Найти тему
Красивые Кимры

Тайны нэповского дома в городе Кимры

Кимрские туроператоры заметили, что почти в каждой группе экскурсантов есть люди, для которых Кимры - не просто очередной провинциальный городок, а земля предков. Директор турагентства “Планета”, Виктория Янкевич, рассказала, что одна из таких туристов обратилась к директору Кимрского краеведческого музея, чтобы узнать что-нибудь про своего прадеда. Его звали Ефим Смирнов. Выяснилось, что в 1926 году он построил в Кимрах на улице Московской дом, который и по сей день является одним из самых необычных и интересных памятников русского деревянного модерна. В музее сохранились документы о том, что Ефим Смирнов был лишен гражданских прав - видимо, он, как и многие нэпманы в начале 30-х годов, стал жертвой репрессий.

Архитектура дома Ефима Смирнова интересна прежде всего обилием необычных декоративных деталей, отсылающих к греческой мифологии и символике различных сил природы. Кимрские ценители старины называют это здание “Дом-фавн”.

Полное архитектурное описание дома со своеобразным “переводом” языка древних символов сделано координатором кимрского отделения волонтерского движения “Том Сойер Фест”, Алексеем Молчановым.

  • На фронтоне парадного пристроя расположена фигура, благодаря которой дом и получил свое необычное прозвище. Две симметричные, вертикальные волюты, напоминающие бараньи рога.

Кимряки прозвали их рогами фавна. Фавн — в древнеримской мифологии добрый, милостивый бог (от лат. favere — быть благосклонным, отсюда же происходят имена Faustus, Faustulus, Favonius). В образе Фавна древние италийцы почитали доброго духа гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума и родоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальной культуры. При этом, наряду с единым личным божеством, верили в существование многих однородных и одноимённых с ним демонов, в которых были воплощены атрибуты самого Фавна. А еще фигура на фронтоне очень напоминает астрологический символ зодиакального созвездия Овен.

2. Эркер с необычным окном в форме перевернутого треугольника. По бокам фронтона также расположены два прямоугольных треугольника с причудливым завитком.

Возможно, завиток - это росток, символизирующий начало новой жизни. Что же касается треугольника - это сложный древний символ, имеющий множество скрытых смыслов и популярный во многих религиях. Так, например, это геометрическое выражение числа “три”, которое буквально пронизывает дом Смирнова, встречаясь в разных местах в различных проявлениях. В христианстве треугольник означает Святую Троицу, то есть триединства Отца, Сына и Святого Духа. В культуре античности имеющая вид треугольника «дельта» греческого алфавита считается дверью жизни, символом женского начала и плодородия. В пифагорейской системе она выступает символом создания космоса, а равносторонний треугольник — Афины как богини мудрости. Согласно энциклопедии знаков и символов, перевернутый треугольник символизирует луну, воду, пещеру, холод, дождь и женское начало. (А ещё треугольное окно было в полной загадок Хижине Чудес из знаменитого диснеевского мультсериала «Гравити Фоллз»).

3. Место стыковки карниза и фриза закрывает антаблемент с ионическим киматием.

Давайте разбираться с терминологией. В данном случае киматий - декоративный орнаментированный поясок на карнизе. А антаблементом можно назвать верхнюю конструкцию с колоннами, капители которых имеют такой же ионический декор. Ионический киматий состо­ит из меня­ю­щих­ся попе­ре­мен­но яйце­вид­ных и ост­ро­ко­неч­ных листо­вид­ных дета­лей, кото­рые часто допол­ня­ют­ся по сто­ро­нам аст­ра­га­ла­ми (цветами, листьями растения астрагал). Иони­че­ский кима­тий — преж­де все­го состав­ная часть антаб­ле­мен­та иони­че­ско­го орде­ра, был рас­про­стра­нен в антич­но­сти, встре­ча­ет­ся так­же в искус­стве Ренес­сан­са, барок­ко и клас­си­циз­ма.

4. К классической архитектуре Древней Греции нас также отсылает меандр на одной из боковых люкарн (выступов с окнами в скатах кровли).

-4

Меандр - это мотив геометрического орнамента, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками. Мотив волны также считают разновидностью меандра. Принято считать, что мотив меандра является одним из древнейших символов стихий.

5. Другая боковая люкарна, по мнению Алексея Молчанова, больше тяготеет к модерну, нежели к Древней Греции.

Шестиугольное окно подчёркнуто сдвоенными деревянными протяжками. Венчает всю композицию фасада люкарны интересный символ, не сразу заметный при осмотре – сосуд с цветами и фруктами, символизирующий изобилие и достаток. Каждый элемент этой фигуры выпилен отдельно и собран уже непосредственно на фасаде. Всего это украшение состоит из тридцати трех деталей (возможна отсылка к христианству, так как 33 - это возраст Христа).

6. Три больших парадных окна одеты в модерновые наличники в стиле немецкого фахверка.

Венчает наличник сандрик, с которого по бокам свисают серёжки в виде переплетённых лентами оливковых ветвей (опять тема Греции). На фризе сандриков, ниже ионического киматия также присутствуют три квадрата, символы всё тех же трёх божественных начал.

7. Цокольное окно на главном фасаде, около парадного крыльца, оформлено попроще, чем три парадных, и особо не выделяется из общей композиции.

-7

Скорее всего, это окно позднее, о чём свидетельствует типичный наличник, массово применявшийся в более позднее советское время. Следующие хозяева этого дома, видимо, старались не нарушить всю фасадную композицию и аккуратно вписали своё окно в неё. И у них это получилось!

В качестве финального вывода можно заметить, что число «три» является важным организующим моментом многих деталей постройки: три тумбы, стоящие на карнизе, три овальных медальона над тремя же окнами пристроя, три люкарны со слуховыми окнами и три парадных окна на главном фасаде. Символы плодородия, природы и стихий были мастерски зашифрованы архитектором для того, чтобы три божественных начала хранили этот дом и его хозяев.

P.S. Рассказ Виктории и Алексея об удивительном доме и о правнучке его создателя вызывают любопытство и восхищение. Теперь, когда я знаю об этом доме больше, хочется узнать и еще больше, подробнее погрузиться в символику архитектуры модерна, выучить красивые архитектурные термины. И, конечно же, показывать это дом всем моим друзьям, которые приезжают к нам в Кимры.

Надежда Титова

Источники:

В.Янкевич «Как туризм помогает людям узнать и сохранить свои корни»

А.Молчанов «Дом-фавн»

Энциклопедия архитектурных терминов

Энциклопедия знаков и символов