10,5K подписчиков

Значимые взрослые на разных этапах взросления: кто они?

313 прочитали

Человек развивается все время с момента своего рождения. При этом успешная социализация ребенка – развитие речи, приобретение навыков поведения в той или иной ситуации, усвоение правил социума невозможны без участия находящихся рядом взрослых. Безусловно, самыми близкими взрослыми, теми, с кем на протяжении всей жизни мы находимся в мысленном диалоге, для нас становятся и навсегда остаются наши мамы и папы (или те, кто вместо них принимает на себя ответственность за нас и окружает необходимой заботой). Однако их влияние на становление личности не безгранично. В определенные периоды роста у каждого человека появляются люди, которых в психологии принято называть «значимыми взрослыми». Их появление обусловлено целым рядом закономерностей. Каких? Рассказываем в нашей статье.

Человек развивается все время с момента своего рождения.

Значимые взрослые – это…

Как мы уже сказали выше, речь в нашей статье пойдет о людях, которые имеют максимальное влияние и определяют становление личности на разных этапах, – о значимых взрослых. Кто они? Ответ зависит от того, в каком возрасте и какой жизненной ситуации находится ребенок.

1. От 0 до 7 лет – родители

Самые главные люди в жизни малыша, конечно, родители (или те, кто в силу обстоятельств их заменяет). Им ребенок доверяет безоговорочно, их мнение воспринимает как единственно верное, их поведение считает эталонным (на него и равняется). 

Помните, как в трогательном и очень добром советском мультфильме «Волк и теленок» серый хищник убеждает свою жертву, что он отец? Подводит к зеркалу и говорит: «Да ты что? Смотри: вылитый я!» – и «сын» ему с готовностью верит. 

Еще Аристотель сказал: «Природа не терпит пустоты», − важно, чтобы родители были рядом как можно чаще. Если мама с папой заняты на работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю, их заменит кто-то другой. В лучшем случае люди, которым можно доверять: бабушка, дедушка, старшая сестра. В худшем… Продолжение фразы вы знаете и сами.

2. От 7 до 14 лет – учитель или тренер

Круг общения ребенка расширяется, появляются другие важные для него взрослые. Это может быть кто-то из педагогов (скорее всего, классный руководитель, так как роль предметников в начальной школе минимальна) либо тренер в спортивной секции, учитель в кружке или студии. 

Родители вдруг замечают, что сын или дочь в разговоре часто ссылаются на мнение этого человека: «А вот Елена Юрьевна сказала, что так делать неправильно, нужно так-то и то-то». Кстати, такие реплики могут вызывать недовольство и ревность. Однако стоит подождать – уже к 13-14 годам ситуация в корне изменится.

3. От 14 до 18 лет – старший товарищ

Авторитет взрослых становится менее сильным, поскольку подросток пытается выйти из-под опеки и всячески продемонстрировать свою независимость. Кроме того, появляются темы, которые ему неудобно обсуждать с такими близкими еще совсем недавно родителями, тренером, учителем. Родители остаются значимыми, с их мнением подросток, безусловно, считается, но на первый план для него выходят сверстники, важнейшими и самыми ценными становятся ровеснические отношения, все чаще из его уст звучит: «Меня никто не понимает, кроме друга/подруги», «Предки устарели». Появляются увлечения «из протеста».

О чем должны помнить родители

Как мы уже говорили, для малыша родители крайне важны, они центр его вселенной. Но по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным и независимым. 

Мамам и папам стоит учитывать возрастные особенности каждого этапа формирования личности ребенка и соответствующим образом корректировать взаимоотношения с ним. Особое внимание следует уделить соблюдению правильной дистанции.

Подростковый период сложен для всех

Порой может показаться, что сохранить хорошие отношения с подростками невозможно. С одной стороны, они жаждут показать свою взрослость и независимость. С другой − демонстрируют явную неготовность быть самостоятельными, потребность в родительской опеке. Это порождает внутренний конфликт, который усиливается гормональной перестройкой в организме. Родители же зачастую подливают масла в огонь противоречивыми установками. Могут сказать в ответ на просьбу: «Нет, ты уже большой», – и через пару часов по другому поводу: «Нет, ты еще маленький». 

