6 подписчиков

Карантин: ступор или выгода? Как сингапуро-казахстанский стартап двигается в условиях кризиса.

Источник: #erik_brolin из unsplash.com
Источник: #erik_brolin из unsplash.com

Нас зовут clock:ster. Мы являемся IT-стартапом и на рынке с 2018 года. Мы разрабатываем супердоступную и удобную HR-систему с крутой биометрией* и геофенсингом** для малого и среднего бизнеса. За несколько лет на нескольких рынках с самым разным профайлом клиентов (b2b), нас действительно переполняет гордость, что наш продукт несет пользу директорам и HR-менеджерам компаний, потому что так уж сложилось, никто не любит переплачивать, особенно в бизнесе. Хоть большая часть нашего межнационального коллектива и из Казахстана, у нас достаточно разношерстная команда: несколько людей из Индии, Сингапура и Ирана. Но сегодня речь пойдет не о людях (скорее всего об этом поговорим в следующих выпусках: как раз готовим серию фотоматериалов о том, как мы работаем «на удаленке»), а о том, как коронавирус накрыл рынки и clock:ster, и как мы пытается стойко этому противостоять.

Тот, кто дочитает до конца, ожидает приятный сюрприз!!

Источник: #brookecagle из unsplash.com
Источник: #brookecagle из unsplash.com

Пожалуй, никто сегодня с вероятностью в 100% не возьмется утверждать, когда весь этот кошмар закончится. Евросоюз кажется раздробленным как никогда раньше; Америка видала и более романтичные времена; страны юго-восточной Азии закрылись от всего мира и пытаются решить проблемы своими методами; Россия до последнего момента отрицала «статус кво»; Китай – ну что же, Китаю помогла его дисциплинированность. Однако все континенты объединило то, что помимо сокрушительных десятков тысяч человеческих смертей, малый и средний бизнес оказался на грани существования, и это без малейшей драматургии. Ясно одно – мир уже не будет прежним. Получилось так, что бизнес ощутил первым на себе, что такое, когда люди больше заботятся о своем благосостоянии и меньше о промискуитетном консюмеризме.

Сами будучи представителями малого и среднего бизнеса и находясь в карантинном режиме работы уже 3-ю неделю, постоянно сталкиваемся с напряжением в коллективе. И это учитывая, что у нас средний возраст сотрудника – 28 лет.

Во-первых, стало многим очевидно, что «удаленка» не эквивалентна офисной работе. Отсутствует живое динамичное обсуждение задач с коллегами, не поделишься в привычном формате шутками и новостями. Все же люди социальны в большей степени.

Во-вторых, ритм работы заметно замедляется. Вроде бы вот-вот заканчиваете пилить всей командой новую технологическую фичу, а ей нет все ни конца ни края.

В-третьих, если не постоянно, то почти регулярно, происходит недопонимание. В каком смысле? Из-за общей неопределенности, по дедлайнам какое-то вечное недопонимание. Даже по себе – запускаю таргет, а там задержка в связи с COVID-19...

Источник: скриншот из личного кабинета в Google AdWords
Источник: скриншот из личного кабинета в Google AdWords

И это все не про большую корпорацию, а про коллектив до 20 человек. Представляете, что стартап по природе своей гибкий и прогрессивный, испытывает трудности?

Однако не смотря на всю неизбежность и серость вышеописанного мы выработали некоторые пути и методы, которые скорее всего будут полезны директорам бизнесов в эти смутные времена.

Первое: ваши люди – ваша ценность. До бесконечности можно улучшать продукт или сервис, расширять сеть магазинов, вводить новые блюда в меню и тд. Но клиенты в итоге всегда будут приходить к «людям», к тем, кто с заботой делает это для них. В краткосрочной перспективе возможно бизнес и выиграет, что уволит большую часть своих сотрудников, но не стоит забывать, что все в этом мире идет по синусоиде: сегодня плохо, завтра хорошо. И скорее всего поддавшись импульсу, в будущем будет намного дороже нанимать и обучать новый персонал, чем тех, кого попытался хотя бы минимально удержать.

Второе: если на все посмотреть с другой стороны, нужно постараться словить момент, на что у компании постоянно выделялось время по остаточному принципу. Например, на этой неделе мы наконец-то решили твердо (как-то все человеческие ресурсы не доходили до этого), что ближайшие дни закончим разработку программы лояльности для клиентов. Это и массовый имейлинг, и подарочные промокоды, и каникулы, и многое другое. Полезно, не правда ли?

Третье: использовать этот карантин себе во благо. Например, несколько дней назад у нас был онлайн митинг. А поводом был тот самый злосчастный коронавирус, из-за которого нашему клиенту сейчас приходится очень несладко. Так вот, мы коллективно решили и пользуясь возможностью, объявляем о 3-х месячном запуске абсолютно бесплатного пользования сервисом каждому новому клиенту из России с 1 апреля 2020 года! А для существующих клиентов мы в индивидуальном порядке будем включать по запросу такие каникулы.

Источник: собственный продакшн clock:ster
Источник: собственный продакшн clock:ster

Почему было сложно решить именно в сторону клиента, потому что мы и сами сейчас не в лучшей финансовой форме (думается, что ощутим каждой клеточкой немного позже). Но очевидным для нас остается вот что: мы делаем clock:ster ради наших клиентов.

Наш продукт, который в первую очередь предназначен для компаний, где с дисциплиной сотрудников проблемы, призывает на время кризиса (и после) помочь разобраться с зарплатно-финансовым состоянием вашей компании: разложить каждого работника по полочкам и взглянуть на пути оптимизации расходов. В суматохе и неопределенности сейчас трудно найти изъяны в своей операционной деятельности, однако играть на долгосрочную перспективу все же придется, так как необходимо оптимально использовать свои и без того ограниченные финансовые ресурсы.

Это статья - была пробой пера, поэтому надеюсь контент залетел. Скажите, что понравилось или от чего глаза начали закрываться. Обязательно подписывайтесь на мой канал и до скорых встреч!

П.с. очевидно, что все рекомендации, которые тут приводятся – приводятся лишь с точки зрения управления бизнесом. Мы знаем и понимаем, что скорбь по близким не заменит никакой бизнес, поэтому заранее прошу не осуждать в чрезмерном «цинизме» данной статьи.

*Биометрия – система распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам (трёхмерная фотография лица и/или тела, образец голоса, отпечатки пальцев, рисунок вен руки, группа крови, специальное фото роговицы глаза и т.д.). clock:ster использует биометрию лица для идентификации сотрудника.

Интересные статьи на тему биометрии можно почитать на сайте: https://www.rbc.ru/tags/?tag=биометрия

**Геофенсинг - технология, которая позволяет создать виртуальную зону на карте и таргетировать клиентов, которые оказались в ней. В нашем случае, с помощью геофенсинга сотрудники одной компании привязываются к определенной точке (или точкам, все можно изменять в кабинете), с которой могут «клокиниться» лишь вокруг этой точки в радиусе 100м и тем самым показывать своему работодателю, что он оказался в офисе без опозданий.