Швейцария – это не только часы, шоколад, сыр и Альпы. Это еще и автомобили. И любимые места. Для меня – Морж (Morges), Веве (Vevey), Монтре (Montreux), Шильонский замок (Château de Chillon). Вот прямо сейчас о них и расскажу. А что еще делать, когда тебя «самоизолировали»?
Несколько бесполезных соображений
На первый взгляд, заголовок кажется бессмысленным, ну, потому что либо тоска, либо ностальгия. А у меня – масло масленое. Это потому что я так давно не ностальгировал, что аж затосковал. Чтобы окончательно не впасть в мрачную меланхолию, сел за «мемуары». Беру это слово в кавычки, потому что миллионы людей могут такое припомнить, что мне и не снилось. Но, во-первых, не все пишут, а, во-вторых, у каждого имеется свой взгляд на место, время, событие.
Мне, например, могут возразить: «Ну, что такое – Морж, Веве? Вот Невшатель, Берн или шато в Альпах прямо над облаками – это круто!» Согласен!! Голосую за это всеми своими конечностями!!! Но что касается меня, то свои отпуска, а потом и старость, я хотел бы провести именно в Веве, периодически совершая набеги на Морж, Монтре и Шильонский замок.
Это – моя первая любовь, а избавиться от нее, как известно, очень трудно. Но почему именно эти четыре места (есть, правда, и пятое, но о нем – отдельно и в следующий раз)? А потому что в марте в Женеве проходит самое престижное в мире мотор-шоу. Проходило… Потому что нынче не было ничего. Автосалон отменили. Коронавирус. Похоже, он здорово изменит мир. Возможно, все автовыставки, которые собирают толпы народа из разных стран, отныне будут проходить в режиме онлайн. Но это уже не то…
В общем, не знаю, как там все будет, но первое, что я увидел в Швейцарии помимо выставочного комплекса Palexpo и суетливой Женевы были Веве, Монтре и Шильон, которые мы с коллегой объехали на прокатном Opel Corsa. Это было сказочное путешествие, которое я повторял не однажды, добавив к любимым местам городок Морж и еще несколько населенных пунктов.
Здравствуй, Чарли!
Airbus A321, вылетевший из Шереметьево, садится в 11:55 по местному времени. Полчаса на формальности и я уже полной грудью вдыхаю пьянящий воздух. Солнце расталкивает облака – плюс 12 по Цельсию. Еще не было случая, чтобы Женева встречала меня плохой погодой! Но мне не сюда.
Спускаюсь на железнодорожную станцию, которая расположена почти под зданием аэропорта и жду поезд на Веве. Еще примерно час пути, и я окажусь в настоящей сказке: Альпы, Женевское озеро, а между ними, частично на узкой береговой полоске, частично на склонах приютился этот потрясающий городок.
Номер в отеле The Famille давно забронирован («три звезды» - это даже перебор, ведь гостиничка нужна мне только для сна). Место очень удобное - три минуты ходьбы до железнодорожного вокзала, 400 метров от роскошной набережной.
The Famille – без особых изысков, но номера здесь очень милые. Кстати, у них есть своя фишка – закрывающиеся снаружи ставни, как у большинства средневековых домов города. Еще - замечательный шведский стол с обилием сыров и даже карта Riviera, дающая постояльцам 50% скидки на посещение музеев, различных массовых мероприятий, а также круизов и еще чего-то там.
Бросаю, не распаковывая, вещи и – скорее в город, к одному своему знакомцу в бронзе. Ну, здравствуй, Чарли!.. Я адресую это приветствие великому комику, памятник которому установлен в сквере который тянется вдоль Женевского озера. Но почему в Веве? А потому что 25 последних лет своей жизни Чарльз Спенсер Чаплин жил вместе с семьей именно здесь, в поместье Manoir de Ban. И похоронен он на местном кладбище.
Если будете в Веве, посетите дом-музей «Мир Чаплина», где, помимо личных вещей, собран реквизит фильмов, а еще – 30 восковых фигур, воссоздающих творческий путь актера.
