Найти тему
Рок на БиС

Советский хард-рок. Часть 9. В последний раз о женщинах…

Очередная порция женского советского рока (на сей раз изрядно андеграундного) от второго автора канала МЮ.

Заканчивается первый весенний месяц и с ним наш небольшой рассказ о роли и месте женщин в отечественном тяжелом роке 80-х — начала 90-х годов. Если в предыдущих заметках речь шла о профессиональных  исполнительницах, работавших в «филармонических» группах, то в этой мы попробуем напомнить о героинях «любительской» сцены, добившихся, тем не менее, определенной известности и оставивших какой-никакой след в истории советского хэви-метал.

Картинка сайта goodfon.ru
Картинка сайта goodfon.ru

Первый успешный проект создания тяжелого герлз-бэнда был реализован в Питере в 1985 году. Команда получила название Ситуация. Первоначально в ней играли Ольга Заблоцкая — гитара, Наталья Голубева —  бас и Елена Кривенко — барабаны. Год девушки репетировали, да что там греха таить - учились играть. В этом им помогали участники довольно известной в то время в Ленинграде группы ЭДС. Результат — басистка вышла замуж за барабанщика и оставила музыку, барабанщица — за гитариста, поменяла фамилию на Вильчик и освоила гитару. Одновременно в команду пришли уже довольно опытная барабанщица Катя Козлова и басистка Ира Гокина, известная в рок-н-ролльной тусовке как «Мява». В таком составе группа вступила в городской рок-клуб и начала выступать. За два года активной деятельности Ситуация приняла участие в нескольких фестивалях в Питере, Таллине и Киеве, включая знаменитый «Мисс Рок СССР-88», покаталась по гастролям, в том числе в очень веселой «фанерной» компании — с Миражом, Ласковым маем и т.п. В музыкальном плане группа играла не сколько хэви, столько утяжеленный панк и, откровенно говоря, исполнительским мастерством не блистала. Зато брала сексапильным видом и зажигательным шоу (почему и попала в упомянутую обойму).

Ютуб-канал Группа СССР

В том же 1988 году был записан единственный магнитоальбом Ситуации «Рваные мысли», а уже в следующем году группа распалась. Вильчик продолжила карьеру во Фронте, где к тому времени играл ее муж, Кэт Козлова в дальнейшем сотрудничала со многими питерскими музыкантами. включая Юрия Морозова и Валерия Белинова, а Мява связалась со Свином (Андреем Пановым) и стала басисткой его Автоматических Удовлетворителей. Настоящий панк, как известно, до добра не доводит, и в начале 90-х Ирина скончалась, как говорят, от передоза…   

Ютуб-канал volfino73

В Москве аналогичного плана группа появилась в начале 1987 года «под крылом» уже достаточно известной к тому времени команды ЭСТ Жана Сагадеева. В первом составе Женской Болезни (такое благообразное название получила группа) играли сестра Жана Валентина — бас, Ирина Смирнова — ударные и Анна Гросс — гитара. Вокалисткой была Ирина Шеманкова. Но уже вскоре Аня перебралась за барабаны (потом она успела поиграть и на басу), а гитаристкой стала Ольга Суворкина — в последующем ставшая лидером команды и продолжившая успешную музыкальную карьеру после распада Болезни во второй половине 90-х. На первых порах группа сопровождала ЭСТ, выступая «на разогреве» у старших, в прямом и переносном смысле, братьев. Признаться, тандем этот был довольно странный — во-первых играли девушки тогда, мягко говоря, слабенько, что на фоне их техничных и сильных по репертуару «покровителей» было особенно заметно. Во-вторых, музыка Женской Болезни была довольно далека от харда (качественно сыграть его девочки тогда просто не могли), а представляла собой типичный панк.

Ютуб-канал Polet1982

Как водится, недостатки исполнительского мастерства восполнялись задором и эпатажным поведением на сцене. Так вокалистка могла появляться на сцене без нижнего белья или бросать его отдельные предметы в зал. Определенной части публики это нравилось… 

Ютуб-канал difuzorru

В конце 80-х — начале 90-х годов группа поучаствовала в уйме всяких конкурсов и фестивалей, которые тогда проводились в бесчисленном количестве, объездила с гастролями пол-союза. Особенно популярна Болезнь была на Украине и на Урале. По мере роста технического мастерства менялся и музыкальный стиль, в котором играла команда, дойдя в конце концов до жесткого трэша. Параллельно происходили и постоянные смены состава, единственной постоянной участницей которого оставалась Суворкина. Со временем в Женской Болезни появились и представители сильного пола, что, откровенно говоря, выглядело не очень органично. Записанный в 1990 году одноименный с группой альбом (на мой взгляд, малоинтересный) остался единственным в дискографии команды, которая запомнилась, в первую очередь, своими нетривиальными шоу. Команда существовала до конца 90-х.   

