Что надо знать о маркетплейсах. Так ли выгодно, как говорят? Подробный разбор

Что такое маркетплейс

Буквально это переводится как «рыночная площадь». Представьте палатки на рынке: в одной — овощи, в другой — одежда, в третьей — запчасти для велосипеда. Я прихожу и за один раз покупаю огурцы, ползунки и камеру для колеса. Дома говорю: «Я купила это на рынке». Хотя по сути я сделала покупки у трех разных ИП, которые арендовали там место. Маркетплейс — это тот же рынок, только в интернете.

Мелкие магазины заключают с маркетплейсом договор и размещают фото и описания своих товаров. Маркетплейс рекламирует эти товары, и покупатель заказывает их через его сайт. Потом маркетплейс передает заказы магазинам, и те привозят товары со своих складов. Но в отличие от рынка магазины не платят за аренду страниц на сайте, а перечисляют маркетплейсу комиссию с каждой продажи.

Есть маркетплейсы, которые продают только определенные товары. Например, «Ламода» — одежду, «Юлмарт» — в основном электронику. «Активизме-ру» — спорттовары.

Другие маркетплейсы продают вообще все. За рубежом так делают «Алиэкспресс», «Амазон» и «Ибэй». В России у меня на слуху «Озон», «Вайлдберриз», «Беру» и «Гудс». Там можно одновременно заказать макароны, подгузники и холодильник на одном маркетплейсе, а по сути мне их предоставят три разных интернет-магазина.

Маркетплейсы делятся на те, которые продают только чужие товары, и те, которые вместе с чужими продают еще и свои. «Озон» и «Беру» сами выступают как прямые продавцы и имеют склады с товарами, хотя у каждого еще больше двух тысяч магазинов-партнеров.

Что привлекает в маркетплейсах

Можно заказать все и сразу. Обычные интернет-магазины торгуют чем-то одним: техникой, продуктами, одеждой или инструментами для ремонта. Товары из разных категорий надо заказывать в разных магазинах, каждому платить за доставку и потом еще ждать пять разных курьеров.

Маркетплейсы продают сразу все. Люди могут заказывать на маркетплейсах все, кроме скоропортящихся продуктов — их покупают в обычных супермаркетах.

Если платье или ботинки на «Вайлдберриз» стоят столько же, сколько в мелком интернет-магазине, я все равно закажу в маркетплейсе. Там в пункте вывоза можно сколько угодно примерять вещи, ничего не взять и за доставку не платить. А курьер от мелкого магазина привезет одежду домой, но даст на примерку 15 минут. И если я ничего не куплю, все равно возьмет за доставку 200—300 Р.

Можно купить товары, которые закончились в обычных магазинах.

Например, в один магазин горнолыжных костюмов пришла новая коллекция. Костюмы из старой он стал продавать со скидкой. Несколько костюмов не купили ни в этом сезоне, ни в следующем. Владелец магазина не хотел, чтобы на его сайте были позапрошлогодние вещи, и решил оставить их описания только на сайте маркетплейса.

Экономия на маркетплейсах

Покупать по самой низкой цене.

На «Гудсе», «Озоне», «Вайлдберриз» и «Беру» цены тоже часто ниже, чем в мелких магазинах. Думаю, и они следят за конкурентами. Благодаря этому можно не сравнивать цены в ста мелких магазинах, а идти сразу на маркетплейсы, «Яндекс-маркет» и в официальный магазин производителя. В итоге быстро нахожу самую выгодную цену.

На «Вайлдберриз», «Беру» и «Озоне» один товар — один поставщик. А на «Гудсе» можно купить вещь у разных продавцов и выбрать лучшую цену.

Информировать, что у конкурентов цена ниже, и получаю скидку. Промониторить все цены в интернете невозможно, и маркетплейсы привлекают к этому покупателей. «Гудс» и «Вайлдберриз» дают скидку на товар, если я сообщу, где он дешевле. Для этого на страницах товаров есть специальная форма.

Но сообщать можно не о любых магазинах. Например, «Вайлдберриз» принимает к сравнению цены на технику у крупных конкурентов: «Эльдорадо», «Техпорта», «Евросети», «Связного» и десятка других. На детские товары — у «Акушерства», «Бабаду», «Детского мира», «Кораблика» и так далее. Ссылка на полный список всегда есть в форме для заявки.

На «Гудсе» на странице товара есть кнопка «Хочу дешевле». Когда нажимаете и видите форму для заявки. Если укажу в ней ссылку на сайт, где этот товар дешевле, получу скидкуа «Вайлдберриз» в полных условиях акции «Нашли дешевле» есть список магазинов, где можно искать более низкую цену. Ссылка на условия есть в форме для заявки

Внутренние акции маркетплейсов. Маркетплейсы для своих сотрудников часто делают скидки на целые категории товаров. Как правило это те товары, которые не особо рентабельны, но при этом они полностью исправны и в надлежащем качестве.

Бонусы. Бонусной системой на «Гудсе», «Озоне» и «Беру». «Гудс» возвращает баллами до 25% стоимости покупок, дарит бонусы за отзывы и на день рождения. Ими можно оплачивать до 50% заказа.

Накопительную скидку. На «Вайлдберриз» чем больше заказанных товаров вы выкупаете, тем выше скидка на все следующие покупки. Минимальная накопительная скидка — 5%, максимальная — 17%.

При расчете «Вайлдберриз» учитывает:

  • Сумму, на которую человек выкупил товаров за все время. например это 54 185 Р за два года.
  • Процент выкупа — он равен цене выкупленных товаров за последние 183 дня. Он считается так: Сумма всех товаров, которые я выкупила за 183 дня / (Цена заказанных товаров за 183 дня − Цена товаров, от которых я оказалась из-за брака) × 100%.

Допустим за последние 183 дня вы выкупили вещи на 26 785 Р, хотя заказывали на 34 967 Р. То есть сумма отказа — 8182 Р. Но от товаров на 1938 Р вы отказались из-за брака, и эту сумму вычли из суммы отказа.

Ваш процент выкупа = 26 785 / (34 967 − 1938) × 100% = 81,1%. Постоянная скидка на все товары — 15%.

  Что такое маркетплейс Буквально это переводится как «рыночная площадь». Представьте палатки на рынке: в одной — овощи, в другой — одежда, в третьей — запчасти для велосипеда.

Как тратить меньше, покупая на маркетплейсах

  • Сравнивайте цены на каждый товар на маркетплейсах, «Яндекс-маркете» и в официальном магазине производителя. Так можно найти самую низкую цену.
  • Если у конкурентов цена ниже, сообщайте в специальной форме и получайте от маркетплейса скидку.
  • Пользуйтесь одним аккаунтом на каждом маркетплейсе: так быстрее копить бонусы и зарабатывать накопительную скидку.
  • Ждите акций на доставку или набирайте на нужную сумму, чтобы она была бесплатной. Но даже если приходится платить, это обычно дешевле, чем доставка от прямого продавца.
  • Если хотите конкретную вещь, ищите ее на маркетплейсе: там часто продается обувь и одежда прошлых сезонов, да еще и со скидкой.
  • Чтобы заказывать нужный размер, читайте отзывы. Или примеряйте вещи в офлайн-магазинах, а потом заказывайте на маркетплейсах со скидкой.