Найти в Дзене
Хакнем Иудаизм

Как формируется ценообразование в идеальном обществе, которое живёт по законам Торы?

Оглавление

Контролирует ли Тора ценообразование на свободном рынке? Какая цена, согласно закону, считается справедливой? Продавцы или покупатели являются основными оценщиками рынка? И запрещено ли монополисту для разных покупателей произвольно назначать цены?

Цикл статей на тему "Еврейская бизнес-этика: запрет мошенничества и современная торговля":

1. «Не досаждайте друг другу» (закон из Торы);
2.
Определение справедливой цены на рынке - по законам еврейских мудрецов;
3.
Определение справедливой цены на рынке в современных условиях — по древним еврейским законам;
4. Как формируется ценообразование в идеальном обществе, которое живёт по законам Торы? [текущая и последняя статья цикла]

Суть запрета «Онаа» (запрет искажать цену товара, т. е. снижать или завышать ее)

По кому же определяется ареал расчета средней цены, которая будет считаться справедливой по покупателю или по продавцу? Для того чтобы ответить на вопрос — необходимо разобраться, в чем состоит суть исследуемого нами запрета. Тут возможны две принципиально отличные друг от друга трактовки:

Трактовка 1

Возможно, данным запретом Тора возбраняет причинять другому человеку страдания, связанные с тем, что он неоправданно потратил свои деньги. Это самое простое и очевидное объяснение. Т. е., проблема состоит в том, что как только сторона, совершившая невыгодную для себя сделку, это обнаруживает, ей становится мучительно больно за неоправданно потраченные средства или упущенную прибыль.

Трактовка 2

Возможно, смысл данного запрета сложнее, и Тора запрещает нам причинять страдания, испытываемые человеком именно из-за того, что его контрагент несправедливым образом на нем заработал (или сэкономил). Т. е. не чувство собственного кошелька защищается здесь от попрания (как в первой трактовке), а чувство рыночной справедливости.

Идея второй трактовки запрета может быть проиллюстрирована с помощью известной притчи про раввина, разбиравшего тяжбу двух евреев. После оглашения вынесенного решения проигравший принялся обвинять раввина в некомпетентности, подкрепляя свои доводы личными оскорблениями. Ученики, присутствовавшие при рассмотрении дела, с удивлением спросили учителя: «Почему этот человек столь нелогично себя ведет? Ведь буквально вчера этот же самый еврей - шохет - безропотно принял Ваше постановление о том, что его корова – «трефа» (не кашерна), что нанесло ему гораздо больший урон, чем сегодняшнее Ваше решение?» «Это учит нас тому, что человеку не так больно от собственной потери, как от того, что у него выиграл другой», — ответил раввин.

От выбора одной из этих двух возможных трактовок и зависит, на мой взгляд, ответ на поставленные нами вопросы: если Тора хочет избежать причинения страданий из-за неоправданной потери денег (трактовка 1), то ее должен интересовать ареал, т. е. потенциал возможностей ущемленной стороны, т. к. оценка потери этой стороны имеет смысл именно в коридоре ее возможностей. Но если Тора хочет исключить страдания, связанные с обидой на несправедливо заработавшего на тебе контрагента (трактовка 2), то оценка несправедливости его выигрыша должна основываться на коридоре именно его потенциальных возможностей, т. е. внутри ареала выигравшей стороны.

Случаи, отменяющие запрет «онаа»

Согласно мнению мудрецов Талмуда есть определённые ситуации и варианты, при которых обсуждаемый нами запрет не действует. Например, запрет «онаа» не будет нарушен, если выигрывающая от сделки сторона раскроет контрагенту настоящую цену товара и тем самым переложит ответственность за невыгодную сделку на саму проигрывающую сторону. Также данный запрет не будет нарушен, если назначенная цена товара такова, что любому здравомыслящему человеку очевидна её нерыночность, например, если цена столь существенно занижена, что очевидно, что продавец остро нуждается в деньгах, и, наверняка понимая нерыночность запрашиваемой им цены, сам берет на себя ответственность за невыгодную для себя сделку. Также этого запрета не будет, если цена завышена, но покупателю известно, что продавец не торговец, а продаваемый им товар является предметом его личного быта или ремесленным инструментом продавца — в таком случае покупатель хорошо понимает, что продавец просит завышенную цену, поскольку иначе не стал бы вовсе продавать эти предметы, в обычной ситуации не предназначенные для продажи предметы. Мудрецы описывают еще один вариант торговли, при котором проблема «онаа» снимается: запрет не будет нарушен если продавец сообщает покупателю, сколько лично он зарабатывает на этой сделке (т. е. свою чистую прибыль, за вычетом всех затрат и расходов). В Талмуде это называется «носэ ве-нотен бе-эмуна» («торгующий под честное слово»). И даже если сам продавец зарабатывает 1000% на данном товаре — запрет «онаа» не нарушается, при условии, что он раскрывает этот факт покупателю. И даже если сам продавец приобрел данный товар по совершенно невыгодной и завышенной цене, а теперь перепродает его покупателю еще дороже, — если он раскрывает свой доход от сделки, пусть даже умалчивая при этом, что настоящая рыночная цена данного товара существенно ниже, то он не нарушает обсуждаемый нами запрет.

