В 2020 году исполняется 52 года ввода войск стран варшавского договора в Чехословакию, Предшествующие этому события получили романтическое название Пражская весна, Pražské jaro, если угодно. В этой статье я попытался описать события, которое привели к так называемой операции Дунай- ввод войск стран варшавского договора в Чехословакию.
После военная Чехословакия.
В 1948 была проведена полноценная земельная реформа с перераспределением в пользу трудящегося класса, завершение национализации промышленности, монополия на внешнею торговлю и принятие новой конституции, провозгласившей целью развития социализм.
Затем пятилетка с увеличением ВВП, а два раза, бурное развитие машиностроения, вторая пятилетка с увеличением объёма промышленного производства в четыре раза, коллективизация народного хозяйства, рост национального дохода в два с половинной раза.
Третья пятилетка.
А вот в третьей пятилетке произошло замедление темпов развития, ВВП почти не увеличивался, инвестиции в экономику сократились, а реальная заработная плата и личное потребление граждан впервые замедлили рост. Из причин возникновения проблем в чехословацкой экономике называются как не странно и рост в науки и образования. В первой половине 60-х количество специалистов умственного труда выросла аж на 41 процент. Появление большого количества работников незанятых напрямую в производстве стало одной из причин его сокращения при этом, и художники и писатели получали от государства зарплату, а студенты, которые в отличие от студентов капиталистических стран за учебу не платили, получали стипендию. Кроме того, каждый год на заводы приходили более 50000 тысяч обученных рабочих естественно их зарплата была высокой, что вело к росту себестоимости продукции. В 60 годы только 13 процентов чехословацких рабочих не имели законченного среднего образования. В тоже время государство с целью улучшения демографической ситуации наращивает строительство жилья, которое без платно предоставлялась молодым семьям. Конечно все это стало для чехословацкой экономики тяжёлым бременем, страна взяла на себя слишком много социальных обязательств по отношению к собственному населению. И вот еще до начала Пражской весны в Чехословакии решено провести реформы.
Реформы и их последствия.
Команду возглавил Отто Шик, свою экономическую теорию Шик характеризовал как третий путь экономической демократии путь альтернативный капитализму и социализму советского типа, немного забегая вперёд скажу, что после провала реформ, о которых идет речь Шик будет назначен вице-премьером чехословацкого правительства, так иногда бывает.
Реформаторы признавали необходимость плановой экономики на начальном этапе, но теперь, по их мнению, система утратила гибкость о уже не могла оперативно реагировать на быстро менявшиеся потребности населения. Дальше начались знакомые вещи введение элементов рыночного хозяйства, открытие чехословацкий экономики для международной конкуренции, активная антимонопольная политика и самостоятельность предприятий, за счет снижения роли государства. При этом реформаторы гарантировали населению 92% от их нормальной зарплаты за счет бюджета в случае убыточности их предприятия, также оставили нетронутой единую тарифную сетку- то есть например токарю пятого разряда нельзя было платить меньше чем предусматривал государственный тариф. Получалась занимательная картина прибыль остаётся предприятию, а убытки государству.
В результате растёт цена на продукцию, растут доходы предприятия соответственно растет зарплата трудящихся на этом предприятии, а вот производительность труда либо не растёт либо падает, население готово тратить свои деньги но тратить их нет возможности из за падения производительности труда при одновременном росте зарплат появляется дефицит. Реформаторы говорили о некой социалистической рыночной экономике, где рынок мирно будет существовать с отсутствием безработицы и прочими достижениями социализма вроде нулевой инфляции. Реформы особенно после 1967 года привели к резкому росту цен, за которым рост зарплат уже не поспевал.
Следует отметить, что позитивные результаты эксперимента были преувеличены, а негативные преуменьшены. Например, сторонники реформ утверждали, что все «экспериментальные» выполнили или перевыполнили план. Но план 1965 года был а целом по стране снижен его выполнили и работавшие «по-старому» предприятия. Зато «экспериментальные» предприятия резко повысили цены- в отдельных случаях на 100%.
1968
И так к 68 году Чехословакия подошла с экономикой, которая ощутила на себе сначала проблемы роста, а затем проблемы бездарных реформ, пытавшихся решить проблемы роста скачком в сторону, все это не способствовало повышению уровня доверия к социалистическому строю среди населения страны. Здесь нужно сделать паузу и задать резонный вопрос, а куда же смотрела партия? А партия как нестранно принимала в этих самых реформах активнейшие участие. В партии в это время продолжается инициированный еще товарищем Хрущевым процесс реабилитации, отменяются судебные приговоры, из тюрем и лагерей возвращаются буржуазные националисты троцкисты т уклонисты всех мастей. Проще говоря на волю, выпустили кучу последовательных антикоммунистов. Часто можно встретить утверждение что первый секретарь партии Антонин Новотный, был каким-то врагом реформ, это ошибка реформы реабилитации и амнистии полит зеков проводились уже во время его правления. Радикальные экономические реформы начал тоже Новотный. Кстати, именно режим сталиниста Новотного а не Пражская весна практически ввел свободу на поездки граждан ЧССР за границу. В 1968 году, первым секретарём стал Александр Дубчек, который лишь продолжил курс на либерализацию общества, путём прессы.
