Найти в Дзене
ВестиFM+

Объезд Москвы патриархом Кириллом с иконой Божией Матери «Умиление»

Это келейная икона преподобного старца Серафима Саровского, жившего в 19-м веке в Дивеевском монастыре. Он ежевечерне перед сном молился перед ней. И называл ее «Радостью всех радостей». В богоборческие советские времена верующим удалось уберечь икону от уничтожения. В 90-е годы ХХ века она была передана из монастыря в домовый храм резиденции Патриарха Всея Руси Алексия Второго. Традиция обхода или объезда с иконами мест, в которых происходят чрезвычайные события, издавна принятая религиозная практика. Она призвана поднять дух, вселить уверенность в преодолении тягот и испытаний, укрепить веру в победу добра над злом. В истории Москвы было несколько таких эпизодов.  В 1395-м году в княжение Василия Первого, старшего сына Дмитрия Донского, на Русь наступали войска Тимура-Завоевателя (Тамерлана). Тамерлан разгромил ордынские ханства, татары бежали с Волги, ища убежища в русских княжествах. Укрылись в Ельце. В этой ситуации, уповая на волю божию, иерархи православной церкви приняли реше

Это келейная икона преподобного старца Серафима Саровского, жившего в 19-м веке в Дивеевском монастыре. Он ежевечерне перед сном молился перед ней. И называл ее «Радостью всех радостей». В богоборческие советские времена верующим удалось уберечь икону от уничтожения. В 90-е годы ХХ века она была передана из монастыря в домовый храм резиденции Патриарха Всея Руси Алексия Второго. Традиция обхода или объезда с иконами мест, в которых происходят чрезвычайные события, издавна принятая религиозная практика. Она призвана поднять дух, вселить уверенность в преодолении тягот и испытаний, укрепить веру в победу добра над злом. В истории Москвы было несколько таких эпизодов.  В 1395-м году в княжение Василия Первого, старшего сына Дмитрия Донского, на Русь наступали войска Тимура-Завоевателя (Тамерлана). Тамерлан разгромил ордынские ханства, татары бежали с Волги, ища убежища в русских княжествах. Укрылись в Ельце. В этой ситуации, уповая на волю божию, иерархи православной церкви приняли решение перенести в Москву святыню — образ Владимирской Божией Матери — из Владимира-на-Клязьме. Эта икона была привезена  на Киевскую Русь  еще в 12 веке из Константинополя. В 1155 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, вывез ее из Киева в свою резиденцию Боголюбово во Владимирской земле.В 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы.В 1591-м году Москва подверглась набегу со стороны крымских татар. Войска хана Казы II Гирея стояли уже на Воробьевых горах. Тогда было решено провести крестный ход во спасение Кремля от разрушения. Для этого была выбран образ Пресвятой Богородицы из Благовещенского храма Московского Кремля. Ее автором считается выдающийся иконописец Феофан Грек. Она была написана в 14-м веке. Икону перевезли в полковую церковь и совершили с ней крестный ход вокруг городских стен. На следующий день — 19 августа 1591— московские войска одержали победу над «крымчаками», достижение которой приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте походной полковой церкви был основан Донской монастырь. С той поры образ почитается как икона Донской Божией Матери. Установлено особое празднование в ее честь. С этого времени икону стали почитать как защитницу от иноверных и иноплеменных врагов.

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царствование Бориса Годунова. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада, но сам образ сохранился.

Драматические события Смутного времени неоднократно приводили к мысли обратиться к заступничеству православных святынь. В 1611 году патриарх Гермоген благословил воинов на противостояние польским интервентам. С иконой Казанской Божией матери был совершен крестный ход перед войсками Первого народного ополчения. Но одолеть тогда врага не удалось. В следующем, 1612 году, войска уже Второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским после молебна и крестного хода с иконой Казанской Богоматери пошли в бой под стены Новодевичьего монастыря и разгромили отряды польского гетмана Ходкевича.   «Руководители Второго ополчения истолковали явление иконы под Новодевичьем монастырём как то чудо, благодаря которому Новодевичий монастырь был взят и освобождён от части гарнизона польско-литовских войск. И затем она действительно сопровождала Второе ополчение». 

Андрей Светенко