Решение

А теперь вернемся к нашим вопросам. Если суть запрета «онаа» состоит в том, чтобы не причинять контрагенту страдания, связанные с неоправданной потерей денег (трактовка 1), то совершенно непонятно, как информация о заработке продавца в данной сделке поможет покупателю избежать этих страданий!? Однако, если суть запрета соответствует трактовке 2 — не причинять другому человеку страдания, испытываемые им из-за того, что контрагент на нём несправедливо заработал — то смысл раскрытия продавцом своего заработка становится очевидным. Запрет снимается, если проигрывающая от сделки сторона либо знает истинную рыночную цену (и тогда решение о такой сделке есть её собственное сознательное решение), либо если ей известна величина прибыли другой стороны (и тогда у неё нет оснований пенять на несправедливый заработок другой стороны, поскольку она сама одобрила такой доход другой стороны от этой сделки). Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что корректность цены для каждого участника сделки определяется его собственным торговым ареалом, поскольку смысл запрета Торы, как было только что показано, соответствует именно 2-й трактовке и состоит в том, чтобы обеспечить корректное поведение каждого из участников рынка именно в его собственном коридоре возможностей, чтобы не дать повод его контрагентам переживать из-за его нечестного заработка. А это значит, что продавец должен торговать не дороже средней справедливой цены в его ареале, а покупатель — не покупать дешевле средней справедливой цены в том ареале, к которому он относится. Этот подход также является наиболее естественным, поскольку трудно предположить, что Тора требует от каждой из сторон сделки выяснять обстоятельства ведения бизнеса и образа жизни другой стороны, дабы определить его «торговый ареал», а затем изучать разброс цен в этом, совершенно чужом ареале. Куда более реалистичным представляется требование к каждому участнику сделки действовать справедливо, исходя из его собственных жизненных рамок и обстоятельств. Аналогично решается и задача с продавцом-монополистом и богатым клиентом: хотя для данного клиента в его коридоре возможностей нет другой цены на данный товар, кроме той, что выставит ему продавец, — но если тот поднимет для богатого клиента цену выше обычной, исходя из своего собственного ареала, он получит несправедливый заработок, что, как было объяснено выше, как раз и запрещено Торой.

4. Перспективы

При рассмотрении закона об «онаа» не только с точки зрения частного случая (т. е. в контексте отношений между конкретными покупателем и продавцом), а с точки зрения экономики в целом, вызывает удивление еще вот какой вопрос: как, при соблюдении всеми участниками рынка этих принципов, рынок может корректировать свои цены? Ведь на рынке могут сложиться объективные условия, требующие изменения цены (например, в силу изменения предложения или спроса, колебаний себестоимости, доступности сырья, рабочей силы и т. п.). Данная же норма закона, на первый взгляд, полностью лишает рынок гибкости, что ведет к его неэффективности и коллапсу.

Можно было бы предположить, что данная заповедь в принципе не направлена на модерирование экономики в обществе, а лишь на формирование корректных отношений между конкретными контрагентами, и рассматривает как безусловную данность наличие на рынке множества игроков, ведущих себя некорректно, нарушающих данную заповедь. Так, согласно Мишне («Бава Меция» 60а) и Брайте («Бава Меция» 52а), среднестатистический торговец по умолчанию подозревается в мошенничестве и нарушении данного закона. Таким образом, говорить о рынке, где всеми его участниками соблюдаются данные принципы нет реальной необходимости. Это, по-видимому, означает, что в эпоху Машиаха, при практическом построении общества алахи будут созданы дополнительные инструменты, позволяющие рынку оставаться достаточно гибким и эффективным.

Однако такое толкование заповедей представляется мне не соответствующим идее и духу Торы. Те или иные постановления мудрецов могут быть обусловлены пороками общества и актуализироваться именно в силу их наличия. Однако заповедь Торы, как мне представляется, не может быть исполнима исключительно в не исполняющем её обществе. Но если так, то вопрос о негибкости рынка, функционирующего по закону Торы, в связи с этим лишенного возможности корректировать цены, остается нерешенным.

Разумеется, у продавцов существуют способы повышать цены даже в рамках описанного закона. Во-первых, это опция с раскрытием каждому покупателю информации о том, насколько предлагаемая ему цена отличается от справедливой «средней» по рынку цены. Однако в качестве не исключительной меры, а постоянного метода эта опция выглядит весьма непрактично, поскольку представляет собой антирекламу и провоцирует клиента на уход к конкурентам.

Но второй метод — «носэ вэ-нотен бэ-эмуна» («торгующий под честное слово») — представляется не только практичным, но и крайне позитивным, как с точки зрения мудрецов Талмуда, так и с точки зрения современного понимания экономики. Этот метод предполагает реализацию принципа «full disclosure» (полного раскрытия информации), при котором продавец сможет выставлять любую цену, но будет обязан при этом раскрывать свою прибыль в данной сделке. Такая стратегия позволяет продавцам корректировать цены, но при этом обязывает их быть прозрачными для клиентов, что не только не вредит экономике, но и наоборот, делает ее более открытой и конкурентной.

#хакнем_иудаизм (👈 подпишитесь на наш новый хэштег).

Автор: Рав Исроэль Баренбаум, судья раввинского суда при Главном Раввинате России (ФЕОР), [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск N 1 (41), 2015].

-2