Найти тему
2,9K подписчиков

Синий ланвен

2,7K прочитали

Любители исторического костюма знают, что мода часто дает интересные названия оттенкам тканей. Откуда они появляются и есть ли у этих названий авторы?

Хочу вам рассказать про модный цвет времен ар-деко "синий ланвен".

Известный французский кутюрье Жанна Ланвен (1867 - 1946) черпала свое вдохновение в книгах, путешествиях и живописи. Неравнодушна она была к эпохе рококо и Ренессансу. Придуманный ею фасон robe de style – дань увлечению галантным XVIII веком

robe de style от Жанны Ланвен
robe de style от Жанны Ланвен


Модель Ланвен. Обратите внимание на тень)
Модель Ланвен. Обратите внимание на тень)


Еще два платья от Жанны Ланвен. XX век или XVIII?)
Еще два платья от Жанны Ланвен. XX век или XVIII?)


Синий цвет в творчестве Жанны Ланвен появился под впечатлением от работ художников эпохи Возрождения.

Жанна любила синий цвет во всем разнообразии его оттенков, отсюда и название ее моделей одежды: "Сапфир", "Барвинок", "Индиго", "Витраж", "Берег", "Небесный синий ", "Лаванда",

"Лунный свет"
"Лунный свет"


"Синяя ночь"
"Синяя ночь"


"Голубой ангел"
"Голубой ангел"


"Голубой экспресс" (так назывался экспресс-поезд, на котором за ночь можно было доехать из Парижа до французской Ривьеры. В 20-е гг ХХ века он был синонимом роскоши и богемного образа жизни. Вам этот поезд наверняка знаком по дягилевскому балету, поставленному по либретто Жана Кокто "Голубой экспресс" или роману А. Кристи "Тайна "Голубого экспресса", убийство в котором расследует Э. Пуаро. Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Le_Train_Bleu)
"Голубой экспресс" (так назывался экспресс-поезд, на котором за ночь можно было доехать из Парижа до французской Ривьеры. В 20-е гг ХХ века он был синонимом роскоши и богемного образа жизни. Вам этот поезд наверняка знаком по дягилевскому балету, поставленному по либретто Жана Кокто "Голубой экспресс" или роману А. Кристи "Тайна "Голубого экспресса", убийство в котором расследует Э. Пуаро. Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Le_Train_Bleu)


В текстильном альбоме Жанны Ланвен коллекции для Биаррица 1920-го года можно найти образцы ткани, отделки и вышивки лавандового цвета, королевского синего, темно-синего, светло-синего и т.д.

Рисунки шляпок от Ланвен
Рисунки шляпок от Ланвен



Образец вышивки из альбома Ж. Ланвен
Образец вышивки из альбома Ж. Ланвен
Платье от Ланвен, 1920-е гг.
Платье от Ланвен, 1920-е гг.



Это платье от Ланвен вы можете посмотреть в 3D тут: http://www.nms-mode.co.uk/lanvin-robe-de-style/
Это платье от Ланвен вы можете посмотреть в 3D тут: http://www.nms-mode.co.uk/lanvin-robe-de-style/

Но особенно Жанна любила оттенок синего, который можно увидеть на картинах итальянского монаха, художника Фра Анджелико (настоящее имя Гвидо ди Пьетро, в постриге Джованни да Фьезоле, прозвище «Анджелико», т.е., «ангельский», дал ему Вазари, впечатленный манерой письма художника).

Coronation of the Virgin (Fra Angelico, Louvre). Деталь
Coronation of the Virgin (Fra Angelico, Louvre). Деталь

К слову, живописью Фра Анджелико восхищался и наш поэт Николай Гумилев, посвятивший художнику стихотворение «Фра Беато Анджелико»:

«...А краски, краски — ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освященном масле...»

Фра Анджелико. Это, наверное, самая известная его фреска «Благовещение» из музея в монастыре Сан-Марко (Флоренция)
Фра Анджелико. Это, наверное, самая известная его фреска «Благовещение» из музея в монастыре Сан-Марко (Флоренция)


Накидка от Ланвен по цвету и композиции напоминает плащ девы Марии с фрески Фра Анджелико.
Накидка от Ланвен по цвету и композиции напоминает плащ девы Марии с фрески Фра Анджелико.