Логика скрытой рока контрреволюции была проста если коммунисты сами рассказывают в персе о чудовищных преступлениях Сталина и осуждают их, то о чем же они молчат, и если Сталин хуже Гитлера, который был исчадием ада но уничтожал хотя бы чужие народы а не свой собственный, то почему нельзя восстать против партии Сталина. Эта логика на фоне так называемой отмены цензуры и ухудшающегося экономического положения приводило к по-настоящему тревожным событиям. В верхах чехословацкой армии все громче раздавались голоса за выход страны из Варшавского договора и антисоветская агитация.
Но самым тревожным сигналом стало появления клуба активных беспартийных-КАН и клуба 231. В первом состояли беспартийные граждане который интересовались политикой в задачу клуб себе ставил быть противовесом компартии и победить ее на выборах. К 231 возник как организация бывших политзаключённых или всех невинно осуждённых после 1948 года. Клуб 231 занимался тем что составлял списки партийных и государственных работников ЧССР и рассылал их в свои периферийные отделения, а также распространял листовки и плакаты призывами долой КПЧ, долой СССР, смерть коммунизму. Также, листовки учили как устранять хозяйственных работников на заводах, как дискредитировать коммунистов и особенно функционеров, как разлагать заводские комитеты КПЧ, то есть клуб особо не скрываясь вел самую настоящую подрывную работу.
12 июля 68 года, близ села Митино было найдено несколько рюкзаков с оружием 20 автоматов Томсон и 30 пистолетов Вальтер, вазелин, использованный для консервации оружия явно не чехословацкого производства, согласно экспертизе, оружие законсервировано не более года назад.
Па данным чехословацкой службы госбезопасности на ноябрь 1968 года в городе Карловы Вары был запланирован съезд организации общества Судетских Немцев. Их лозунги были мы вернемся в Чехословакию без коммунистов и без чехов.
Границы ЧССР были открыты ликвидировались приграничные заграждения. Во многих источниках отмечается что по мимо специально подготовленных диверсантов в страну въехало большое количество священников Ватикана, деятельность которых была направлена на слияние с движением, направленным за независимость и либерализацию.
По указанию министра госбезопасности Иозеф Павела, выявленных контрразведкой шпионов западных стран не задерживали, а давали им возможность выехать.
Согласно многочисленным свидетельствам, Иозеф Павел по мере развития Пражской весны постепенно ликвидировал органы государственной безопасности, избавляясь от коммунистических кадров и сторонников Москвы. Своим сотрудникам, пытавшемся вести по обезвреживанию так называемых прогрессистов (КБА и К 231) грозил репрессиями.
Из справки КГБ СССР „о деятельности контрреволюционного подполья в Чехословакии“
“...К комитету ввода союзных войск в ЧССР, контрреволюционное подполье почти полностью деморализовало работу МВД и с помощью своего ставленника И.Павела сменила весь руководящий состав Министерства, переключило работу важнейших подразделений органов госбезопасности на выполнение целей контрреволюции…
Все это сопровождалось такими знакомыми всем, кто помнит перестройку, заигрываниями с молодёжью, возрождением традиций, внедрение элементов буржуазной культуры посредством кино и музыки, болтовнёй про гласность и плюрализм мнений, распространением тезисов о мирном сосуществование капитализма и социализма, сближение марксизма с крестьянством и конечно социализм с человеческим лицом.
Началась открытая критика методов работы КПЧ, профсоюзов и органов госбезопасности и юстиции, и как следствие сняли с постов ряд секретарей ЦК, руководителей Центрального совета профсоюзов, министра внутренних дел и генерального прокурора. Вот Иозеф Самркоски председатель национального собрания высшего законодательного органа ЧССР, совершенно открыто заявлял сто партия больше не будет руководить.
Помимо внутриполитической нестабильности отмечалась повышенная активность НАТО у чехословацких границ.
Со стороны советской стороны следовали бесконечные призывы одуматься, личные встречи, телефонные звонки, уговоры, переговоры. Дошло до того, что впервые за всю историю все политбюро, а полном составе выехало на встречу с представителями КПЧ.
Советское руководство требовала навести в стране порядок и прекратить антисоветскую истерию. Чехословацкие товарищи кивали, обещали, клялись все исправить и наладить, но все делали по-своему.
В процессе изучения темы возникает стойкое ощущение что остановить запущенный маховик так называемых реформ они не могли даже если действительно захотели, для этого им пришлось бы пойти на крайне непопулярные меры они оставили этот путь советскому руководству
Советский дипломат Валентин Фалин, возглавлявший в то время британский отдел МИД СССР: 16 августа, то есть за четверо суток до нашего вторжения в ЧССР, Брежневу звонил генеральный секретарь ЧССР Александр Дубчек и просил ввести советские войска. Как бы чехи не старались замолчать данный факт, запись телефонного разговора хранится в архиве.
Медведь никогда не сможет съесть ежа! …а если его побрить?!