Когда говорят о личности первого русского царя и его эпохе, часто прибегают к устоявшимся штампам. Один из них – о поголовном угнетении и истреблении без суда и следствия «трудящихся масс».
Так ли это было на самом деле? Как написал в своих «Записках о Московии» опричник-перебежчик Генрих Штаден: «Великий князь достиг того, что по всей Русской земле – одна вера, один вес, одна мера».
Как заметил итальянский посланник Марко Фоскарино, посетивший Москву в 1537 г. и составивший «Донесение о Московии»: «Законы во всем царстве у них просты и основаны на величайшем правосудии государей и самых справедливых людей, а потому весьма спасительны для народов, так как их нельзя истолковать или извратить никаким крючкотворством стряпчих».
Иностранцев сложно заподозрить в любви к Русскому государству и его государю, но, похоже, что они не смогли этого не отметить. О каком же «правосудии государей и самых справедливых людей» идет речь?
Иван IV провел губную и земскую реформы, при нем был пересмотрен Судебник (1550 г.) и проведен Стоглавый собор (1551 г.). Эти взаимосвязанные события и заложили основу взаимоотношений между властью и землей-миром.
По мнению В.В. Бовыкина, Судебник 1497 г. и «подзаконные» акты-грамоты великого князя «до крайности лаконичны и даже как бы безразличны к тем процессам и явлениям, регулировать которые они и были предназначены».
Иное дело Судебник 1550 г., постановления Стоглавого собора, губные и земские уставные грамоты. «Их содержание и стиль указывают на рабочую обратную связь между центральной властью (в том числе и в лице великого князя) и населением местностей, в лице их выборных (а возможно, даже и невыборных) представителей и лидеров».
Губная (губа - территориальный округ в XVI в.) реформа, начатая еще во время регентства матери Грозного Елены Глинской, активно продолжилась в 1550-1560 гг. Центральный аппарат власти не осиливал и не мог вовремя среагировать на происходившие в разных местах страны разбои, убийства, грабежи, словом, на криминальные происшествия. Назначаемые из Москвы наместники и волостели не справлялись с поимкой лихих людей, и эта функция, равно как и суд, была переложена на институт «выборных голов». Их деятельность регламентировалась уставными грамотами и Судебником 1550 г.
Как пишет В.В. Бовыкин в содержательном труде «Русская земля и государство в эпоху Ивана Грозного…»: «Лутчие люди» должны людей «во всяких делах судити и управа меж их чинити» по царскому указу и новому Судебнику. Но за неправедный суд «излюбленные головы»-выборные судьи могли и сами головы лишиться. «А учнут выборные судьи сами крестьяном, кому нибуди, силы и обиды и продажи безлепичные чинити, и посулы и поминки на крестьянах имати: и им в том от меня Царя и Великого князя быть кажненым смертною казнью и животы их и статки велети мне имати да отдавати тем людем, кому от них продажи и обиды учинятся».
В чудом сохранившейся Мало-Пинежской земской уставной грамоте содержится четкая инструкция выборным судьям постатейно. Приведем те, что касаются лихих людей.
А учинитца на Пенежке, и на Вые, и на Суре душегубство, и они бы ведомого душегубца поимают, пенежана, и выяна, и суряна всеми волостьми, а животы его и статки перепишут да запечатают, а душегубца и животы его переписав, список отдадут пенежана, и выяна, и суряна тем же своим излюбленным головам <…> с товарыщи, десяти человеком, и те их излюбленные того душегубца судят и обыскивают, да исце из душегубцева живота иск заплатят. А судити им, крестьяном, по их животом по нашеи грамоте.
А хто на ком взыщет не по своим животом и не по промыслом, и те их излюбленные головы, пенежана <…> с товарыщи, десять человек, про то обыскав, иски их отставливают.
А которой душегубец дойдет до казни, по нашу новому судебнику, и они того душегубца казнят, а исцем из душегубцева живота ыск заплатят. А не доищетца в котором убийстве душегубства.
А того пенежанам, и выяном, и Суры Поганые крестьяном, старостам и соцким, и пятидесяцким, и десяцким, и целовалником, беретчи того накрепко, чтобы от них на Пенежке, и на Вые, и на Суре татей и разбойников, и никому б лихим людем приезду и приходу не было, и ябедников, и подпищиков, и всяких лихих людей не было никоторыми делы.
А хто у них Пенежке, и на Вые, и на Суре зворуетца, учнет красти, или розбивати, или х кому лихим людем приезд будет, или кто учнет ябедьничать, или руки подписывати, или иное которое дело лихое учнет чинити, и оне того лихово поимают да отдадут своим выборным головам <…> с товарыщи, десяти человеком, и выборные головы <…> с товарыщи, десять человек, про то обыскав, управу им и казнь чинят по нашему судебнику.
А хто у выборных голов <…> с товарыщи, у десято человек, учнет в разбое и в татабе просити пристава на поличное, и выборные головы их <…> с товарыщи; десять человек, ездят на поличное с ысцы сами, и те исцы своих пошлиых перед ними ищут, и у кого поличное вымут, и они с поличным судят и обыскивают накрепко, все вместе. А на суде, и в обыске, и во всяких делах у излюбленых голов быти пенежаном, и выяном, и суряном волостным людем добрым, колкими будет пригоже, чтоб от них никому ни в чем силы и обиды и продажи беслипичной не было. А сыскав, их излюбленные головы <…> товарыщи, десять человек, управу им чинят по нашему новому судебнику во всяких делех, а исцем людей головою без царя и великого князя докладу не выдати. А которые люди доидут до казни, и тех их выборные <…> с товарыщи, десять человек, обыскав вправду бесхитростно, по нашему крестному целованью, тех людей и казнят по нашему судебнику.
А которого лихово человека излюбленные головы в подворьях не изъедут, а учнут которые лихие люди от того дела бегати или хоронятце, и излюбленным головам тех лихих людей наметывати на тех людей, хто с кем в одной деревне живет, и велети им добывать перед собою ставити, и те их излюбленные головы, тех лихих людей по обыском и по судебнику, которые дойдут до казни, казнь чинят, а из животов их исцовы иски платят. И что розбойничьих и татиных животов и за исцовыми иски останетца, и те разбойничьи и татиные животы те излюбленные головы емлют во все волостные люди, в тот же оброк».
Земские преобразования легли на почву, подготовленную губной реформой, создавшей организационную форму «излюбленных голов».
Как пишет Бовыкин: «… решение о проведении земской реформы было принято правительством еще в ходе разработки проекта реформ 1550 г. и было уж в феврале 1551 г., как бы сказать, «конституировано» Стоглавым собором, одобрившим царское предложение «подписать» под новый Судебник специальную «уставную грамоту», «которой в казне быти», по вопросам организации земского самоуправления, а именно о повсеместном учреждении «по всем градам и пригородкам, и по волостем, и по погостам, и у детей боярских» старост, целовальников, сотских и пятидесятских».
Таким образом обеспечение внутренней безопасности и сбор податей практически полностью легли на плечи земств. От того, насколько успешно работали земские представительства, во многом зависела внешняя экспансия государства.
Приведем еще один отрывок из процитированной работы: «Насилия в средневековом мире было предостаточно, но не на нем одном строилось государство и структурировалось общество. Никакая власть не может держаться только на одном насилии и подавлении. Есть и был более значимый фактор – консенсус власти и общества, земли и государства.
Синхронность процессов централизации и преобразования самобытного земского самоуправления в формальные государственные институты местной власти об этом факторе свидетельствует. Сближение земли и государства, их взаимопроникновение в значительной мере обусловили спасение России в Смуту…».
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.