90 подписчиков

Хаяо Миядзаки — Биография

こんにちは. Сегодня поговорим о Хаяо Миядзаки и почему его работы всем нравятся.

Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки
  • Дата рождения: 5 января 1941
  • Место рождения: Японская Империя, Токио
  • Направление: Художник-мультипликатор, Художник по персонажам, Мангака.

Хая́о Миядза́ки — японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака. Он родился в семье владельца авиационной фабрики, с детства увлекся рисованием манги и анимацией. В 1964 году он познакомился с Исао Такахатой, совместно с которым впоследствии основал анимационную студию Studio Ghibli. На протяжении длительного времени они вместе работали над множеством художественных произведений. Хаяо Миядзаки — обладатель внеконкурсного почётного «Оскара» 2014 года со следующей формулировкой заслуг — «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая её безграничный потенциал». Правильное написание его фамилии 宮﨑, но из-за технических ограничений иероглиф 﨑 часто заменяется аналогичным 崎. Некоторые свои произведения Миядзаки выпускал под псевдонимами Сабуро Акицу или Тэрэкому.

Хаяо Миядзаки родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором «Миядзаки Эйрплейн», фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero. Благодаря бизнесу отца семья Миядзаки жила в достатке. Хаяо с детства полюбил летающие устройства, и впоследствии это оказало значительное влияние на его творчество. Хозяином фабрики был брат отца. Во время войны, когда Хаяо было три года, семья была эвакуирована в город Уцуномия, а после бомбардировки города американскими войсками — в Кануму.

С детства Миядзаки начал проявлять интерес к манге и мечтал стать мангакой. Он самостоятельно пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами. Существенное влияние в этом направлении на него оказали такие мангаки, как Тэцудзи Фукусима, Содзи Ямакава и Осаму Тэдзука. Большинство своих ранних работ Миядзаки уничтожил, так как считал для себя неправильным копировать стиль Тэдзуки и хотел развить собственный стиль рисования. Рисование людей давалось ему с трудом, так как на протяжении многих лет он рисовал преимущественно военную технику.

В 1947 году Миядзаки пошёл в начальную школу в Уцуномии, где закончил три класса. После того как его семья вернулась в Сугинами, Хаяо закончил четвёртый класс в начальной школе Омия и пятый класс в начальной школе Эйфуку. Затем он поступил в среднюю школу Омия. После её окончания Миядзаки начал обучаться в старшей школе Тоётама. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм «Легенда о белой змее». По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором. Решающее же влияние на выбор профессии оказала анимационная лента Льва Атаманова «Снежная королева».

В 1962 году Миядзаки поступил в университет Гакусюин на факультет политики и экономики, а в 1963 году окончил его. В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В свободное от учёбы время он часто посещал своего учителя по искусству из средней школы, с которым обсуждал политику, жизнь и другие вещи.

В апреле 1963 года Хаяо Миядзаки получил работу фазовщика в Toei Animation, и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал Wan Wan Chuushingura. Также он принял участие в работе над первым сериалом компании Toei под названием Okami Shonen Ken. После работы над фильмом Космические приключения Гулливера руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственные задачи; вместе с тем Миядзаки удалось добиться разрешения переписать концовку данного фильма. Несмотря на успех фильма о Гулливере, Миядзаки по-прежнему числился на студии фазовщиком. Только после работы над сериалом Shonen Ninja Kaze no Fujimaru он был назначен на должность аниматора. Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори, а также Ясуо Оцука.

Работая в Toei, Хаяо Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате. Так, например, анимационный фильм «Принц Севера», режиссёром которого был Такахата, а главным раскадровщиком — Миядзаки, спустя десять дней после выхода был снят с проката руководством студии Toei, которое затем обвинило Такахату в том, что фильм оказался коммерчески провальным, и понизило его в должности. Несмотря на это, фильм в дальнейшем обозначался прессой как одна из ключевых работ в истории анимации.

Несмотря на тяжёлые условия труда, Миядзаки продолжал работать на студии. Он участвовал в создании полнометражных фильмов Nagagutsu o Haita Neko 1969г., «Летающий корабль-призрак», 1969г. и «Звериный остров сокровищ» 1971г. Он участвовал в написании сценария для фильма «Летающий корабль-призрак», после чего был приглашён для создания раскадровки и анимации сцен к этому аниме. В 1969 году была опубликована первая манга «Народ пустыни», где он подписался псевдонимом «Сабуро Акицу». На эту его работу оказали влияние иллюстрированные истории Тэцудзи Фукусимы. В 1970 году Миядзаки с семьёй переехал в город Токородзава.

