Найти тему

Онлайн-торговля стала выгоднее магазинов — история успеха кыргызстанца в Москве

У его родителей были большие долги, он сам наделал много ошибок в бизнесе и почти отчаялся, но уже к 25 годам смог выкрутиться. Теперь в его московском офисе работают 35 сотрудников.

Чтобы встать на ноги и помочь родителям с выплатой кредитов, Бексултану Азимову и его брату много лет назад пришлось уехать в Москву и перепробовать разные виды деятельности. Наделав немало ошибок, предприниматель все-таки нашел способ прокормить семью — он продает стройматериалы по интернету.

Наше с братом детство было почти безоблачным. Жили мы в районе Аламединского базара, а отец был одним из первых оптовиков — стал возить розетки, плитку и другие строительные товары из России. Оборот был хороший, папа отгружал товар родственникам, а позже даже перестал толком контролировать происходящее. Потом торговцы переключились на дешевые подделки из Китая, и это стало началом всех бед.

Мы с братом учились в пятом–шестом классах, когда поняли, что у родителей возникли проблемы, и начали помогать отцу на складе. Брали упаковками изоленту и продавали ее на рынках "Чекиш-Ата", "Кудайберген", участвовали в тендерах, которые объявляли супермаркеты. Даже мама-домохозяйка открыла точку на "Джунхае".

Папа стал, как все, возить ширпотреб из Китая, но долги все равно росли как на дрожжах. Наступили трудные времена для нашей семьи. Последний транш на оплату кредитов в 500 тысяч рублей мы перевели в Кыргызстан в декабре 2019 года, а в целом находились в долговой яме больше 12 лет.

Каким бизнесом вы сейчас занимаетесь?

— Сегодня все больше кыргызов в России стараются работать на себя, и тот, кто преодолел все барьеры, становится успешным. Но все понимают: если человек говорит, что у него большой опыт в бизнесе, это еще не значит, что он успешный и богатый.

Я пробовал себя в разных направлениях: автосервис, продуктовый магазин, склады, интернет-магазин по продаже ковров... Не пошло — как говорится, не мое. Но неудачи в бизнесе стали для меня ценным уроком, теперь я избегаю прежних ошибок. Главный вывод — если не знаешь тему досконально, не надо в нее лезть.

В конце концов я понял, что мне хорошо удается комплектовать и продавать стройматериалы. Сейчас у нас с братом в Москве интернет-магазин по продаже стройматериалов — всего около 22 тысяч наименований. Наш магазин можно отыскать в двух маркетплейсах России: в оптовой и розничной продажах.

— Почему онлайн, а не реальный магазин?

Суть в том, что Москва полностью перешла на онлайн-заказы. Продается практически все — от еды до мебели, можно даже самолет купить (смеется). Поэтому для предпринимателя в мегаполисе, где живут 12 миллионов человек (плюс еще 7 миллионов в области) это очень выгодное дело. Словом, онлайн-торговля — это попытка заработать на лени горожан.

Хотя есть много крупных компаний, которые берут в аренду огромные площадки, но еще не успели развернуться лицом к интернету. Вот у них начались проблемы со сбытом, их магазины уже закрываются.

Сегодня в тренде — логистические центры. Мир меняется, и Москва тоже. Поэтому "Утконос" и "Озон" только богатеют — отказываться от реальных магазинов стало уже выгодно. К тому же сейчас на планете распространился коронавирус, и это еще один повод всем уйти в онлайн. Рост продаж в моей компании показывает, что я на правильном пути.

Сколько лет вы уже онлайн? Трудно ли работать?

— Мы открыли фирму в 2016 году, и сегодня у нас порядка 35 сотрудников. В строительный сезон "разрастаемся" до 40 и больше работников: менеджер, маркетолог, операторы, продавцы, грузчики и другие. Конечно, есть определенные сложности, но для того мы и работаем, чтобы их преодолевать.

Например, за то, чтобы нас можно было найти через крупнейший российский поисковик, платим Яндекс.Маркет и Яндекс.Директ немалые деньги — 300-400 тысяч рублей в месяц. Стоимость товара меняется каждый день, и мы часто не успеваем менять ценники, а за это можно вылететь из системы онлайн-торгов. Чтобы нам не выставляли штрафы, мы работаем с каждым клиентом и объясняем ситуацию. С мелким клиентом договариваешься быстро, а с вот с крупными разговор долгий и тяжелый.

— Как вы пришли к идее продаж через интернет? Неужели благодаря ошибкам?

— Отчасти вы правы — ошибки привели меня к тому, чем я занимаюсь сегодня. Моя главная ошибка была в самой идее — изначально я не туда и не так вкладывался. Направление выбирал по незнанию, а ведь не зря говорят, что парикмахерскую должен открывать парикмахер.

Многие предприниматели ищут инвестора, а я инвесторов не люблю. Это даже хуже, чем родственники в бизнесе — много обязательств и мало полета. Если бы мы, например, отдали склад инвестору, пришлось бы покупать товар только у него и по его ценам, а это уже мешает развитию. Сегодня у меня 50 поставщиков, и я всегда могу договориться о приемлемой цене. Продавцы пойдут мне навстречу и дадут товар, потому главное, чтобы он не залеживался.

— Не страшно было ошибаться?

— Мой папа 20 раз банкротился, и я много раз ошибался в бизнесе. После такого перестаешь бояться многих вещей.