Чтобы не разрушить отношения на данном этапе, стоит помнить:

  • сложный период в отношениях с сыном или дочерью временный и к 18 годам, скорее всего, закончится;
  • если подростки грубят, спокойно, но твердо объясните, что с вами так разговаривать нельзя. Если назревает бурная сцена, выйдите из комнаты и вернитесь к обсуждению, когда все успокоятся.

Избавьте ребенка от мелочных придирок и гиперопеки. Установите минимум главных правил, которые нужно соблюдать. Например:

  • разговаривать спокойно, без криков и оскорблений;
  • вовремя делать уроки;
  • сообщать, куда, с кем и надолго ли уходишь из дома;
  • приходить домой не позже обозначенного часа.

Все остальное: прическу, стиль в одежде, любимую музыку, выбор профессии и т. д. – оставьте на откуп подростку. Даже если вам кажется, что он вот-вот совершит ошибку, например, захочет набить тату, помните, что пришло время признать − это его жизнь и его выбор. 

Папенькины дочки и маменькины сынки

Эти два типажа вырастают в результате непонимания взрослыми детской психологии и физиологии. Так бывает: сын или дочь растут, а родители будто не замечают этого и к 5-10-15-летнему отпрыску относятся как к годовалому младенцу. 

Тревога взрослых понятна: им так хочется защитить ребенка от опасностей, удержать его под своим крылышком, в тепле и покое. Но рано или поздно каждый попадает во взрослый мир, где нужно принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. И лучше, если человек будет к этому готов. В 10-15 лет набивать первые шишки как-то естественнее, чем в 30-35. 

Отдельно стоит сказать о другой крайности, когда ребенок становится сам для себя значимым взрослым. Это означает, что рядом с ним нет авторитетного старшего товарища. Подобное происходит, если родители как бы самоустраняются. Нет, формально они живут одной семьей, но не занимаются воспитанием, их присутствие ограничивается чисто бытовыми вопросами: чтобы был накормлен, одет-обут и т. д. Таким родителям не стать значимыми взрослыми для своих детей. И о развитии самостоятельности речь здесь не идет – ребенок всего лишь заложник ситуации. 

Воспитываем личность

Напоследок несколько рекомендаций, как воспитать свободного, ответственного и самодостаточного взрослого (подробно о воспитании ответственности у детей мы рассказывали здесь). 

1. Любите ребенка и уделяйте ему как можно больше времени. Доверительная и дружеская атмосфера в семье – подушка безопасности для него и в детстве, и потом, во взрослой жизни. Это подарит ему уверенность в себе и своих силах, оптимистичный взгляд на мир и избавит от ненужного психологического напряжения.

2. Позволяйте детям делать выбор и отвечать за последствия. Только так можно получить ценный опыт, а в детстве этот процесс намного безболезненнее. О том, насколько важна – особенно для подростка – возможность выбора, мы рассказывали в этой статье

3. Поручайте ребенку задачи в соответствии с его возрастом и возможностями, постепенно увеличивая сложность. Чем больше он способен что-то делать самостоятельно, в том числе и по дому, тем более уверенным и независимым человеком вырастет. И не нужно делить обязанности на якобы мужские и женские. 

4. Не сравнивайте сына или дочь с кем-либо. Не навешивайте ярлыки наподобие «ты ленивый», «несамостоятельный» – это может привести к закреплению подобных качеств. Делайте акцент на хорошем, всегда старайтесь подбодрить: «У тебя все получится», «Ты справишься».

5. Подчеркивайте важность саморазвития для успешной социализации в будущем. В наше время процесс самообразования становится непрерывным, причем в любой сфере деятельности. Читать книги, слушать лекции, получать практические навыки – личная ответственность подростка. Будьте примером для него. 

6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Как можно больше разговаривайте о том, что его волнует: о школьной жизни, отношениях с другими детьми, увлечениях, выборе профессии. Искренне интересуйтесь его мнением, показывайте, что оно действительно важно для вас. Не высмеивайте ребенка, даже если его рассуждения кажутся вам забавными или странными. Проявите чуткость и такт.

7. Учите думать, анализировать, сопоставлять факты, продумывать различные варианты развития событий и выбирать из них оптимальный, отстаивать собственное мнение. Обязательное качество ответственного и самодостаточного человека – наличие критического мышления (о его противоположности – клиповом мышлении – читайте здесь). 

И, конечно, взрослые должны следить за тем, чтобы самим находиться в ресурсном состоянии (почему оно важно и как его поддерживать, читайте в этой статье). 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.