4 подписчика

Советская мультипликация: 1950–60-е годы

450 прочитали
1950-е года стали временем расцвета технологии ротоскопирования. Лучшими работами созданными советскими мультипликаторами при помощи данной технологии являются «Цветик-семицветик» и «Снежная королева».

1950-е года стали временем расцвета технологии ротоскопирования. Лучшими работами созданными советскими мультипликаторами при помощи данной технологии являются «Цветик-семицветик» и «Снежная королева».
После смерти Сталина 1953 года в стране наступает период оттепели, отличительной чертой которого является появление определенной свободы во всех сферах культурной жизни. Для анимационной киноиндустрии одним из наиболее значительных последствий этих перемен является децентрализация советской мультипликационной индустрии, которая привела к созданию новых анимационных студий в Эстонии (Таллинн), Украине (Киев), Армения (Ереван) и Грузия (Тбилиси). Несмотря на создание новых производственных центров, «Союзмультфильм» сохранил свой статус крупнейшей и самой значительной в Советском Союзе.
Распространение телевидения после Второй мировой войны способствовало росту спроса на анимационную продукцию. И это, в свою очередь, привело к стилистическому упрощению анимации. «Модернистский стиль» или упрощенная анимация характеризуется резким сокращением количества движений персонажа, а также сильным акцентом на лаконичность формы и цвета.
«United Productions of America» (UPA, основанная в 1944 году) была первой студией, которая начала широко использовать упрощенную анимацию, так же этот стиль был близок режиссёрам Загребской школы, Душану Вукотичу, Ватрославу Мимице, Владиславу Кристлу. Круглые формы и особая пластика движений были заменены более простыми и лаконичными формами, которые в известном смысле означали возвращение к корням советской анимации - к постреволюционным карикатурам и агитационным плакатам. Упрощенная анимация была значительно проще в производстве, и это сильно сократило потребность в ресурсах индустрии, что привело к увеличению объемов производства. Кроме того, полный отказ от натуралистического стиля отчасти продиктовано политическими взаимоотношениями между СССР и Западом.
Подобно карикатуре и плакату, схематичная анимация часто подчеркивала современную среду обитания и социальные взаимоотношения людей. Помимо сказочных вселенных и природы, советская анимация начала изображать современные городские пейзажи и типичных персонажей своего времени. Например, мультфильм Фёдора Хитрука «История одного преступления» (1962 год) о тихом бухгалтере, которого шумные соседи доводят до совершения убийства. Эта сатирическая комедия отличается крайней лаконичностью. Здесь мы не увидим детальных фонов или реалистичных героев. Всё предельно просто, в кадре нет ничего лишнего. Например, спальня главного героя – это только кровать, тумбочка и будильник на ней.
Среди предельно простых и понятных форм, однако, встречаются элементы гиперреалестичности: по телевизору идёт реальная запись телепередачи. Надо сказать, что вместе с карикатурным стилем в советскую анимацию приходит такое понятие, как «мультфильмы для взрослых». Это не значит, что они строго противопоказаны детям. Но во многих произведениях, особенно в жанре сатиры, философского направления детское сознание еще не способно уловить тонкие намёки, метафоры и аллегории на явления, происходящие в обществе взрослых: маленькие люди, общественные и карьерные рамки, нетерпимость, взаимоотношения полов и т.п.
В эпоху застоя огромную популярность набирают мультипликационные сериалы «Крокодил Гена и Чебурашка» Романа Качанова (1969 -1971), «Винни-Пух» Фёдора Хитрука (1969-1972), «Малыш и Карлсон» Бориса Степанцева (1968-1970). Но особенно хорошо зрителями был принят анимационный сериал Вячеслава Котёночкина «Ну, погоди!» 1969-1993 года, он стал самым продолжительным мультсериалом, сделанным на «Союзмутфильме». Поскольку большинство этих персонажей были знакомы с их аудиториями и заслужили их постоянную привязанность на маленьком экране, важно также отметить возрастающую роль телевидения в аудиовизуальной культуре эпохи в целом и анимации в частности. Начиная с конца 1970-х годов, развитие телевидения привело к значительному изменению моделей медиа (включая анимацию). Теперь зрители могли смотреть анимационные фильмы в уединении своих домов, а также в кинотеатрах. Как и на Западе, телевидение стало преобладающим и невероятно влиятельным средством массовой информации.