Ютуб-канал Guitaristka

В конце 80-х в Союзе было еще несколько девичьих групп, игравших тяжелый рок, например, Lamia в Алма-Ате или Дама Пик в Орджоникидзе. Увы, увидеть их «живьем» мне не довелось, а оставшиеся записи столь плохого качества, что не дают возможности реально оценить их музыку, поэтому просто ограничимся их упоминанием.

Но вот о ком обязательно стоит вспомнить более подробно — это Олеся Троянская, которая, без сомнения, была самой яркой, но быстро сгоревшей звездой московской андеграундной тяжелой сцены начала 80-х.

В конце 1980 года бас-гитарист Алик Грановский (прославившийся в последствии в составе Арии и Мастера) и гитарист Андрей Лебедев, известный в рок-н-ролльных кругах как Крустер, перформировывают свою команду Млечный Путь в расчете играть самый быструю и тяжелую версию тогдашнего харда. Новый проект получает название Смещение. Вроде бы все было на месте — и соответствующий репертуар, частично наработанный с предыдущей группой, и техническое мастерство, и инструменты, и даже доступ к аппарату для концертных выступлений. Но не хватало, как сейчас говорят, «фишки», которую мог бы обеспечить харизматичный фронтмен-вокалист (Крустер как певец откровенно не тянул...). Какое-то время ушло на поиски такой фигуры, пока ребятам не посоветовали попробовать вариант с женским вокалом и дали наводку на подходящую кандидатуру. Таковой стала известная в узких кругах участница хипповской тусовки с Пушки (Пушкинская площадь в Москве) Олеся Троянская. (Вообще-то ее настоящее имя было Галина, да и Троянской она была по мужу, с которым в то время уже рассталась...) Среди достоинств новой вокалистки были неповторимый сильный, поистине «хард-рОковый» голос, умение работать на сцене, подкрепленное соответствующим образованием, драйв и харизма. Среди недостатков — наркотическая зависимость. Но так или иначе союз состоялся и, видимо, самая первая в стране радикальная металлическая группа с женским вокалом приступила к репетициям, а в конце 1981 года — к выступлениям. Всего за год с небольшим Смещение дало не больше полутора десятков концертов. включая очень успешное выступление в Вильнюсе на фестивале «Литуаника». Мне довелось побывать на нескольких из них, и, надо признать, впечатления остались самые сильные. Музыку группы можно охарактеризовать одним забытым ныне словом «забой», в зале творилось черт знает что. Весомая роль в создании этого настроения принадлежала Олесе. На скандальном концерте в Ивантеевке зимой 1982 года, когда Троянская запела заводной хит «Давайте вместе будем петь, и не молчать, и не сидеть! Давно пора кричать ура...», с криками «ура» на сцену полетели бутылки. Одна из них разбила голову барабанщику группы Сергею Шелудченко. Алик и Крустер до сих пор считают, что это была провокация «органов», пытавшихся найти предлог, чтобы закрыть Смещение в прямом и переносном смысле. Не знаю, стояли ли за этим беспределом провокаторы, но во время концерта сценический дым вовсю смешивался с «веселящим» — траву курили в открытую, а после в зале под ногами сплошь хрустели шприцы и битая тара…

К сожалению Смещение с Троянской не оставило более-менее качественных записей, ни студийных, ни концертных, и когда осенью 1983 года история этой незаурядной команды прервалась, она осталась только в воспоминаниях тех, кому повезло побывать на ее выступлениях. Олеся в последующем пыталась собрать свою группу, участвовала в нескольких сборных сейшенах, побывала замужем за музыкантом Алисы Андреем Шаталиным, все это время продолжая бороться с пагубной зависимостью. Увы, бурная молодость не прошла бесследно, и в 1995 году Олеси Троянской не стало. Достаточно отдаленное представление о ее голосе и манере пения может дать эта запись, сделанная в 1992 году на совместном концерте с питерскими группами Вход Через Выход, Не Ваше Дело и АУ Свина, о которой в этой заметке уже упоминалось. Вот такой печальный замкнутый круг… 

Ютуб-канал Vae Victis

Продолжение следует, но теперь уже в суровой мужской компании...

Предыдущая заметка.