898 подписчиков

Что значило оружие для древнерусского воина?

Без преувеличения — всё. Говоря современным языком, оружие для дружинника являлось составной частью его самоидентификации.

Древнерусская дружина, построенная по образцу варяжских, скандинавских дружин, представляла собой своеобразное братство по оружию. Она выполняла при князе функции армии, и для этого ратники приносили ему присягу верности (клятву).

Вольга с дружиной. Иллюстрация к былине "Вольга". Худ. И. Я. Билибин, 1903 г.
Вольга с дружиной. Иллюстрация к былине "Вольга". Худ. И. Я. Билибин, 1903 г.

Изнутри дружина была скреплена узами чести, верности и братства.

Дружинная верность — древний феномен. Он появился в момент перехода от родового строя к новым феодальным отношениям, когда люди объединялись не на основе принадлежности к одной большой семье, а по профессиональному признаку. Братство воинов, окружавших верховного правителя, существовало в Средние века у всех народов.

Дружина Гэсэр-Хана. Из серии «Его страна». Худ. Н. К. Рерих, 1931 г.
Дружина Гэсэр-Хана. Из серии «Его страна». Худ. Н. К. Рерих, 1931 г.

Оружие было основным инструментом воина. От него зависело, будет ли он жив или мертв, и победит или нет в бою. В Древней Руси, когда вооружение не производили массово, оружие воина несло отпечаток личности своего владельца. Тип, вид, размер, вес и облик меча или лука каждый дружинник подбирал под себя. Самостоятельно украшал рукояти и лезвия.

Обладание оружием и умение им пользоваться выделяло дружинников на фоне других членов древнерусского общества, делало своеобразной элитой. Это приводило к тому, что воин как бы срастался с оружием, оно становилось его постоянным спутником и другом, жившим собственной жизнью. Оружие наделялось всяческими сакральными смыслами, поскольку оно решало судьбу воина или выражало волю богов.

Великокняжеский меч. Худ. П. В. Рыженко. Совр. живопись.
Великокняжеский меч. Худ. П. В. Рыженко. Совр. живопись.

Клятвопреступников, т.е. нарушивших клятву верности дружине или военачальнику наказывали собственным оружием. Это была очень позорная кара — быть посеченным собственным мечом или пасть от стрелы, выпущенной из собственного лука.

В преданиях и скандинавских сагах смерть от собственного меча считалась актом божественного вмешательства и наказания за грехи. От собственного меча погибали клятвопреступники и предатели.

Встреча Олега с кудесником. Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина. Худ. В. М. Васнецов, 1899 г.
Встреча Олега с кудесником. Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина. Худ. В. М. Васнецов, 1899 г.

Любопытной с этой точки зрения представляется легенда о князе Олеге, принявшем смерть от своего коня. Боевой конь для древнерусского воина ценился наравне с оружием, следовательно, в данном случае мы как раз-таки имеем дело с гибелью от собственного оружия. Но какую же клятву нарушил Олег?

В источниках говорится, что по смерти Рюрика, править стал Олег, один из его приближенных. Сын Рюрика — Игорь был еще мал и не мог поэтому княжить. Олег стал регентом при малолетнем правителе.

Олег у костей коня. Худ. В. М. Васнецов, 1899
Олег у костей коня. Худ. В. М. Васнецов, 1899

Но сколько же всего правил Олег? Лет 10 максимум? После этого Игорь, достигнув возраста совершеннолетия, уже сам мог сесть на киевский и новгородский столы.

На самом деле Олег правил ровно 33 года, и этот факт позволяет с уверенностью утверждать, что он нарушил клятву верности, данную своему князю — Рюрику, за что в общем-то и поплатился. Боги наслали на него гробовую землю, которая выползла из черепа боевого коня, т. е. князь был убит собственным оружием. Божественное правосудие восторжествовало.

Тризна на могиле Вещего Олега. Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина. Худ. В. М. Васнецов, 1899 г.
Тризна на могиле Вещего Олега. Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина. Худ. В. М. Васнецов, 1899 г.

Дарение оружие или обмен оружием имел для древнерусских воинов сакральное значение. Князь жаловал особо отличившихся воинов мечами, конями, шлемами, и щедрость эта еще сильнее скрепляла дружинное братство.

Любопытным с этой точки зрения является эпизод из "Повести временных лет", в котором описывается перемирие, заключаемое воеводой Претичем и неким печенежским князем. Все это происходит в 968 году.

И сказал князь печенежский Претичу:
- Будь мне другом.
- Хорошо, - ответил тот.
И пожали они руки меж собой, и отдал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. А тот ему броню, щит и меч.
Печенеги убивают князя Святослава Игоревича. Миниатюра Мадридской рукописи хроники Иоанна Скилицы. Ок. XI - XIII вв.
Печенеги убивают князя Святослава Игоревича. Миниатюра Мадридской рукописи хроники Иоанна Скилицы. Ок. XI - XIII вв.

О важности воинов и их оружия в древнерусском обществе говорит и тот факт, что именно богатыри стали первыми героями литературных памятников. Вспомним героическое "Слово о полку Игореве". Скандинавские саги также изобилуют приключениями воинов-варягов.

Таким образом, можно заключить, что дружина в древнерусском государстве, воины которой были спаяны клятвой верности, являлась своеобразным архетипом, характерным для всего средневекового общества. Особое отношение к оружию делало дружину настоящим оружейным братством с присущими только ему представлениями о чести и верности.