В Индии до сих пор на пляжах кремируют тела умерших людей. Но какая связь между далекой Индией и сожжённым телом на берегу реки Ганг с закрытием Москвы в начале 1960-го года ? В 1959 году советский художник, дважды лауреат Сталинской премии Алексей Алексеевич Кокорекин присутствует на ритуале сожжения тела, делая зарисовки.
После возвращения в Москву в декабре 1959 года, у художника развивается кашель и повышается температура, супруга вызывает ему "скорую" и Кокорекина привозят в Боткинскую больницу. Молодая ординатор, узнав что пациент прибыл из Индии, высказала версию о заболевании со словами "а может у вас оспа?". Ее подозрения было неоцененно другими врачами и его кладут в инфекционное отделение с гриппозными больными. Как лауреату Сталинской премии, художнику делают исключение и разрешают его посещать друзьям и коллегам. По истечению недели художник умирает. Всем становится понятно, что смерть наступила от загадочной болезни с подозрением на привезенный вирус.
Далее такие же симптомы начинаются у врача, принимавшего Кокорекина. Тогда за дело принимается академик М.А.Морозов, разработавший способ распознания вируса "метод серебрения по Морозову", при таком способе вирус увеличивается и его можно увидеть. На предметном стекле с отпечатками он обнаруживает тельца Пашена, а это частицы вируса натуральной оспы. Немедленно было направлено письмо в министерство здравоохранения СССР с сообщением о наличии угрозы эпидемии.
Напомним что в Советском Союзе была уже вспышка оспы, но после 1936 года она не появлялась в стране. Оспа, как и чума, выкашивала периодически население всего мира и если не принимать меры, то от нее умирал каждый седьмой взрослый заболевший и каждый третий ребенок.
К делу подключается КГБ, запускается машина госбезопасности, всю Москву закрывают на карантин. Начинается отслеживание контактирующих с больными и далее по цепочке. На карантин сажают 11 тысяч человек. Нужно сказать, что некоторые группы людей посадили на карантин и в других городах, например в Риге, куда отъехали друзья Кокорекина.
В Москве, в закрытых фургонах, разъезжали в костюмах "пришельцев" и в черных очках (противочумные костюмы) - сотрудники эпидемиологической службы и медики для изоляции лиц контактирующих уже с больными. Принимается решение - вакцинировать весь город, но большой запас прививок есть только на Дальнем Востоке, а там нелетная погода для авиатранспорта и самолеты не могут взлететь. Москва в ожидании. Наконец прибывает первая партия вакцин и примерно за неделю прививают весь город - семь миллионов человек. Вдобавок были вакцинированы четыре миллиона жителей Подмосковья. Тем самым, эта акция стала самой масштабной акцией вакцинирования. Вся эта операция проходила под грифом секретности, все слухи пресекались КГБ, при разглашении информации из Москвы мог хлынуть поток людей и заразить другие регионы. Таким образом считается, что при оперативной работе на опережение в 1960 году удалось остановить "Черную оспу", завезенную из другой страны одним человеком. В 1970-х годах в рамках "мировой борьбы с оспой", делая вакцинацию, врачам из СССР удалось искоренить эту болезнь в Пакистане, Афганистане и странах Африки.
P.S. Дочь Кокорекина не была привита от оспы, но болезнь прошла мимо нее, в отличие от семи родственников. Всего от Алексея Кокорекина заразилось 19 человек, от них заразились ещё 23 человека и от последних - трое. Всего заразившихся в Москве было 46 человек, из них трое умерли.
И несколько кадров из кинофильма "В город пришла беда" 1966 года. Картина появилась спустя 6 лет после событий в Москве и мало кто знал, что фильм был основан на реальных событиях: