Найти в Дзене
Что ждать от власти?

Глава 17. Измучены тем, что ищут не живых, а мёртвых

Оглавление

Напомню: зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов, ушедших в поход под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. Почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель? Моё расследование даст ответ на этот и многие другие вопросы. Попутно очищу трагическую историю от массы мутных мифов и вранья, которые налипли на неё.

Группа Слобцова и охотники-манси 2 марта нашли лабаз дятловцев. В лесу, недалеко от лагеря поисковиков. До этого теплилась надежда: с продуктами ненайденные четверо могли где-то продержаться. Теперь надежда рухнула. Рухнула безнадёжно.

Стали искать мёртвых – четверых оставшихся дятловцев.

Морально измучены тем, что ищут не живых, а мёртвых. Блинов, участник поисков, уже в наши дни припоминает: «Выдали нам сапоги кирзовые, деньги на дорогу и настроение на работу». Употребляет Блинов слово «работа» и это действительно была работа – тяжёлая, тупая, изматывающая.

Блинов на поисках отработал в двух сменах. Когда прилетел второй раз, то отмечает в дневнике:

«Лагерь за полтора месяца очень сильно изменился. Лес кругом вырубили – строили вертолётную площадку. Капитально устроенный склад продуктов удивил меня, а содержимое склада просто не подаётся никакому сравнению. Продуктов в нём месяца на два. Перед нами поставлена задача: обследовать реку Лозьву вниз по течению километра на три-четыре».

И описывает, как проходил день поисков: «Жизнь в лагере налаживается. Ребята понемногу освоились с обстановкой. Назначили одного повара постоянного и каждый день ему в придачу даётся поварёнок. Ложимся спать в десять часов, встаём в 7-7.30 утра».

От лагеря до района поисков 3 километра. С большим трудом взбираются на перевал. Иногда ветер такой, что рвет одежду. Часов с десяти начинается тяжкий труд. Встают в шеренгу - локоть к локтю - и протыкают штырями снег через каждые полметра.

Как пишет журналист Григорьев, «вначале рвались, не обедали, до пота работали. Потом, когда поняли, что они мёртвые, напряжение ослабло. Наступило молчание всюду. Особенно тяжело подействовали следы борьбы двоих за жизнь. Они ведь рвали на себе кальсоны, бросая их в огонь, чтобы он не погас. Они как железные боролись за жизнь». Да, тогда было предположение: рвали свою одежду, чтобы поддержать огонь в костре. Но это явная глупость.

Убавилось охотников участвовать в поисках. Аскинадзи вспоминает: «В середине апреля вызывают меня в партком УПИ и велят набирать группу студентов на поиски дятловцев… Мне с трудом удалось подобрать пятерых студентов, потому как никто не хотел ехать – сессия на носу. Я и сам предлагал начальству подождать с поисками, покуда растает снег. Но в парткоме и слушать не хотели. Нам только пообещали академотпуска и сохранение стипендий в случае нашей задержки на перевале».

День поиска выстраивался так. Подъём в 8. Завтрак. И в поле. От лагеря до района поисков 3 километра. С большим трудом взбираются на перевал. Иногда ветер такой, что рвёт одежду. Часов с десяти начинается тяжкий труд. Встают в шеренгу – локоть к локтю и протыкают штырями снег через каждые полметра. Случается, штырь упирается под снегом на что-то. С мыслью, что это труп, принимаются копать лопатой. Но пусто! На месте поисков три гряды камней. Высота каждой гряды метров 15. Их преодолевали каждый день. На перевале твёрдый наст.

В отчёте Союза спортивных обществ и организаций говорится о поисках:

«Начиная с 03.03.59 г. поисковый отряд перешёл на планомерное зондирование на месте катастрофы. Зондирование производилось металлическими шупами 1,5 м. Укол производился либо до грунта, либо при глубоком снеге на всю длину шупа. Люди следовали цепью с интервалом 1 м. На один м² площади приходилось 6-8 уколов. Работая с большим напряжением на плотном насте люди делали порядка 10 000 уколов в день каждый. Таким образом была обработана площадь примерно 30 000 кв. метров. Подозрительные участки были пройдены по 2 и 3 раза».

Подписан отчёт участниками поисков – мастером спорта К. Бардиным и перворазрядником Е. Шулешко».

-2

Из Москвы прибыли в Ивдель опытные туристы Кирилл Бардин, Семен Баскин, Евгений Шулешко. Они составят подробный отчет, как велись поиски. К определенным выводам, что стало причиной гибели туристов, они не пришли.

Якименко отметил в дневнике: «Сегодня, как и вчера, и все предыдущие дни работали на склоне. Выстраивались в шеренгу, длинными железными двухметровыми прутьями-щупами протыкали снег до упора (до земли) через каждые 40-50 см. Местами снег по колено, местами по пояс. Снег рыхлый, мы проваливаемся в нём почти до земли. Движемся медленно. И так – несколько часов. Потом возвращались в лагерь».

Тяжёлый это труд – искать трупы под снегом. Все смертельно уставшие. Метель валит с ног. Иногда так снег закрутит, что не видишь того, кто рядом. Если ветер сырой, то одежда обледеневает. Погода меняется мгновенно – метель вроде бы бескрайняя, но неожиданно заканчивается, и солнце сияет, а через полчаса вновь метель.

Настроение у поисковиков отвратное. У многих гадкая мысль: бросить поиски и рвануть отсюда. Шулятьев вспоминает: «Работа на поисках была не из лёгких, но мы в те дни не ощущали всего трагизма происшедшего. Это осознание пришло потом и присутствует постоянно». Зиновьев вспоминает: «Это была тяжёлая работа, мы изо дня в день аккуратно участок за участком протыкали зондами снеж­ный покров, но результатов не было».

Вечера в палатке – скучно, тоскливо, заняться нечем. Якименко описывает жильё: «Армейская взводная палатка 6 на 6 м. Посреди палатки кол. Он поддерживает потолок и скаты палатки. Возле кола железная печь. От неё идёт и расплывается по всему объёму палатки приятное тепло. Вдоль стен валяются рюкзаки, спальные мешки. Ближе к печи лежат валенки. На верёвке висят штормовки, ватники, бельё и прочая промокшая одежда. И везде сидят люди. Все замёрзшие, грязные, с красными обветренными лицами».

Блинов записал в дневник: «По вечерам делать было нечего, рассказывали были и небылицы. Оперативники забавляли нас всевозможными случаями из будней преступного мира. Анекдоты пользовались большой популярностью… Среди рассказчиков выделяется старший лейтенант Моисеев… Друг друга узнали поближе – все отношения упростились. Приятного мало, но вполне терпимо. Есть в лагере и другое развлечение – это служебная собака Альта. Она понимает каждое движение хозяина, забавляются с ней каждый день».

-3

Жили поисковики в армейской палатке. Посреди палатки кол. Он поддерживает потолок и скаты палатки. Возле кола железная печь. От нее идет и расплывается по всему объему палатки приятное тепло. Вдоль стен валяются рюкзаки, спальные мешки.

Журналист Григорьев рисует картину вечера в палатке:

«Печальную песню поют все. Печально аккомпанирует на гитаре один молодой паренек на гитаре. Потрескивают дрова в печке, гудит пламя в трубе. Около неё на банке из-под сгущённого молока сидит один паренёк-истопник и тоже поёт. Вокруг печки, около стенок палатки на спальных загнутых мешках лежат или сидят ребята. Сидят в шапках, штурмовках, валенках. Руководитель в свитере на ведре, в шерстяной шапочке, худощавый, высокий. Между колышками, на которых держится палатка, натянута проволока, а на ней висят два фонаря, фотоаппараты. К 3-м столбикам в привязанных банках из-под сгущённого молока стоят свечи. И все-таки в палатке полумрак.

На улице хотя ясно, но ветер что-то шалит. Он порывами налетает на палатку и ее натянутые стенки полога затреплются, зашатаются, закачаются фонари в палатке. Распахиваются матерчатые двери. Потянет холод, дымом. А песни все поют и поют и такие чудесные песни, то весёлые, разудалые… И так плакать хочется, печально, печально про гибель альпинистов во время обвалов в горах. Так печально, что плакать хочется».

Состав поискового отряда каждую неделю менялся.

Карелин вспоминает: «Я находился на поисковых работах в период с 27 февраля по 9 или 10 марта – точно не помню. Уже к 5-6 марта поисковикам стало ясно, что на склоне горы больше никого из дятловцев не стоит искать, так как весь склон был обследован».

И ещё один безрезультатный день. И ещё один день… И ещё… Каждый вечер радист морзянкой выстукивает: «Ничего нового. Поиски продолжаем».

Неволин вечером в палатке рассказал: в Швейцарии для поиска людей под глубоким снегом используют сенбернаров. А у в горных местах СССР нет таких собак. А в поисках трупов участвует только Альма. Она умница, но не для таких задач. Хотя вот Слободина отыскала.

(Иллюстрация – скан письма директору ВНИИ)

Родилась идея: написать письмо директору ВНИИ криминалистики прокуратуры СССР профессору Голунскому. В письме, подписанном прокурором Свердловской области Клиновым, крик о помощи: прислать на поиски основанный на свойствах ультразвука опытный прибор-иска­тель захороненных трупов! От миноискателей пользы никакой: на трупах туристов вряд ли есть массивные металлические предметы. Но не было тогда таких приборов по обнаружению трупов. Так что единственным прибором оставался щуп.

Появление огненных шаров

31 марта событие: Виктор Мещеряков вышел из палатки и увидел движущийся по небу светящийся шар. Разбудил всех. Минут 20 наблюдали движение шара, пока он не скрылся за склоном горы. Двигался он в северном направлении. Явление взбудоражило всех.

Возникло предположение: гибель дятловцев как-то связана с шаром. Послали в Ивдель подробную телеграмму: «31 марта в 4 утра в юго-восточном направлении дневальный Мещеряков заметил большое огненное кольцо, которое в течение 20 минут двигалось на нас, скрывшись затем за высотой 880. Перед тем как скрыться за горизонтом, из центра кольца появилась звезда, которая постепенно увеличивалась до размера луны, стала падать вниз, отделяясь от кольца. Необычное явление наблюдал весь личный состав, поднятый по тревоге. Просим объяснить это явление и его безопасность, так как в наших условиях это производит тревожное впечатление. Авенбург Потапов Согрин».

Так это ничем и не кончилось. Тогда никто и не предполагал, что огненный шар даст толчок мощный толчок развитию версии внеземного влияния на события в ночь с 1 на 2 февраля.

А поиски продолжались – унылые, безнадёжные.

На склонах и по долине постоянные сильные ветры, нередко достигающие 30 метров в секунду. Люди с трудом преодолевали мощные порывы. А если ещё и снегопад, то видимость сокращалась до 3-5 метров. Тяжело. Брусницын об ощущениях того периода поисков: «Дальше мы понимаем: всё, тупик. Нам тут делать нечего, усталость большая, нервы у всех на пределе».

Масленников передал чрезвычайной комиссии единодушное мнение всего поискового отряда: поиски следует временно прекратить до апреля, чтобы дождаться усадки снега. В ответ радиограмма: «Получив вашу телефонограмму, руководство областного ко­митета партии приняло ре­шение. Первое: продолжить поиски погибших товарищей и разыскать их, каких бы усилий ни стоило. Второе: заменить уставших товари­щей. Особенно из группы Слобцова. Горком партии принимает меры к замене группы манси Курикова. Ра­дист должен остаться у вас».