Русский человек любит, чтобы одно слово значило сразу кучу всего. Мало верится, что народу не хватило фантазии при создании языка, берутся же откуда-то на библиотечных стеллажах 20-ти томные словари! Есть на этот счет слегка безумная гипотеза: дополнительные смыслы словам придавали намеренно, чтобы можно было отвертеться от любого высказывания и не отвечать "за базар". Ведь таких многозначных слов тьма-тьмущая. Одно из самых скользких - воспитание.
Происходит оно, очевидно, от "питание", то есть в древности детей достаточно было прокормить до сознательного возраста, чтобы считаться ответственным родителем.
Когда это перестало быть тяжелейшим трудом, можно было задуматься и о пище для ума. Теперь поддерживать жизнь ребёнка недостаточно, нужно ещё и напитывать его, как губку, всевозможными навыками и премудростями. Общины становились все больше, выстраивались сложные иерархии, отличающиеся от тех, что приняты в больших семьях или деревнях. Уже мало было научить неокрепший разум что-то делать, чтобы себя содержать, требовались умения вести себя в этом сложном обществе в строгом соответствии с правилами той касты, к которой нового человека причисляли по праву рождения. И до сих пор в бытовом смысле воспитание - это про то, что некрасиво ковыряться в носу и важно не перечить старшим.
Первое, чем нынче напитывают ребёнка, - это как раз запреты без объяснений. Иногда юный мозг настолько забит этими предустановками и ограничениями, что никакого стремления к познанию не возникает, все уже давно решило за него общество, чьим законам учат доверять беспрекословно. Разумнее было бы для начала дать человеку такие знания, из которых он самостоятельно сделал бы вывод, как следует вести себя в социуме и имел бы возможность проверить все на практике.
Воспитание часто припоминают и в негативном ключе, что-то вроде: ну вот оно, отцово воспитание! Причём отсутствие воспитания - тоже воспитание. Здесь почему-то не применим и буддистский принцип невмешательства. Ребёнка у матери-алкоголички заберут не по факту пьянства, а когда соседи заметят и доложат, что он беспрепятственно гуляет по ночам и ломает лавочки. И даже если ребёнка конфискуют в грудничковом возрасте, в дальнейшем любой его грешок будут приписывать дурному влиянию биологических родителей.
Мнение психоаналитиков на этот счет категорично: все, что есть в человеке дурного и гениального, приходит из детства, из семьи. Но ответная реакция психики на стимулы у всех разная.
Например, родители пьющие грубые неучи, но один ребёнок вырастает робким нервным интеллектуалом, а второй в точности повторяет судьбу папы и мамы.
Похоже, что значение воспитания сильно переоценено. Вернее, рассчитать его с научной точностью невозможно. В мозге миллионы нервных клеток, и как каждая из них расценит случайный раздражитель предугадать никому не под силу. Повлиять может что угодно: книги, музыка, интернет, друзья, случайные прохожие. А может не повлиять ничего из этого. Выходит, уже в детском возрасте у каждого мозга есть свой фильтр, что впитывать, а что отвергать. Всем тревожным родителям с чувством вины стоит выдохнуть: вы не боги, достаточно старания и любви.
Взгляните на своих предков: они заботились лишь о том, чтобы чадо не померло с голоду, но при этом процент подрастающих маньяков, суицидников и деградантов в обществе был не выше, чем сейчас.
Но пока людям навязывают необходимость перекладывать ответственность за свое поведение на родителей, работа для психоаналитиков не переведется. Может вместо сотни сеансов стоит рекомендовать присмотреться к себе? Несложно понять, какие явления внешнего мира влияют на личность благотворно, а какие нужно просто исключить. Ведь любой взрослый вправе отбросить зависимость от окружения и самостоятельно определять свою реальность.