Про цветы не скажу, а вот тот оттенок синего, присутствующий на картинах Фра Анджелико, который очень нравился Жанне Ланвен, достигался с помощью использования дорогого пигмента «лазурит».

Лазурит (ляпис лазурь) – это полудрагоценный камень, история которого восходит к пятому тысячелетью до нашей эры. Он еще использовался для изготовления ювелирных изделий для фараонов в Египте – из лазурита делали жуков-скаробеев, которых вкладывали в мумию вместо сердца.

Scarab of Sithathoryunet with the Name of Amenemhat III http://www.metmuseum.org/art/collection/search/545529
Scarab of Sithathoryunet with the Name of Amenemhat III http://www.metmuseum.org/art/collection/search/545529


Во времена Ренессанса лазурит в изобилии использовал Микеланджело для работы над фресками в Сикстинской капелле

Микеланджело, деталь фрески «Страшный суд»
Микеланджело, деталь фрески «Страшный суд»


у Джотто лазурит можно увидеть на фресках Капеллы Скровеньи в Падуе.

Джотто, фреска «Положение во гроб».
Джотто, фреска «Положение во гроб».


Особенно красиво этот оттенок синего смотрелся рядом с золотым, для этого художники Возрождения иногда использовали золотые листы.

Giovanni da Fiesole, called «Fra Angelico». Madonna of Humility, around 1433-1435
Giovanni da Fiesole, called «Fra Angelico». Madonna of Humility, around 1433-1435


Модель Ж. Ланвен "Фра Анджелико"
Модель Ж. Ланвен "Фра Анджелико"


Сочетание синего и золотого (цвета неба и солнца) можно увидеть и в оформлении личного будуара Жанны Ланвен (дизайнер Арман-Альбер Рато (Armand-Albert Rateau))

Фото отсюда http://www.lesartsdecoratifs.fr/francais/musees/musee-des-arts-decoratifs/parcours/art-nouveau-art-deco/l-appartement-prive-de-jeanne-lanvin-par-armand-albert-rateau-1924-1925/

Мебель, которую Арман-Альбер Рато разработал в 1928 году для квартиры Ланвен на улице Барбет-де-Жуи в Париже, была подарена Луи де Полиньяком в 1965 году Музею декоративного искусства в Париже, где вы сегодня и можете на нее полюбоваться (музей восстановил интерьер нескольких комнат Ж. Ланвен).
Рато был также и дизайнером флакона духов Ланвен
Arpège, который существует в черно-золотом и сине-золотом вариантах.

"Arpège". Paul Iribe and Armand Rateau. Источник фото http://catalogue.drouot.com/ref-drouot/lot-ventes-aux-encheres-drouot.jsp?id=2152021
"Arpège". Paul Iribe and Armand Rateau. Источник фото http://catalogue.drouot.com/ref-drouot/lot-ventes-aux-encheres-drouot.jsp?id=2152021


Разумеется, Ланвен делала модели различных цветов, она даже открыла завод по производству красителей. Но синий был все же самым любимым цветом дизайнера, а ренессансный синий - особенно, поэтому он сегодня и называется Lanvin blue...

И сегодня на подиумных показах Lanvin можно встретить этот оттенок синего - мне хочется верить, что таким образом дизайнеры марки отдают свою дань уважения основательнице Дома мод Жанне Ланвен...

Lanvin, ВЕСНА-ЛЕТО 2015, READY-TO-WEAR
Lanvin, ВЕСНА-ЛЕТО 2015, READY-TO-WEAR


Lanvin, ВЕСНА-ЛЕТО 2016
Lanvin, ВЕСНА-ЛЕТО 2016


Lanvin, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013/2014, READY-TO-WEAR
Lanvin, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013/2014, READY-TO-WEAR


Lanvin, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
Lanvin, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017


Ссылки по теме:

Про Ланвен пишет музей Метрополитен (Нью-Йорк) http://www.metmuseum.org/art/collection/search/157340

Стихотворение Гумилева https://gumilev.ru/verses