах митрополита Алексия (шестилетний Василий и трёхлетний Юрий). Однако и это противоречие легко снимается сформулированными Екатериной II тезисом о ранней смерти Андрея.
Возникает также предположение, не имел ли Андрей Большой крестильного имени Юрий, которое зафиксировано для одного из сыновей Дмитрия Донского, умершего во младенчестве, в государственном синодике Успенского собора? Возможен и иной вариант: Юрий – публичное имя, а Андрей – крестильное. Из-за недостатка источников решить проблему не удаётся, но сомневаться в реальности этого сына Дмитрия Донского не приходится. Дни памяти Андрея Первозванного (30 ноября) и осенний Юрьев день (26 ноября) очень близки. Думаем, что под именем второго Юрия в Успенском и Архангельском соборах поминался Андрей Дмитриевич Большой. В более поздних поминаниях имя Андрея Большого, скорее всего, слилось с именем его тезоименного брата и забылось. По-видимому, по этим же причинам в летописных сводах XV–XVIII веков, дошедших до нас, опущено и известие о его рождении.
Соимённый ему Андрей Меньшой появился на свет накануне похода хана Тохтамыша к Москве 23 августа 1382 года – 14 августа 1382 года. А. А. Турилов обнаружил в синодике Троицкого Слуцкого монастыря поминание «князя Андрея Можайского, наречённого во святом крещении Максима». Это очень важное обстоятельство. Для династии московских Даниловичей и мы имеем с двумя Андреями Дмитриевичами самый ранний случай соименности мальчиков в одной семье. У них были одинаковые династические христианские имена, но разные непубличные дополнительные (Юрий–Георгий и Максим). Великая княгиня Евдокия и её грудное дитя, которому не исполнилось и 10 дней, пережили драматические события «мятежа» в Москве накануне подхода татарских войск. Она со всеми своими детьми выехала из города буквально за несколько дней до начала осады.
Итак, мы разобрали вопрос о сыновьях Дмитрия и Евдокии. Даты появления на свет имеются для 8 из 9: Даниила (конец 1369), Василия (30 декабря 1371 года) и Юрия (26 ноября 1378 года), Андрея–Юрия Большого (ноябрь 1376 года), Семёна (вероятно, август – начало сентября 1379 года, незадолго до смерти), Андрея Меньшого (14 августа 1382 года), Петра (29 июня 1385), Константина (15–16 мая 1389 года). С учётом рождения Андрея Большого Иван родился или в конце 1375 года или в 1377–1378 годах.
Гораздо сложнее дело обстоит с родившимися у супружеской четы девочками. Даты рождения московских княжон вообще очень редко отмечались летописцами. Из 4 известных нам дочерей Дмитрия и Евдокии она существует только для самой младшей Анны (8 января 1388 года), и это первый и единственный такой случай летописание XIV века для девочек московского княжеского рода. Зато мы располагаем датами, когда три других дочери выдавались замуж. Так, Софьи стала женой Рязанского князя Фёдора Ольговича весной 1387 года, Мария – литовского князя Лугвения-Семена Ольгердовича 14 июня 1394 года, Анастасия – тверского князя Ивана Всеволодовича Холмского 23 сентября 1397 года. Причём порядок их выдачи одновременно означает и относительное старшинство.
По летописям известно, что княжны из московского дома в XIV–XV веках выходили замуж в интервале 12–18 лет. Коль скоро старшая дочь Софья вышла замуж весной 1387 года, по церковным канонам ей не могло быть менее 12 лет. Известно, что дочь Софии Дмитриевны Василиса-Васса в 1401 году уже была выдана замуж за старшего сына Владимира Андреевича Серпуховского Ивана. Это позволяет думать, что Василиса-Васса родилась сразу же после брака родителей в 1388–1389 годах, будучи первой из внучек Дмитрия Донского. Лишь её имел возможность видеть дед, все остальные внуки и внучки родились после смерти Дмитрия Ивановича. То обстоятельство, что Софья Дмитриевна в 1387 году была вполне способна к деторождению, заставляет полагать, что ей было к моменту бракосочетания не менее 16 и не более 18 лет. В 1371 году она родиться не могла, ибо тогда Евдокия вынашивала Василия I. Значит, родилась она где-то в 1369–1370 годах. Этому вполне соответствует указание «Записок…» Екатерины II о рождении в 1370 году, хотя она и не является прямой летописной выпиской. Ясно, что родилась она позже Даниила и ранее Василия, что устанавливается аналитически и без информации с труда Екатерины II. С учётом имянаречения предварительно можно думать, что Софья родилась осенью или в декабре 1370 года.
Вторая дочь Дмитрия Донского Донского Мария вышла замуж 14 июня 1394 года, следовательно родилась по меньшей мере не позднее начала лета 1382 года и не ранее 1376 года. В 1376 году она родиться не могла, ибо тогда Евдокия произвела на свет Андрей Большого. Единственная возможная дата её появления на свет определяется как промежуток между ноябрём 1377 и сентябрём 1378 года (между Андреем Большим и Семёном), или в 1380–1381 годах (между Семёном и Андреем Меньшим). Выбрать наиболее вероятный промежуток помогают следующие факты. Мария Дмитриевна родила мужу сына Юрия, скончавшись в 1399 году. Рождение ребёнка говорит о том, что накануне свадьбы она находилась в детородном возрасте или стояла на его пороге. Поэтому однозначно предпочтительнее интервал ноября 1377 – сентября 1378 года. Имянаречение Марии поможет нам уточнить дату. В ноябре – декабре в месяцеслове нет ни одной Марии, поэтому можно думать, что родилась Мария Дмитриевна в 1378 году, в первой половине года.
Третья дочь Анастасия сыграла свадьбу 23 сентября 1397 года. Возраст жениха заставляет говорить о том, что невеста была более взрослой, чем 12–13 лет. Имя своё княжна получила в честь Анастасии Узорешительницы (память 22 декабря) или Анастасии Римлянки (память 29 октября). Отсюда можно думать, что Анастасия родилась в конце какого-то года. Однако в конце 1381 года родиться она никак не могла, ибо в середине августа следующего года на свет появился Андрей Меньшой. Значит, дата рождения Анастасии – конец 1380 года. Выясняется, что Евдокия Дмитриевна провожая своего мужа на Куликово поле, была беременная девочкой.
Нам осталось вернуться к вопросу о дате рождения Ивана и Семёна. Иван Дмитриевич мог родиться только между Юрием и Андреем Большим. Позднее на свет (например, в 1378–1379 годах) он никак не мог появиться, поскольку затем шли плотно, без промежутков, рождения Андрей Большого, Марии и Семёна. Дата рождения Ивана вычисляется достаточно точно – ноябрь 1375 года (среднее арифметическое между датами Юрия и Андрея Большого). Семён мог родиться только в 1379 году.
С учётом сообщений В. Н. Татищева и «Записок…» Екатерины II можно считать доказанным, что в браке Дмитрия и Евдокии родилось не 12, а 13 детей. Данных, противоречащих данному заключению, не выявлено (за исключением плавающий хронологии, которая у названных авторов может меняться: +1 год). Рождение Софии в 1370 году подтверждается независимыми источниками. Это означает, что в руках у В. Н. Татищева и Екатерины II с её помощниками имелись летописные списки, неизвестные современной науке.
Статья доктора исторических наук А. Б. Мазурова «Семья великого князя Дмитрия Донского» в сокращении // Куликовская битва в истории России. Тула, Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» , 2012 год.