Найти тему

В агрономы я пойду

фото автора
фото автора

Всем доброго времени суток.

В прошлой статье я вам рассказывал про наследственные отношения в нашей семье. Кто-то скажет зря не стал заниматься этим вопросом, надо мол дело до конца довести. А ответ мой очень прост - для меня ценность семейных отношений всегда будет выше материальных ценностей.

В этой статье я не буду снова мусолить тему наследства, которое мне не досталось, а расскажу что же сподвигло меня пойти учиться на агронома.

Итак начнём.

Учился я в обычной сельской школе. От других ребят не сильно отличался, разве что учеба давалась мне легче, да читал больше (спасибо матушке за любовь к книгам, она все детство мне сказки читала). Учился неплохо, двойки конечно тоже проскакивали. Радиотехникой увлекался, насколько было это возможно в то время. В общем жил жизнью обычного деревенского школьника конца 90-х начала 2000-х.

Батя мой, ныне покойный, работал в колхозе трактористом, а матушка, дай бог ей здоровья, трудилась в столовой. Характер у отца был не сахар, из серии - сказал, что бурундук это птичка и все сразу начали искать перья. Он не был жесток или агрессивен, скорее тверд и слегка сух, но сейчас не об этом.

В общем на дворе 2001 год, я закончил девятый класс, сдал все экзамены и ждал когда будут вручать аттестаты, чтобы отдать его обратно в школу и доучиться до одиннадцатого класса. Планировалось после окончания одиннадцатого класса буду учиться на радиотехника или радиомеханика. После сдачи экзаменов, лето вошло в привычное русло - картошка, огород, скотины целый двор, в перерывах купание на речке и ночные похождения - обычный набор пятнадцатилетнего мальчишки из начала 2000-х. Не было у нас мобильных телефонов, интернета, большого количества каналов на телевизоре, да и времени не было всем этим заниматься. В общем, по моей задумке, лето должно было пролететь в обычных делах и заботах, но все изменилось как говорится в один прекрасный момент. 17 лет прошло, а день запомнился на всю жизнь.

С утра сходил в школу, расписался за получение аттестата, тут же написал заявление, что иду в десятый класс, а вечером пришёл с работы батя. Пока мать собирала ужин, отец умывался в огороде, параллельно разговаривая со мной. Весь разговор не помню, помню фразу - ты на завтра ничего не планируй, есть у меня на тебя гениальный план. Умывшись и перекурив, батя пошёл ужинать, а я остался сидеть на лавочке под кухонным окном. Вторая фраза, сказанная отцом в тот вечер, определила мою судьбу на то лето, а лето 2001 дало направление в жизнь. Зашёл батя на кухню и садясь за стол, словно отбил на печатной машинке - молодому человеку на завтра спецовку и две пачки сигарет, он на работу идёт.

И никто не спрашивал, как я хочу провести лето, какие у меня планы, дела. С одной стороны, кажется что выбор сделали за меня, а сквозь время, спустя почти двадцать лет - я понимаю, что отец в тот момент сделал то что должен был сделать - он придал мне направление, правильное направление. Начало 2000-х время сложное, тяжёлое, непредсказуемое и 15-летний мальчишка, болтающийся в свободном полете, был подобен ничем не занятому солдату, вот-вот чего нибудь набедокурит.

Не могу сказать какие чувства наполняли меня в тот момент, но для нас, деревенских мальчишек конца 90-х - начала 2000-х факт устройства на работу, на реальную взрослую работу - был своего рода пропуском в жизнь. В ту жизнь, где из мальчишки вырастает мужик, грубоватый, заматеревший и имеющий свое мнение. Естественно все это появляется не сразу, но старт именно здесь.

Это была одна из самых длинных ночей в моей жизни, несмотря на то что утро настало раньше чем обычно. И вот я одетый в ушитую матерью за ночь батину спецовку, с двумя пачками сигарет в кармане, шагал рядом с отцом в сторону мехмастерской. Как я уже писал, отец работал трактористом, на тот момент в его распоряжении был трактор Т-150. Огромная машина, находилась в ремонтных мастерских и была разобрана по какой то причине (честно не помню, что там сломалось). Когда зашли в мастерскую отец показал на трактор и сказал - работать будешь со мной, прицепщиком( это вроде второго номера), основная задача - крутить гайки.

Потом инструктаж и лёгкая ознакомительная экскурсия, хотя мехмастерскую я знал, ибо нас с мальчишками туда периодически заносило.

В общем три дня мы с отцом собирали трактор. Параллельно с ремонтом отец, как преподаватель рассказывал о каждой детали, которую мы откручивали или прикручивали на место. К вечеру третьего дня сделав пробный пуск, отец своим ходом выехал из ремзоны и встал на свое обычное место под открытым небом. Завтра в поле.

На четвертый день поехали пахать, отец сразу обозначил:

- сегодня смотришь что да как, завтра будешь пробовать, поэтому запоминай сразу.

В общем к вечеру третьего дня, после выезда из ремзоны, батя спокойно сидел на расстеленной телогрейке в лесополосе, глядя как я разворачиваюсь закончив очередной проход.

Прошла неделя, с момента моего трудоустройства. Утром седьмого дня, отец выехал на заправленном тракторе с территории мехмастерской и остановился чтобы посадить меня за руль. Казалось бы ничего необычного, только в этот раз он вылез из трактора с фразой - пойдем покурим. А далее был следущий монолог:

- ты сейчас за руль, и дуй в поле, а я в ночь нынче поеду. Запомни - накосячишь ты, а отвечать мне. Обед тебе привезут, ужин тоже, к семи часам приедешь сюда.

Ну вот и все. Детство кончилось. Мне доверили огромную машину, наградив не менее огромной ответственностью. Страх подставить отца не давал хода хулиганским мыслям в моей голове, держал в тонусе.

Так прошла ещё одна неделя. Утром я один шел в мастерскую, встречал там отца, который передавал мне готовый к работе трактор и уходил домой отсыпаться. А вечером, он встречал меня около мехмастерской, чтобы уехать в ночь. У такого режима работы были огромные плюсы: зарплата сдельная, с гектара, мне платили 75 процентов от отца, а деньги шли в один котел.

Спустя две недели, после моего прихода в мастерскую, утром на очередном переменке к нам подошёл инженер с вопросом - пойдешь помощником на комбайн.

- конечно пойдет - не спрашивая моего мнения ответил отец, и кивнул - шагай!

К вечеру того же дня, я в полный рост крутил гайки на стареньком СК-5. А дальше по классике жанра - уборочная, тонны зерна, часы ремонта в борозде, и бесценный опыт который, как тогда казалось, определил мое направление в жизни. Осенью, придя в школу, я на 300 процентов был уверен что буду учиться на агронома.

Романтика причастности к взрослой жизни, чувство участия в большом общем деле, а может даже некая, тогда ещё детская наивность, сделали своё дело. Никто тогда не знал, что через каких то пять лет эта профессия окажется неоплачиваема, а порой и вообще не нужна.

А чувство ответственности за заросшие мелким лесом поля до сих пор осталось. Жаль смотреть на тихо умирающие деревни, но видимо это тенденции современного мира. Ценности меняются от поколения к поколению. Знания и опыт накопленный предками забывается и заменяется огромным потоком информации.

Надеюсь не сильно вас утомил. Всем добра и будьте здоровы.