Найти тему
Мама, я в пути!

Финляндский вокзал в жизни Санкт-Петербурга.

Пока мы все сидим дома, давайте вспомним, откуда мы начинаем свои путешествия. Витебский вокзал я уже описывал в одной из предыдущих статей, сегодня предлагаю поговорить о вокзале Финляндском.

Строительство железной дороги, которой суждено было соединить Великое Финляндское княжество и столицу Российской Империи длилось целых восемь лет и закончилось к 1870-му году. Тогда же на месте нынешнего вокзала появилось и первое здание. Сначала это было одноэтажное здание с двухэтажными боковыми павильонами. Сегодня это тоже невысокое здание, всего 8 метров в высоту, но невзрачным его назвать не повернется язык. Вокзал в нынешнем виде был открыт в 1960-м году (правда, в 70-х вид был подкорректирован и у вокзала убрали боковые корпуса). На главном фасаде имеется 17 огромных окон, обращенных к Неве, а в центре здания стоит башня с часами, ее высота почти 16 метров. Завершает картину 30-метровый шпиль над часами, который венчает звезда. Строго и функционально. А ночью башня с часами светится, что добавляет немного романтизма мужественному бетонному зданию.

Изображение Сергей Горбачев с сайта Pixabay
Изображение Сергей Горбачев с сайта Pixabay

С какими же фактами в жизни города и страны неразрывно связан Финляндский вокзал?

1. Вокзал и Ленин.

Здесь есть сразу несколько удивительных фактов:

  • вокзал был открыт в том же году, в каком родился Ленин;
  • улица, на которой стояло здание вокзала, называлась в эпоху Империи Симбирской. В честь города, где Ленин родился (сегодня Ульяновск);
  • с Финляндского вокзала Ленин бежал под видом кочегара за границу;
  • на этот вокзал Ленин прибыл из эмиграции.

Поэтому перед вокзалом стоит памятник Владимиру Ильичу, а станция метро, выпускающая людей из подземки к вокзалу, называется Площадь Ленина. Также здесь, на вокзале, стоит поезд Н2-293, который в 1957-м году был передан финскими властями Советскому Союзу. На этом поезде Ленин спасался от временного правительства, а затем на нем же вернулся в Петроград в октябре 1917-го.

2. Блокада Ленинграда.

Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал оставался единственным из функционирующих вокзалов в городе. Отсюда эвакуировали женщин и детей, а также раненых. Первый такой поезд ушел с вокзала 23 января 1941-го года, а чуть позже наладилась и регулярная отправка поездов с эвакуированными. К марту в сутки уже уходили по 3-4 состава. После того, как в январе 1943-го удалось прорвать осаду Ленинграда, Финляндский вокзал стал также финишной точкой в продовольственной артерии блокадного города. И уже 7 февраля 1943-го года сюда прибывает первый поезд с провизией для голодающего города. Чтобы увековечить память "Дороги жизни", в 1973 году на перроне установили первый мемориальный километровый столб. Всего их 56, символизируют "Дорогу жизни" они через каждый километр.

3. Вокзал в кино.

Неудивительно, что такой фактурный и строгий вокзал, как Финляндский, не раз становился героем кинолент. Так, например, он появляется в фильме "Странные взрослые", где сцена со Львом Дуровым, бегущим за электричкой, запомнится многим зрителям. Вокзал был запечатлен также в фильмах "Его звали Роберт", "Золотая мина", "Дети, как дети".

Сегодня с Финляндского вокзала можно уехать на пригородных поездах сразу в нескольких направлениях: Сестрорецк, Выборг (по пути остановка Репино со знаменитой усадьбой), Кузнечное (по пути остановки Орехово, Лосево и Приозерск), Ладожское озеро, Невская дубровка. А также отсюда отправляется фирменный поезд "Аллегро", который домчит вас из Петербурга в Хельсинки всего за 3 часа 27 минут.