Раздражение в искусстве, как и в жизни, всегда вызвано неприятием чего-либо. А за любым неприятием, как правило, стоит банальное непонимание. Но для того, чтобы начать понимать что-либо, надо это изучать, как школьник изучает арифметику или поэзию. Согласитесь, что нельзя понять литературу, не научившись читать и писать. Не умея читать, вы даже этот текст не поняли бы. Этот текст казался бы вам набором непонятных странных символов, и вызывал бы у вас одно сплошное раздражение.
То же самое и в искусстве. Если выражаться фигурально, «чёрный квадрат» Малевича вызывает раздражение у тех, кто не умеет читать и писать в искусстве. Этим же, кстати говоря, вызывается любое непонимание чего-либо. Да-да, банальным невежеством. И больше ничем.
А теперь погорим о «чёрном квадрате». В чём ценность этой работы? «Чёрный квадрат» Малевича – это, в первую очередь, hand made. То есть штучный товар, сделанный автором вручную, что сильно ценится во всём мире, всегда ценилось, и будет цениться. Создание картины маслом – это трудоёмкий процесс. Вы только представьте себе: найти холст, загрунтовать его, купить краски, кисти, разбавители, лак для покрытия, потравить своё время и силы, чтобы в итоге получилась всего одна картина. Потом вторая и так далее.
Во-вторых, это идея. Идея, которая в данном конкретном случае ознаменовала конец эпохи реализма, поставив условную точку в искусстве. Заменив тёмными квадратными очертаниями привычный «свет круглого солнца». Но это чисто формально, разумеется. В действительности искусство никуда после него не девалось и продолжает создаваться.
Ну и наконец «чёрный квадрат» – это не единственная работа мастера, который за свою жизнь нарисовал множество других картин, работая и экспериментируя в разных направлениях. Просто так сложилось, что именно эта работа стала самой популярной среди всех его работ.