Когда я читала в школе произведения Максима Горького - “На дне”, “Детство”, “Мать” - то думала, что в школьную программу включили его только лишь как революционного писателя. Вроде как рассказывал трудной жизни рабочего народа и о том, что нужно обязательно устроить революцию, свергнуть богатых и деньги раздать бедным.
Но, конечно, я была юной и ошибалась. Горький - самый печатаемый советский писатель и третий (после Пушкина и Льва Толстого) из самых печатаемых русских писателей.
До революции он получал такие гонорары, как в России, так и за рубежом, что мог хорошо так спонсировать движение большевиков. Только лишь за революционные идеи не платят. Максим Горький безусловно талантлив.
Кроме того, он сформировал детскую литературу в СССР. Писал статьи о том, какие книги читать детям и почему, давал рекомендации какие книги издавать, “собирал” детских писателей, убеждал взрослых писателей писать для детей. Его дело продолжили Чуковский и Маршак. И именно поэтому мы долгое время были самой читающей страной, да и сейчас мы много читаем (Китай нас, правда, опережает по чтению).
Потому что с детства привыкали к хорошим книгам, которые рекомендовал в первую очередь Максим Горький.
Почему же Горького издавали и читали?
Всё время арестовывали за революционную деятельность, но издавали увеличенными тиражами.
Дело в том, что Горький правдиво писал о жизни бедняков. Так мог написать, только человек, прошедший эту саму бедность, побывавший на самом дне.
Но мало ли было таких бедняков? Да пол страны не смогло дать детям образования, миллионы детей потеряли родителей (когда те болели, спивались, от голода умирали). А вот Горький был настолько силен духом, что именно он и смог выбраться.
Некогда читать? Смотри видео:
Да, он не закончил школу, зато много читал. Читал и цитировал философов — Ницше, Шопенгауэра, Каро.
Поэтому он и стал человеком, который на высоком художественном уровне, смог описать жизнь низших слоев. Так и стал он интересен и тем же беднякам, и богатым, образованным людям. И они тоже хотели знать, как живет народ.
Горький не приукрашивал жизнь
В феврале я рассказывала о Чарльзе Диккенсе:
Диккенс тоже в детстве познал бедность и тяжелый труд за копейки. Но у него была другая позиция: всегда хороший конец. Чтобы дети, прочитав, могли иметь надежду. Такие книги тоже нужно. Особенно сейчас, когда мировая эпидемия, лучше читать книги и себе и детям, где все заканчивается хорошо.
У Диккенса герои стремились чего-то достичь. Но у Горького другие герои. И он показывал все людские пороки. Герои пьесы “На дне”, например. Работать не хотят, менять жизнь не хотят. В общем, не может быть у таких людей счастливого хэппи-енда.
Горький как основатель детской литературы в СССР
Хотя он не был педагогом, он писал, говорил о воспитании. И как писатель, и как успешный издатель (он занимался до революции изданием книг), и как человек, получивший образование через книги, он рекомендовал книги к прочтению.
Его позиция по детской литературе была такова:
С ранних лет ребенок должен знакомиться с родным языком, с его красотой, силой, точностью, музыкальностью, то есть с духом русского языка.
Он говорил: «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм»
Как будто про наше время говорит, не правда ли?
Рекомендовал издавать для дошкольников сборники русских потешек, поговорок, сказок, песенок, считалок, дразнилок. То есть, всех форм русского народного творчества, которые можно приспособить для игры.
Ведь Пушкин, Лесков и другие писатели учились русскому языку на народном творчестве.
До 10 лет ребенок биологически нуждается в забавах. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре.
Поэтому, считал Горький, что знания в этом возрасте нужно подавать в игровой или в художественной форме. Язык образов (это сказки) - вот что отлично понимают дети.
Книга в этом возрасте должна быть смешная, развивать чувство юмора.
Максим Горький защищает сказку
В 30-е годы был спор среди педагогов, писателей, руководства страны: полезна ли сказка или вредна.
Луначарский, Крупская говорили: вредна. Отвлекает детей от реальности., от коммунистических идей.
Горький же был за сказку, говорил, что сказка успокаивает детей, развивает ум. С помощью сказки ребенок может заглядывать на несколько шагов вперед.
Он и молодым писателям советовал народные сказки почитать, чтобы развивать фантазию и обогащать лексикон.
Горький сам писал сказки
В 1908 году Горький жил в Италии. На юге Италии произошло землетрясение, погибли люди. Горький объявил сбор для пострадавших, сам отдавал гонорары за книги.
Присылали ему деньги со всех концов мира, и вот однажды деньги пришли от детей. Ребята из Баку из “Школы Шалунов” (такой кружок для них организовали родители, чтобы раскрепостить) написали письмо о том, что они провели спектакль, а деньги решили пострадавшим в Италии передать. Между ними завязалась переписка, и дети попросили Горького написать сказки.
Горький любил общаться с детьми, поэтому исполнил детскую просьбу. Написал сказку “Воробьишко”, “Случай с Евсейкой”, “Жил-был Самовар”
Потом еще один мальчик написал Горькому письмо после смерти Льва Толстого: “Все писатели умерли, только вы остались, напишите сказку, пожалуйста”. Это был будущий поэт Илья Френкель, и Горький снова не смог отказать и написал специально для Илюши сказку “Утро”.
Кроме сочинения собственных сказок, защиты народных, рекомендации списка литературы, Горький был инициатором создания первого в мире детского издательства "Детгиз".
А как вы считаете, повлиял ли Горький на то, что в нашей стране все с детства любили читать? Или обошлись бы и без него?