Со времен поздней Российской Империи были разговоры и идеи о строительстве моста или туннеля между материком и островом Сахалин, и во все времена итог был один, дорого, не рентабельно, и бессмысленно, по крайней мере так думали чиновники тех времен.
Для обсуждения целесообразности строительства моста или туннеля, а также его стоимости, сроков, для начала разберемся, что такое остров Сахалин.
Остров Сахалин самый большой остров России, вы только представьте, его длинна составляет около 948 км, а ширина варьируется от 26 км до 160 км. Население острова около 500 тысяч человек и это без вахтовиков и без учета нелегалов и временно проживающих на острове, иными словами довольно большая численность населения для острова, который по сути не имеет прямого выхода к материку и к своей стране в целом. Наивысшая точка острова около 1600 метров над уровнем моря, высота впечатляет. Природа на острове очень богатая и разнообразная, большинство регионов нашей страны могут только позавидовать такой красоте рельефа, природы, и таким объемам биологических ресурсов, регион входит в пятерку по углеводородным ресурсам, по объемам газового конденсата остров занимает 4 место, по газу 7 место в стране, по углю на 12 месте, по нефти на 13 месте, большие запасы и других ресурсов от золота до ртути и платины. Иными словами, данный остров довольно богат на ресурсы и это только по разведанным запасам. Регион имеет высокий уровень туристической привлекательности и потенциала роста туриндустрии и переработки ресурсов. Средняя температура в январе -18 -20, летом температура "играет" между +10 +18 гр.
Завершая первую часть статьи, добавлю, что остров весьма богат ресурсами, остров не смотря на его огромные размеры, удаление от страны, и с учетом климата, имеет большое населения, почти 500 000 человек, и у острова огромный потенциал с точки зрения развития экономики, добычи природных ресурсов, туризма и экспорта готовой продукции на материк и за границу.
Многие предлагали в свое время построить данный мост или тоннель и в итоге проект забраковывали по разным причинам. Многие знают, что Сахалинский тоннель начинали строить во времена правления Сталина, туда загнали заключенных с материка, сформировали бригады, началась стройка, строили не только тоннель, но и инфраструктуру на материке. В итоге после смерти вождя, И.В. Сталина, новое руководство страны решило, что данный проект, как и некоторые другие, не нужны народу и в частности данному новому руководству страны, проект завершили, частично тоннели завалили. И это при том, что были потрачены годы на проектирование, строительство инфраструктуры, части тоннеля, погибли на стройке сотни заключенных, потрачены были миллиарды рублей советских, вместо того, чтобы проект в итоге завершить и соединить материк и самый большой остров страны с домом, чиновники решили, что т.к. его начал Сталин, значит мы должны его закрыть. В пустую деньги, затраченные силы тысяч людей и гибель заключенных, а еще большую и странную ошибку сделали, потребовав завалить ту часть туннеля, которую построили, но последнее не имеет официальных фактов, больше только слухи, но не удивлюсь, что это правда. Вот так ценили в те годы, труд людей, деньги населения и в целом бюджетные средства.
Нужно понимать, что сейчас на остров можно попасть на самолете, вертолете, в летний период на пароме, зимой пролив замерзает часто. Для постоянной стабильной связи с материком, острову нужен мост, хотя бы железнодорожный. Самое узкое место пролива Невельского между мысов Лазарева, находящегося на материковой части нашей страны и мысом Погиби, находящегося на острове около 7,3 км, средняя глубина 7,1 м. Иными словами расстояние не серьезное, т.к. мы знаем примеры из нашей истории, да и Китайской,Европейской, Канадской, когда строят в сложных климатических, рельефных условиях мосты и туннели, которые имеют длину более 10 км, глубина так же не критична для строительства.
Так нужен ли мост на Сахалин? С моей точки зрения нужен и важен! Мост решит много проблем восточной части страны в целом, и в частности Сахалина. К примеру, железнодорожный мост приведет к тому, что у жителей острова и материка появится дешевая и более быстрая, круглогодичная возможность приезжать на материк и наоборот с материка на остров. Люди станут более мобильными. Цена на товары и продукты в целом должны снизиться, т.к. на поезде в разы дешевле и быстрее доставлять товары на остров, к тому же современные грузовые поезда могут за раз привозить по 50-60 вагонов груза, к тому же круглый год будет работать доставка, а не только в период паромной связи. Возрастет объем торговли в регионе, за счет более качественной логистики, лучшей связи региона и городов. У населения сократятся расходы не только на продукты, топливо, одежду и обувь, а в принципе на многое, в том числе на бытовую технику, химию,лекарства и др. Компании и бизнес в целом, смогут больше поставлять грузов в регион по данному мосту, смогут улучшить свою логистику, а так же будет больше инвестиций на остров, появятся рабочие места, причем круглогодичные. Конечно такой мост поможет не только уголь и газ доставлять на материк и на экспорт, но и может при запуске пассажирских скоростных поездов привлечь туристов из России и Азии, возможно из Европы, а туристы, это деньги в экономику региона, туристической отрасли, новые рабочие места опять же. Плюсов в этом очень много, как для экономики региона и острова, так и для жизни людей, люди почувствуют, что они не брошены, что они граждане Великой страны, что страна наша огромная, страна развивается, и строит новые важные мега проекты, которые нужны не только бизнесу, но и обычным людям, как мы с вами.
Цена моста вас может смутить и не только вас, но и бизнес. В целом звучали в 2018-2019 годах цифры от 420-480млр. рублей, цифры огромные, окупаемость от 20-25 лет, на мой взгляд, уже факт того, что есть окупаемость, и пускай через 20-25 лет, уже хорошо, т.к. данный мост, как и другие мосты, и мега проекты нужны нашей стране и нашему многонациональному народу, как показала история, деньги уходят, остаются только те вещи, которые построили, деньги все равно потратим на что-то, а мост останется минимум на 100 лет и принесет блага всем жителям региона и экономики.
Сейчас идет проектирование данного моста, РЖД заложила данный проект в свою инвестиционную программу на будущее, пока нет точных сроков реализации проекта, нет точной стоимости, и нет понимания, как он будет выглядеть, но уже факт того, что мост будет, уже нас радует, и надеюсь, что все таки лет через 5, данный мост будет готов, и пойдут поезда по нему!
Друзья, надеюсь статья вам была интересна, подписывайтесь на канал, комментируйте, буду рад обсудить данную тему! Всем добра!
#экономика #россия #мегапроект #туризм #строительство