Если обычного среднестатистического человека, пережившего вторую половину восьмидесятых в сознательном возрасте, сегодня попросить кратко охарактеризовать это время, то в ответ в большинстве случаев можно услышать что-то вроде «перестройка — это ужас и позор». Естественно, человеку не видевшему те годы, требуется более подробное изложение событий.
ВТОРАЯ «ПЕРЕСТРОЙКА»
Большинство граждан погибшего СССР согласится с мнением, что перестройка М.С. Горбачёва стала катастрофой для десятков миллионов людей, а благо принесла лишь незначительной прослойке «новой буржуазии».
Сам М.С. Горбачёв, со свойственным ему красноречием, объяснял всегда столпившимся вокруг него «простым людям», что перестройка — это когда каждый делает своё дело. Возникал естественный вопрос: чем же все занимались до 1985 года? Но многоопытные советские граждане его не задавали. Как и во времена предшествующие индустриализации СССР ощущал недостаток в модернизации и повышении уровня жизни. Пленум в октябре 1985 года поставил задачу роста индустриального производства на 70%. К девяностым годам планировался прорыв на мировой уровень, количественный и качественный. Кадры и ресурсы для этого были. Почему это не произошло?
В партии появились свои демократы и радикалы, представляющие непримиримые идеологические направления. Тем временем привыкшая к покою и стабильности страна заволновалась. Воспитанные на коммунистических идеях представители старшего поколения болезненно воспринимали крушение своих представлений о справедливом обществе. Люди зрелые, привыкшие к социальным гарантиям и уважению за свои трудовые достижения, испытывали материальные затруднения, усугубляемые видимым финансовым превосходством кооператоров — людей часто невежественных и грубых. Молодёжь в период перестройки также ощущала духовный кризис, видя, что образование, полученное родителями, отнюдь не гарантирует достойной жизни. Устои рушились.
В августе 1991 года случился путч. Так закончилась перестройка, которая знаменовала развал СССР. Но это была вторая перестройка, вторая попытка Запада ослабить мощь нашего государства.
Но, прежде чем о ней говорить, необходимо вспомнить о первой «перестройке», которую возглавил Н.С. Хрущёв, и которая должна была уничтожить СССР ещё в 1960-е годы. Однако тогда она до конца не прошла, общество не было готово к такому повороту событий и Хрущёва сместили, сменив планы. Теперь ставка была сделана на медленное доведение общества до такого состояния, чтобы оно было нравственно готово ко второй «Перестройке» и «дикому капитализму» 90-ых годов. Как развивалась первая «Перестройка»?
ПЕРВАЯ «ПЕРЕСТРОЙКА» ХРУЩЁВА — УДАР ПО БУДУЩЕМУ СССР
Для начала силы стоящие за Хрущёвым (не до конца обезвреженная «пятая колонна», так называемые «неотроцкисты», действовавшие по сути не только в интересах США и Великобритании, но того явления, что называют «мировой закулисой»), устранили И.В. Сталина и Л.П. Берию. В этом деле Хрущёв опирался не только на «троцкистов», но и на многих деятелей «старой закалки», вроде Маленкова и Микояна. Они должны были отправиться на почётный отдых, на смену шли талантливые и получившие образование уже в СССР молодые кадры. Сталин фактически начал кадровую реформу, когда на XIX съезде КПСС в октябре 1952 года он не только высказал идею выдвижения на высшие посты государства преданной делу и образованной молодёжи, но и по сути заменил Молотова, Микояна, Кагановича и Ворошилова. Процесс смены кадров только набирал обороты, поэтому, вопрос, что делать с вождём, стал для партийных функционеров — барствующих партократов, уже привыкших жить на всём готовом, ребром.
Имела и ещё одна важная причина для ликвидации Сталина и его наследия. О ней обычно не вспоминают, хотя она имеет большое значение в деле понимания причин его убийства, поскольку для определённой категории людей свой карман важнее интересов государства и народа. На октябрьском пленуме 1952 года Сталин высказал мнение, что примерно в 1962 — 1965 годах, при сохранении нынешних темпов развития народного хозяйства, станет возможным переход СССР от социализма к коммунизму. И начнётся этот переход с ликвидации в Союзе денег. Они останутся только для внешней торговли. Понятно, что для значительной части номенклатуры это был бы сильный удар, хотя они и имели широкое материальное обеспечение за счёт государства. При этом многие из этого особого чиновничьего класса уже имел круглые суммы в рублях или ломящиеся от разнообразного скарба квартиры (яркий пример — Жуков, вывезший из Германии 7 вагонов всякого добра). Если через 10 — 15 лет в СССР наступит коммунизм, то, что будет с этими деньгами? Бежать за границу? Значит, потерять свой высокий статус, все награды, титулы будут аннулированы. Единственный выход — как можно скорее избавиться от Сталина и его последователей и закрепить свой достигнутый «статус-кво».
Избавиться от Сталина «врагам народа» надо было и ещё по одной важной причине — Иосиф Виссарионович выдвинул идею постепенного преобразования компартии: она должна была потерять роль «управленца» государством, став кузницей управленческих кадров, воспитательная функция партии должна была выйти на первый план. Естественно, что многие партократы не хотели терять рычаги управления государством, отдать реальную власть выборным советским органам (СССР шёл по пути установления настоящей народной власти).
Эти и другие мероприятия были задуманы ещё до войны и рассчитаны были на среднесрочную перспективу, но заставили многих высших деятелей партии испугаться. Именно поэтому в 1936 — 1938 годах троцкисты сорвали общенародные открытые выборы, которые подразумевала Конституция 1936 года (http://inance.ru/2014/12/constitution/), запустив массовые репрессии, в жерновах которых многие из них были впоследствии перемолоты сами. Посредством репрессий им удалось остановить процесс передачи власти от партии Правительству Советов нашего народа (http://inance.ru/2015/06/perevorot-26-ju…). Именно поэтому никто из старой ленинской гвардии не попытался остановить ликвидацию Сталина и Берии, или самостоятельно продолжить их дело строительства коммунизма. Их устраивало сложившееся положение и они хотели сохранить «статус-кво». Понятно, что большинство высших партийных функционеров не имело отношения к заговору — их можно условно назвать «болотом». Некоторые знали о нём, другие догадывались, но их бездействие помогло активной группе заговорщиков (Хрущёв был вершиной «айсберга»). Это был первый и самый важный шаг на пути скатывания с достигнутых высот, а значит и будущей «перестройки» Советского Союза на капиталистический лад.
Советский народ был лишён будущего, открывающейся блестящей перспективы, которая позволяла постепенно перевести человечество на новый этап развития, открыть своего рода «Золотой век» планеты. СССР под руководством Сталина и его соратников мог и уже предлагал человечеству иную концепцию развития, более справедливую и человечную, чем Западная. Этим объясняется огромная популярность СССР и его модели развития в сталинскую эпоху. Хрущёв и стоящие за ним люди перечеркнули эту возможность, отодвинули её более чем на 50 лет вперёд.
Вторым шагом, который нанёс страшный удар делу Сталина и образу СССР во всём мире, стал доклад Хрущёва о культе личности Сталина в феврале 1956 года на XX съезде компартии (об этом читайте цикл статей о Государственном перевороте 1953 года http://inance.ru/2015/02/iuda/). Фактически этот доклад стал своего рода точкой отсчёта начала антисоциалистических, антинародных реформ и экспериментов Хрущёва. Этим актом был подорван фундамент всей советской государственности. Миллионы людей, как в СССР, так и за рубежом, искренне принявшие идеалы коммунизма, были разочарованы (http://inance.ru/2015/04/kommunizm/). Сильно упал престиж СССР и авторитет советской власти. Произошёл и определённый раскол в партии, многие коммунисты, возмущённые нападками на Сталина, стали выражать своё возмущение. В сердцах людей было посеяно недоверие к власти. В Чехословакии, Венгрии и Польше началось опасное брожение. Раз курс Сталина был «преступным», зачем оставаться в социалистическом лагере? Западный мир получил прекрасный инструмент для информационной войны с СССР и соцблоком, стал умело подогревать «реформаторские», либеральные настроения.