И статуэтка Чаплина, купленная в Веве – отличный сувенир на память об этом замечательном городке, первые упоминания о котором относятся к XIII веку.
В свое время Веве был важным перевалочным пунктом между Римом и Британией, Пьемонтом и Бургундией, а потом стал городом-курортом. И в этом статусе его почитали Достоевский, Набоков, Чайковский, Сенкевич, Гюго, Джеймс и многие другие. А граф Шувалов выделил деньги на православную церковь Святой Варвары, которую построили в 1878 году. Кстати, она располагается неподалеку от отеля The Famille.
Прибрежную часть Веве обойти можно довольно быстро. Но не советую спешить. Гулять нужно с чувством и с толком, наслаждаясь узенькими улочками, которые иногда сплетаются в лабиринт, сказочными какими-то домами и великолепным воздухом с гор и с озера – этим живительным коктейлем.
Вы конечно, не минуете площадь Grand-Place, где в выходные проходят многочисленные ярмарки, а под сводами центра туризма организуется что-то вроде нашей барахолки, правда «барахло» здесь, иной раз, сгодится и для музея… Загляните в кафе De La Clef, где откушивал вкуснейшие фондю и рыбу сам Жан Жак Руссо аж в 1730 году, или посидите в баре Sherlock Holmes – великий сыщик здесь, понятно, не бывал, но все равно интересно.
Поднимитесь фуникулере на гору Монт-Пелерин, и вы увидите роскошную панораму с высоты 800 метров. Или прокатитесь на кораблике по Женевскому озеру (отсюда легко попасть во Францию – она на другом берегу, рукой подать). Или загляните в музей фотографии. Да, и местное вино попробуйте! И у вас уже язык не повернется сказать, что в Швейцарии жизнь скучна...
Встречи в Монтре
От Веве до Монтре – совсем ничего. Минут пятнадцать на автобусе либо примерно столько же на электричке – и вы одном из самых известных и дорогих курортов в Европе. Но богатство отдыхающих здесь не выпячивается. Неподалеку от площади, где установлен памятник Фредди Меркьюри, расположен большой универмаг, где цены – вполне человеческие. А по пути в Шильонский замок я захожу в пиццерию, где тоже все демократично. И вкусно.
Впрочем, я немного забегаю вперед. Выходить лучше перед сквером у берега озера. Тут – сад скульптур. Вот писатель Владимир Набоков, балансируя на стуле, задумался о чем-то своем, вот Рэй Чарльз исполняет свой очередной хит… Набоков жил в Монтре 17 лет, снимая с женой номер в очень дорогом отеле Montreux Palace. А великий американский певец и пианист участвовал в джазовых фестивалях, которые проводятся в Монтре вот уже более полувека. Увы, в этом году он отменен. «Корона»…
Уж если говорить о монументах, то самый знаменитый из них посвящен лидеру всемирно известной группы «Queen». Трехметровый Фредди Меркьюри вскинул правую руку вверх, левая сжимает микрофон. Таким его запомнили по концерту на лондонском стадионе «Уэмбли» в 1986 году. Говорят у подножия монумента всегда можно видеть охапки живых цветов. Это – преувеличение, но в Монтре Меркьюри помнят и почитают. Свои последние годы выдающийся рок-музыкант провел именно здесь, работая над своим последним альбомом.
«Made in heaven» записывали на студии звукозаписи «Mountain Studios», принадлежавшей «Queen». Студия существует и сегодня, но уже в качестве музея. И расположена она, как и прежде, в здании казино Монтрё. Знаете, ребята, Фредди и его друзья как будто только что ушли с репетиции, оставив после себя небольшой творческий беспорядок. Инструменты, посуда, костюмы… Все как тогда.
А погода немного портится. Дождь. Однако здесь не бывает сильных ветров и резких перепадов температур. Значит, в Шильонский замок пойду пешком. Это – замечательная прогулка по узкой полоске берега. Слева – Альпы, справа – Женевское озеро. И – потрясающий воздух, от которого можно запьянеть.
Фото автора
(Продолжение следует)