Найти тему

Конец света XIX века: как уральцы встретили комету Донати

142 прочитали
2 июня 1858 г. малоизвестный итальянский астроном Джованни Донати сделал удивительное открытие, взбудоражившее впоследствии весь мир.

2 июня 1858 г. малоизвестный итальянский астроном Джованни Донати сделал удивительное открытие, взбудоражившее впоследствии весь мир. В созвездии Льва он обнаружил слабую туманность, оказавшуюся кометой с тремя хвостами – пылевым, газовым и плазменным. Вскоре в небе на обоих полушариях Земли люди стали замечать небесную странницу. Она была настолько яркой, что ее было видно без всяких оптических приборов, а ее хвосты простирались на полнебосвода. По свидетельству Марка Твена, света от кометы было достаточно, чтобы читать газету ночью.

Весть о комете Донати не сходила с первых полос всех мировых газет, художники изображали ее на картинах, а поэты посвящали ей стихи. Также упоминания о комете можно встретить в дневниках Чарльза Диккенса, Жюля Верна и Давида Ливингстона. Разумеется, данное событие не осталось незамеченным на Урале. В сочинениях писателя-этнографа и историка Уральского казачества Иосафа Игнатьевича Железнова сохранились записи с воспоминаниями очевидцев, заставших это невероятное событие. Приведем отрывок из его произведений:

2 июня 1858 г. малоизвестный итальянский астроном Джованни Донати сделал удивительное открытие, взбудоражившее впоследствии весь мир.-3

«Комета, или звезда с хвостом, видима была всему миру, стало быть, до всего мира и касается. Комете, как и следует, народ придавал сверхъестественное значение. Иные видели в ней предвестницу мора, голода, повсеместных кровопролитных войн и т. п. бедствий; иные видели в ней предзнаменование, что народился великий, грозный царь, в роде Петра Первого Алексеевича; иные – эти уж слишком далеко заходили - принимали ее прямо за одно из апокалипсических явлений, предшествующих кончине мира. Словом, впечатление, произведенное на народ кометою, было не шуточное: за весьма малыми исключениями, почти все и каждый ждали чего-то необыкновенного, страшного. Приведу факт.

В одной из наших станиц, в Кр...м форпосте, живет коротко знакомый мой, Иван Михайлович Б...в, старик почтенный и веселый, любящий побеседовать о чем угодно, охотник и песенок попеть каких угодно, не отказывающийся при случае, "если линия такая подойдет", в "прокладной компании и чарочку другую-третью пропустить, словом, старик умный, милый, симпатичный. Проездом через ту станицу, где живет Иван Михайлович, я останавливался в ней дня на три, и Иван Михайлович почти не выходил из моей квартиры, а я квартировал у Павла Осиповича В...на. Между толками о том, о сем Иван Михайлович частенько певал песни, а я записывал. Вечером, накануне моего отъезда, под конец нашей беседы, когда я записал уже несколько песен, Иван Михайлович запел песню про Добрыню. Он пел, я записывал. Песня выходила длинная, конца не видать было. По крайней мере, певец, после каждых почти двух стихов, останавливался и приговаривал: "Ой, длинна история!" 3аметно было, что певец утомился. Между тем, у меня рука устала до такой степени, что я с большим трудом водил пером по бумаге. Я прервал писание, а Иван Михайлович пение.

– Отдохнем, – сказал я моему собеседнику.

– Пожалуй, отдохнем, – отвечал тот; а потом, немного погодя, прибавил:

Да что мы привязались, словно ребятишки? Не выгнаты, чай. Не каплет над нами. Оставим лучше до другого раза. Коли опять заедешь к нам, я докончу про Добрыню. Да, кстати, и других песенок к тому времени поприпомню.

Я согласился, оставаясь в полной уверенности, что Добрыня Никитич не уйдет от меня. Через несколько недель я снова был в той станице, где живет Иван Михайлович. При первом с ним свидании, я напомнил ему о Добрыне, а он напомнил мне о комете, красовавшейся в то время на горизонте во всем блеске.

– Неточию песни петь, а и балясы точить страшно в нонешнее время, – сказал Иван Михайлович, принимая на себя через-чур постную, набожную физиономию. Видишь, какие знамения в небесах. Не даром эта звезда с хвостом восходит: иль-бо мор, иль-бо что другое!

Сколько я ни настаивал, Иван Михайлович был непреклонен. Я поподчивал Ивана Михайловича водкой. Куда! Иван Михайлович закачал головой и замахал руками.

– Что так? – спросил я.

– Неточию вино потреблять, я и хлеб-то мало ем в нонешнее время, – отвечал старик.

И это была правда: Иван Михайлович действительно постился. И не один Иван Михайлович, а многие, многие постились. Хозяйка дома, где я останавливался, женщина еще молодая, чуждая многих из тех предрассудков, какие можно видеть в старухах, оставила в то время чай пить, и все по поводу звезды с хвостом!..

Вот такое впечатление произвела комета на умы моих земляков.»

Благодаря удачному совпадению положений кометы и Земли на своих орбитах, комета Донати оставалась видимой до конца 1858 г. По сей день этой комете принадлежит рекорд по продолжительности видимости. В следующий раз космическую гостью жители планеты смогут увидеть лишь в 3811 г.

Узнавайте интересные факты об истории Челябинской области в Уральской электронной библиотеке.

Автор статьи: зав. сектором создания и продвижения цифровых коллекций ЧОУНБ, Анатолий Мезяев.