С 1956 года первая «Перестройка» всё больше и всё увереннее начала набирать силу. Хрущёв, очевидно, не был гением разрушения, но за него хорошо поработали другие люди. С какого конца взялся за своё разрушительное дело Никита Сергеевич? Понятно, что с наследия Иосифа Виссарионовича. Чтобы советские люди разуверились и разочаровались в социализме, Хрущёв сразу нарушил основной его принцип: «каждому по его труду».
В целом удар, который хрущёвская перестройка нанесла по демографии, экономике и обороноспособности СССР, был страшен, но не смертелен. Хрущёва отстранили от кормила СССР и не позволили завершить разрушение Союза. Однако именно со времени Хрущёва СССР был обречён на гибель (его могли спасти только коренные меры).
Особенно страшную опасность представляло изменение сознания советского человека. Хрущёвские реформы, в частности уравниловка и привилегированное положение номенклатуры, привели к тому, что духовные ценности значительной части советского общества изменились в худшую сторону. Вирус «западничества», потребительства стал постепенно убивать души людей СССР. Распространяло его и кино, пропагандирующее бессмыленные попойки (особенно этим грешили разнообразные комедии) и потребительское отношение к государству и обществу в целом. Многие советские граждане, особенно молодые, стали считать, что труд на благо общества — это обман, наглая эксплуатация, которую навязывают средства пропаганды. Что мечта о коммунизме — это химера, миф, который никогда не сбудется. А чтобы хорошо жить, надо стать чиновником или партийным функционером. В результате советскую вертикаль власти стали заполонять приспособленцы, карьеристы, люди у которых материальное благополучие было высшим идеалом. Мало что изменилось в психологии общества с тех пор, только окружающие декорации.
Западная пропаганда при Никите Сергеевиче проникла в Советский Союз достаточно глубоко. Как известно, параллельно с хрущёвской «Перестройкой», против нашего народа, вовсю, шла ещё и информационная война. И то, и другое на территории Советского Союза интегрировалось в единое целое. И мощным прессом давило на сознание советских граждан. Люди менялись на глазах. Духовные ценности в психике советских людей всё больше и больше трансформировались в потребительские. Так в эпоху хрущёвских «реформ» родился класс, небезызвестных обывателей, для которых вещи и деньги стали самым главным в их жизни. Фактически, была создана почва для будущего разрушения Советского Союза и внедрения «дикого капитализма 90-ых». Людей, которые, не задумываясь, голосовали за реформы Горбачёва и Ельцина, которым было наплевать, что распалась Великая держава и народная собственность оказалась в руках проходимцев.
Вот что явилось самым омерзительным фактором хрущёвской эпохи — развитие индивидуализма, эгоизма и формирование потребительской психологии части наших граждан. Семя горбачёвской «Перестройки» попало именно в такую вот почву. Поэтому оно и проросло распадом и гибелью Советского Союза.
Сталин заложил огромный потенциал развития страны. Это проявлялось и в экономике и в образовании и в независимой внешней политике. Именно благодаря научным разработкам ведомства Л.П. Берии, Хрущёв мог стучать своим ботинком по трибуне ООН. Этот потенциал мы проедаем до сих пор.
Но вот проходит 30 лет и к власти в нашей стране приходит демагог М.С. Горбачёв. Вместе с Э. Шеварнадзе (которому на Россию было откровенно наплевать) Горбачёв проворачивает то, что не снилось даже А.Ф. Керенскому.