Понятие истины было введено Парменидом, - пишет философ. Но ещё до Парменида к этому понятию прибегал царь Давид. Использовал его и Иисус Христос, когда беседовал с Понтием Пилатом.
Иисус: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат: Так Ты Царь?!
Иисус: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Ин 18: 36-37
Истина, как полагают философы, – это соответствие тех или иных знаний объективной реальности. Но не факт, что философское определение «истина» является единственно правильным.
Более того, критерий «правильность», понимаемый как соответствие того или иного знания некоему правилу (закону), не пригоден для оценки теорий, ведь истинные, казалось бы, теории со временем оказывались ложными. Так было, например, с геоцентризмом и наоборот: ложная кибернетика оказалась истинной.
Сказанное относится и к вечному спору креационистов с эволюционистами, которому не суждено разрешиться, потому что креационизм и эволюционизм – это несовместные мировоззрения. А системы координат, которая охватывала бы их, не существует...
Философы могут себе позволить исследовать те или иные вещи из любви к мудрствованию. Прочим познание необходимо для разрешения возникающих проблем: в познаниях не нуждается только тот, у кого нет проблем. В этом, собственно, и заключается основной постулат субъектологии – учения о субъектах...
Есть только две стратегии, одну из которых в тот или иной момент может выбрать проблемный субъект. Одна, присущая Западу, сводится к экспансии окружающей среды. Другая, свойственная Востоку, заключается в адаптации к ней …
Автору этих строк – дипломированному конструктору-технологу оптимальщику и субъектологу удалось найти методологию выбора стратегии, наиболее подходящей в сложившейся ситуации.
Об этой стратегии говорилось в докладе «Стратегия для России: выбирая между Западом и Востоком», тезисы которого автор представил участникам VII российского философского конгресса «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений». Но самодостаточные философы интереса к этому докладу не проявили…
Автор опубликовал немало материалов, в которых использовал субъектологию. В т. ч. статья «Как поступил бы Сталин», посвящённая пандемии коронавируса. По просьбе автора этой статьи с ней ознакомился, сделав ряд замечаний, философ Натан Солодухо.
Справка
Натан Моисеевич Солодухо заведует кафедрой философии Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. Будучи доктором философских наук, профессором, Солодухо возглавляет секцию «Фундаментальные проблемы философии и современная наука» Головного совета по философии МО РФ, является директором основанного им в КГТУ-КАИ «Центра ситуационных исследований».
В научной школе, которую создал Солодухо, разрабатываются четыре философских, общенаучных и междисциплинарных направления. Это исходная философская проблема соотношения бытия и небытия; общенаучный гомогенно-гетерогенный познавательный подход и общая теория неоднородности; междисциплинарные ситуационные исследования; общенаучная концепция «Всеобщая экология» и экологическая философия.
Замечания Натана Солодухо (Н. С.) привожу в вольном, точнее, произвольном изложении со своими комментариями.
Н. С. Эвальд Ильенков был прав, утверждая, что термин «абстрактный объект» противоречит логике.
Комментарий. Следовать логике нужно. Но, на мой взгляд, термин «абстрактный объект» ей ничуть не противоречит.
Н. С. Абстрактный объект вы понимаете, как вещь, существующую в действительности, но абстракция – это всего лишь плод нашего воображения.
Комментарий. Любой объект – это нечто, попадающее в поле зрения познающего субъекта, пусть даже это нечто и не существует в действительности...
Н. С. Качество находит своё отражение в одноимённом термине, представляющем форму мышления. Те или иные объекты мы наделяем некоторой характеристикой. Эту характеристику мы и обозначаем термином «качество».
Комментарий. Никакого качества вне познающего субъекта не существует, как не существует времени, информации и других абстрактных понятий. К числу абстракций относится и качество.
Внук автора этих строк – Илья, будучи ребёнком, уже понимал относительность качества. И, когда его спрашивали о вкусе того или иного блюда, отвечал вполне конкретно: «Мне вкусно (или невкусно)», давая понять, что вкусное для него может оказаться несъедобным для другого.
Китайцы, например, употребляют в пищу тараканов, которых разводят на специальных фермах. Но для европейцев поедание тараканов неприемлемо.
Н. С. Материя, - говорил Ленин, есть философская категория. Ею мы обозначаем объективную реальность. Что же касается термина «материя», то он представляет абстракцию, существующую вне- и независимо от нашего сознания.
Комментарий. Существует анекдот, иллюстрирующий реальность. К одесситу подходит приезжий с чемоданом и спрашивает: «Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал»? Знаете, - отвечает одессит, - вокзал там будет даже, если вы туда не пойдете!
Материя, конечно же, зависит от нашего сознания. Более того, мы – люди верующие убеждены в том, что материя – это продукт Высшего творения. Когда автору этих строк сказали, что усилием воли можно развеять облака, он этому не поверил. Но «сын ошибок трудных» такую возможность подтвердил. Найдутся и другие иллюстрации влияния сознания на материю. Например, телекинез…
Н. С. Качество может быть неустойчивым или неэффективным.
Комментарий. Неустойчивым или неэффективным может быть тот или иной объект, а не его качество. Всякий объект, попадающий в поле его зрения, познающий субъект оценивает позитивно, если этот объект способствует устремлениям субъекта, либо негативно – в противном случае.
Нейтральные объекты субъект не воспринимает. Так, например, лягушка замечает только движущиеся объекты, чем и пользуется уж, приманивающий это земноводное непрерывно движущимся язычком. Лягушка видит язычок, но самого ужа не замечает...
Н. С. Вы достаточно произвольно используете философские категории. Впрочем, так же поступают и другие самодеятельные исследователи. Именно это – неточное употребление философских понятий и имел ввиду Эвальд Ильенков.
Комментарий. Можем ли мы знать, что имел в виду Эвальд Васильевич, ныне покойный? Ильенков писал про маловразумительный термин «абстрактный объект», по его словам плохо вяжущийся с тем пониманием проблемы абстрактного и конкретного, которое свойственно диалектической традиции в Логике.
Философские догматы автора этих строк никак не ограничивают. Что же касается абстрактного объекта, то он тем и хорош, что обладает всего двумя свойствами. Это абстрактная устойчивость (способность существовать сколько-нибудь продолжительно в условиях переменчивой внешней среды), и эффективность, характеризующая тот минимум ресурсов, который необходимый и достаточен для устойчивого существования.
Н. С. Как пишет Георг Гегель, «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и теряя своё качество, перестаёт быть тем, что оно есть».
Комментарий. На мой взгляд, дефиниция качества Гегелю не удалась. Но он был совершенно прав, утверждая, что диалектическое противоречие является источником развития...
Н. С. Термин «объект» происходит от более общего понятия «объективная реальность».
Комментарий. Не соглашусь с этим: в общем случае объект может быть мнимым. Об окружающий нас мире. Он изначально создан целостным и гармоничным. Но, - как писал Маркс, - изучая природу мы её огрубляем и даже омертвляем. Однако можно ли понять устройство живого организма, исследуя бездыханное тело?!
Заключение
Адаму и Еве, пребывавшим в Эдемском саду, не было нужно ничего, даже одежды... Пока они, поддавшись дьявольскому искушению, не вкусили запретный плод древа познания добра и зла. Тогда-то им и открылась «истина», а вместе с ней… стыд и прочие плотские радости.
Грехопадение положило начало науке. Однако дать научное определение этому термину не способны даже большие учёные …