Если Вы не продаете гречку и туалетную бумагу)), то, скорее всего, сейчас Ваш бизнес претерпевает трудности. Как не отчаяться, а использовать это время с пользой, попробуем разобраться в этой статье.
Нет клиентов, нет продаж, обязуют приостанавливать работу и уходить на принудительные выходные – все это не способствует развитию бизнеса и его процветанию. Но перестать действовать – это большая ошибка в трудные времена.
Продолжаем растить свой бизнес.
«Какой уж тут рост, когда все вокруг «загибаются»? Как это сделать без денег? Сейчас не до вложений!»- скажете Вы.
Я же, как бизнес-трекер (#trackacademy) и специалист по достижению целей, предлагаю смотреть в будущее, быть на шаг впереди, работать на перспективу. Подготовить благодатную почву, так сказать.
Ваша ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ сейчас – выработать правильную предпринимательскую стратегию.
Что же РЕАЛЬНО можно сделать для своего бизнеса уже сегодня:
1. Проведите полный чек-ап Вашего бизнеса. В этом эффективно может помочь бизнес-трекер, но если прибегнуть к услугам такового не представляется возможным, то пробуйте сами.
Представляю Вам чек-лист для диагностики.
- Еще раз проверьте, знаете ли Вы своего потребителя? Каков Ваш основной клиентский сегмент? Каков его портрет?
- Можете ли Вы четко сформулировать ЧТО вы продаете клиентам? В чем ценность Вашего продукта? А в чем его «лучшесть»?
- Откуда клиенты узнают о Вас, и во сколько обходится Вам одна продажа?
- Какие главные трудности обычно испытывает Ваш бизнес? Где узкие места?
- Что Вы можете сделать, чтобы преодолеть их? А что уже было сделано?
- Знаете ли точку роста? Точку безубыточности? К каким результатам хотите прийти?
- Как часто Вы выдвигаете бизнес-гипотезы и проверяете их? Знаете, что без этого бизнес не вырастет?
- Кто Ваши ключевые сотрудники и каков их KPI? Как разграничиваются компетенции?
- Как Вы продаете? Выстроена ли воронка продаж? Есть ли у Вас скрипты? Насколько правильно они составлены?
В общем, воспользуйтесь моментом и «почините» всё, что можно.
2. Оптимизируйте основные расходы. Напишите официальные письма арендодателям с просьбой снизить или отсрочить арендную плату. Если у Вас есть обязательства по кредитам или займам, обратитесь к кредиторам с запросом на реструктуризацию долга, отсрочку и т.п. Есть вероятность, что они пойдут навстречу. Пробуйте!
Если остались долги перед поставщиками или другими контрагентами, объясните, что оказались в трудном положении и что при первой возможности начнете погашать свою задолженность, напишите гарантийные письма. К чему Вам сейчас еще и судебные иски?
Если дело не в задолженностях, а в невозможности оплачивать закупку товаров у поставщиков, проводите переговоры и просите поставить товар «на реализацию», в рассрочку, по бартеру и тому подобное. Ищите варианты.
3. Не бросайте свою команду! Сейчас трудно всем. Если можете, поддержите своих работников. Объясните им, что тяжелые времена обязательно пройдут, и Вы не забудете их вклад в общее дело. Переведите все, что возможно «на удалёнку». Устраивайте брейн-штурмы и мастермайнды. Делегируйте полномочия и задачи своим сотрудникам. Пусть они помогают Вам сберечь Ваш бизнес. Используйте разные методы антикризисной оптимизации деятельности. Те, кто пройдет это вместе с Вами – и есть ВАШ оплот. Цените их!
4. Не давайте своим потребителям забыть о Вас! Если продажи снизились, но не прекратились совсем, не поднимайте цены. Если Ваши цены выросли по объективным причинам, объясните это клиентам, разрабатывайте акции и программы лояльности.
Даже, если сейчас НИЧЕГО не покупают, напоминайте о себе через Ваши каналы коммуникаций. Принесите своим клиентам пользу, покажите Вашу ценность и экспертность. Консультируйте, рассказывайте о своем продукте, предложите «плюшки» в виде бесплатных инструкций, гайдов, дайте им уверенность, что Вы твердо стоите на ногах и они могут быть уверены в Вас, подарите какую-нибудь полезность. Когда обстановка улучшится, они вернуться, помня о том, что Вы заботились о них и в трудное время.
5. Улучшайте свой продукт. Посмотрите п.1 и разработайте план по совершенствованию своих товаров, услуг, способов продаж, взаимодействие с потребителем. Ищите новых поставщиков, сейчас многие, у кого просели продажи, предлагают выгодное сотрудничество. Заключайте договоры о намерениях, фиксируйте условия.
Помните, безвыходных ситуаций не бывает. Естественный отбор присутствует и в бизнес-среде.
«Выживут» не просто сильнейшие, а те, кто сейчас сфокусируется не на проблемах, а на возможностях!
Публикация подготовлена в рамках Академии трекеров.