В 1971 году Миядзаки покинул студию Toei, и вместе с Такахатой и Ёити Отабэ они создали собственную студию A Pro. На этой студии Миядзаки и Такахата работали над 23-серийным аниме Lupin the Third Part I. Они также планировали создать анимационный фильм по мотивам книг Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», но после поездки Миядзаки в Швецию и встречи с самой Линдгрен от этой идеи пришлось отказаться, так как разрешение на съёмку не было получено. С 1972 по 1973 год Миядзаки создавал анимацию к двум фильмам серии «Панда большая и маленькая», где режиссёром выступил Такахата. После перехода в июне 1973 года на работу в студию Zuiyо Eizо Миядзаки и Такахата приняли участие в работе над серией аниме World Masterpiece Theater, а именно над «Хайди — девочка Альп». В дальнейшем Миядзаки также создавал анимацию к другим сериалам из цикла World Masterpiece Theater.

В 1979 году в свет вышла ещё одна совместная работа Миядзаки и Такахаты — аниме Akage no Anne; в том же году Миядзаки покинул Nippon Animation. Вместе с Такахатой они перешли в студию TMS Entertainment, где начали работу над сериалом Lupin III и фильмом Lupin III: The Castle of Cagliostro, причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии. Будучи на работе в TMS Entertainment, Миядзаки также занимался обучением сотрудников студии. В 1981 году он режиссировал шесть серий аниме Meitantei Houmuzu, однако затем приостановил работу из-за возникших проблем с правообладателями произведений Артура Конан Дойля. К тому времени, как проблемы были улажены, режиссёрскую работу продолжил Кёсукэ Микурия. Сериал впервые транслировался с 1984 по 1985 год. В этот же период Миядзаки рисовал мангу Shuna’s Journey, которая была опубликована издательством Tokuma Shoten в июне 1983 года. С ноября 1984 года по октябрь 1994 года с нерегулярной периодичностью публиковалась манга Hayao Miyazaki's Daydream Data Notes.

После выхода фильма Lupin III: The Castle of Cagliostro Миядзаки планировал создать аниме-адаптацию комикса Ричарда Корбена Rowlf. В ноябре 1980 года было запрошено разрешение на приобретение прав на съёмку фильма. Примерно в это же время Миядзаки вёл переговоры с редакторской коллегией журнала Animage. Позже оказалось, что права на Rowlf приобрести не удалось. Удалось лишь достигнуть соглашения, что Миядзаки сможет воплощать свои идеи в виде манги для журнала с условием, что по ним не будут сниматься аниме-адаптации. Его манга «Навсикая из Долины ветров» выходила с февраля 1982 года по март 1994 года. Впоследствии она была перепечатана в виде семи танкобонов, насчитывающих в общей сложности 1060 страниц. Мияздаки рисовал её преимущественно простым карандашом, а печаталась она монохромно, в коричневых оттенках. В ноябре 1982 года Миядзаки покинул студию TMS Entertainment. 1984 году Хаяо Миядзаки открыл собственную студию под названием Нибарики.

Ясуёси Токума посоветовал Миядзаки заняться аниме-адаптацией своих произведений. Изначально Миядзаки отказался от этого, но впоследствии согласился с тем условием, что он будет выступит режиссёром фильма. На Миядзаки оказало сильное влияние загрязнение бухты Минамата — оно послужило основой для создания загрязнённого мира в «Навсикае». Для съёмок анимационного фильма Миядзаки и Такахата выбрали небольшую студию Topcraft. Подготовка к съёмкам началась 31 мая 1983 года. У Миядзаки возникли трудности с написанием сценария, так как на тот момент было опубликовано только 16 глав манги о Навсикае. Такахата заручился поддержкой композитора-минималиста Дзё Хисаиси. Фильм «Навсикая из Долины ветров» вышел в свет 11 марта 1984 года. Кассовые сборы фильма составили 1,48 млрд йен, а дополнительная прибыль от продаж составила 742 миллиона йен. Фильм стал одной из основных работ в творчестве Хаяо Миядзаки и значительно упрочил его славу аниматора. Многие специалисты проследили в фильме антивоенную и феминистскую темы, хотя сам Миядзаки не подтверждал их наличия в своём произведении. В апреле 1984 года Миядзаки открыл собственную студию в районе Сугинами и назвал её Нибарики.

Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных анимационных фильмов. В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками» стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех. Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями. В одном из своих интервью на вопрос «кем из режиссеров вы восхищаетесь» Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане») замечательным художником. На пресс-конференции в Токио в сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, в конкурсной программе которого участвовала картина «Ветер крепчает», Миядзаки заявил о завершении своей карьеры в качестве режиссера. В ноябре 2014 года он был награждён премией «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.

こんにちは. Сегодня поговорим о Хаяо Миядзаки и почему его работы всем нравятся. Хая́о Миядза́ки — японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака.-2

14 ноября 2016 года стало известно, что Хаяо Миядзаки объявил о своём возвращении. Миядзаки работал над короткометражной картиной «Boro the Caterpillar». Премьера «Boro the Caterpillar» версии Миядзаки состоялась в июле 2017 года в Музее Гибли. С 2016 года Миядзаки работает над полнометражным мультфильмом «Как поживаешь?», который он планирует завершить до начала Летних Олимпийских игр 2020 года в Токио.

Фильмография

  • 1984 – «Навсикая из долины ветров»
  • 1986 – «Небесный замок Лапута»
  • 1988 – «Мой сосед Тоторо»
  • 1989 – «Ведьмина служба доставки»
  • 1992 – «Порко Россо»
  • 1997 – «Принцесса Мононоке»
  • 2001 – «Унесенные призраками»
  • 2004 – «Ходячий замок»
  • 2008 – «Рыбка Поньо на утесе»
  • 2013 – «Ветер крепчает»
  • 2018 – «Гусеница Боро»

Почему же работы Миядзаки все любят?

こんにちは. Сегодня поговорим о Хаяо Миядзаки и почему его работы всем нравятся. Хая́о Миядза́ки — японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака.-3

Миядзаки показывает то, что невозможно себе представить

Миры Миядзаки всегда фантастичны; художник рисует то, что мы самостоятельно и представить не могли. Глядя на котобус, загадочный ходячий замок или комочки сажи с любопытными глазами, понимаешь: фантазия — вещь безграничная.

Аниме - мой сосед Тоторо
Аниме - мой сосед Тоторо
Аниме - Ходячий замок
Аниме - Ходячий замок

Освещение проблем экологии

Аниме - Унесённые призраками
Аниме - Унесённые призраками

«Я пришел к выводу, что не могу создать фильм, не рассказывая о проблемах человечества как части экосистемы», — говорит сам Миядзаки. И эта тема проходит сквозь все его творчество. Особенно в мультфильме «Навсикая из Долины ветров», в котором принцесса пытается спасти королевство от экологической катастрофы

Огромное внимание к деталям

Аниме - Унесённые призраками
Аниме - Унесённые призраками

Большое внимание уделяется происходящему на втором плане. Персонажи в фильмах не простые статисты, они живут своей жизнью, даже если та абсолютно не связана с сюжетом

Добро всегда побеждает

Аниме - Унесённые призраками
Аниме - Унесённые призраками

"В «Унесенных призраками» я хотел сказать зрителю: „Не волнуйтесь, в конце все будет хорошо, вы сможете найти свое место в жизни“", — так высказался автор о своем оскароносном шедевре. И это касается каждого его фильма. Пережитые бомбардировки оставили большой след в жизни художника, поэтому многие персонажи его миров находятся в непростой ситуации. Однако финал всегда один — победа добра, при этом часто и злодеи показывают себя с лучшей стороны.

Аниме - Унесённые призраками
Аниме - Унесённые призраками
Аниме - Унесённые призраками
Аниме - Унесённые призраками

И это только маленькая часть того, что передаётся через работы Миядзаки, поэтому хоть пару его произведений стоит посмотреть.

Спасибо за прочтение статьи!

こんにちは. Сегодня поговорим о Хаяо Миядзаки и почему его работы всем нравятся. Хая́о Миядза́ки — японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака.-11
Связанные темы:
Использование именных суффиксов в японском языке
Работы Хаяо Миядзаки. Часть 1
Работы Хаяо Миядзаки. Часть 2
• Работы Хаяо Миядзаки. Часть 3
• Работы Хаяо Миядзаки. Часть 4
• Работы Хаяо Миядзаки. Часть 5