2,2K подписчиков

Ещё одно анимэ с долгим перерывом. Теперь - меха: Full Metal Panic! Invisible Victory

1,1K прочитали

フルメタル・パニック! Invisible Victory

フルメタル・パニック! Invisible Victory
フルメタル・パニック! Invisible Victory

Жанр: экшен, меха, военщина, sci-fi, триллер, трагедия
Выходил: апрель – июль 2018
Английское название: «Full Metal Panic! Invisible Victory»
Русское название: «Стальная тревога! Незримая/Искусная победа»
12 эпизодов
Оценка: 7 из 10

И тогда Кухулин взял своё рогатое копьё Га-Бульга… и всех победил.

Краткое описание

Через несколько месяцев по окончании событий «Второго рейда» - малость получше понимающие о себе и о мироустройстве Чидори Канаме и Сагара Соске возвращаются к мирной жизни в школе. Хотя как она может быть мирной, если благородная ЧВК «Мифрил» жива и здравствует, а коварная террористическая «Амальгама» - вообще процветает? И про особые способности этой парочки не забыла ни одна из этих организаций? «Финал был несколько предсказуем». «Не долго музыка играла». Гражданину Соске опять предстоит героично повоевать и всех победить… или не всех. А гражданке Чидори что-то ещё понять о себе и о мире.

История просмотра

Full Metal Panic! – это классика. Совершенно замечательная и одновременно серьёзная и сатиричная. Причём, надо отметить, что сатиричная часть – это не только «Фумоффу». Поэтому даже невзирая на разрыв в тринадцать лет – я всегда знала, что продолжение обязательно посмотрю. Да и вообще, что для нас, якабито, тринадцать-пятнадцать лет? Более того, по результатам – непременно посмотрю и пятый сезон, хотя, конечно, хотелось бы чтобы он вышел с немного меньшим разрывом. Тем более, что как раз получается, что этот сезон охватывает события примерно c седьмой по девятую книги исходных light novels, то как раз осталось экранизировать ещё ровно столько же – три новеллы осталось до конца цикла. Однако, что же можно сказать про сам сериал? Ну, помимо того, что опасения в провале, что за тринадцать лет все забудут "кто на ком стоял" - судя по всему оказались не слишком обоснованы: как я могу видеть из статистики на AniDB - оценка у него довольно высокая и посмотрело его количество народу, сравнимое с количеством зрителей и других хороших и вполне прославившихся сериалов того года.

Техническое исполнение

С технической точки зрения сразу заметно, что пятнадцать лет прошло. Нарисован он на заметно более высоком уровне, хотя и с полным соблюдением стилистики. Причём нарисован добротно: к примеру, все вот эти роботомахии совершенно понятно, что нарисованы с помощью CG, но при этом нет такого, чтобы оная CG бросалась в глаза. Хотя это лично моё впечатление, очень многие наоброт сильно ругаются, мол так и лезет! Как это, увы, очень часто бывает. Впрочем, для этого сериала привлекли IG Production (точнее – их «дочку» Xebec), а это люди довольно серьёзные.

Так что не удивительно, что лица симпатичные, герои стильные и вполне умеренных для анимэ пропорций, кастрюльки на ножках тоже стильные, а виды красивые. Честно говоря, не могу сказать, чтобы какие-то картины так уж зацепляли взгляд именно с художественной точки зрения – проработкой ли деталей или красивым кинемато- или фото- графичным ракурсом. Но очень добротно. Разве что, всяческие технофрики будут в восторге. Все пушечки нарисованы с любовью, вот они как раз – детально, со знанием дела… И к тому же – с интересным выбором. То есть понятно, что пистолеты у нас сплошь «Глоки» и «Беретты». А вот с пистолет-пулемётами уже интереснее, помимо H&K MP5 регулярно выскакивает экзотично выглядящий P90. Да и стрелялы у амальгамированных кастрюлек – ну явные же Famas-ы! Кстати, французская разведка там тоже участвует.

Что ещё весьма порадовало с точки зрения техно-маньячества: хотя снят он в 2018 году, но экранизируемые новеллы написаны в 2004-7 годах. И поэтому герои на городских территориях пользуются не айфонами с андроидами, а соответствующими эпохе мобилками-раскладушками и слайдерами. Мелочь, а приятно: с вниманием экранизировали. В общем, чисто визуально сериал очень хорош.

Ну, и все эти сражения – вот они меня в кои-то веки дивно порадовали. Не только тем, что они отлично нарисованы. Динамично, красиво, по-умному… или наоборот, в ряде случаев с отличной долей сарказма над пафосЪом и героичностью героев. Но что самое важное – их ровно столько, сколько нужно. Очень многие сериалы с войнушкой страдают идиотскими длиннющими философскими разговорами посреди сражения, многие – не менее идиотской затянутостью, когда это бум-бум-бум уже откровенно надоедает. Нет, здесь всё очень качественно, чувство ритма сюжета у режиссёра великолепное.

С аудиальной составляющей всё тоже очень достойно. Что тоже совершенно не удивительно: сейю-то остались прежние, а значит – это уже матёрые, опытные артисты. Хотя из тех, кто на первых ролях никто так в мои любимые и не вышел, но старый конь борозды не портит, как ни крути. А в эпизодических – по прежнему мои любимые Инное Марина и Ното Мамико-сама. Последняя, к сожалению – с двумя фразами за весь сериал.

Плюс музыка. Опенинг и эндинг что в нихонском, что в английском варианте очень неплохи (они и в оригинальной озвучке исполняются на обоих языках попеременно, сначала нихонские версии, потом – английские, в исполнении тех же артистов). Впрочем, и совсем уж бурного восторга не они вызвали. Но зато – фоновая музыка! Ура, она есть, она хорошая. Интересно, вот вообще фоновая музыка в наше время – это стало фишкой меха или фишкой матёрых студий уровня «Киото Анимэйшон»? Почему в других сериалах стало модно ей пренебрегать?

В общем, чисто технически – сериал вышел очень хороший.

Нарекания к сюжету

По сюжету же тут рассуждать сложнее. Мне кажется, что за прошедшее время как-то было утеряно понимание, что с этой вещью делать. Не исключаю, правда, что оно терялось в процессе написания новелл у самого автора. Так что в результате сериал как-то мотает из стороны в сторону, и то он становится ну очень серьёзным, прямо совсем «риал-меха»; то сваливается в такое «но тут Сагара Соске внезапно превозмогЪ», и «но тут окружённому со всех сторон Сагара Соске позвонили из «Мифрила» и сказали, что он буквально стоит ногами на крышке люка, под которым спрятана супер-пупер кастрюлька на ножках» - которое без смеха смотреть просто невозможно, ибо это такое циничное издевательство над глупыми штампами жанра! Да, это всё было и в предыдущих частях. Но здесь мне показалось, что эти два направления как-то особенно вразнос пошли.

Особенно это по-дурацеки смотрится когда нам вводят новую, крайне симпатичную героиню, которая подворачивается строго в нужный момент как тот рояль в кустах, начинают с ней историю… и сразу же после череды великолепных и подчас столь же рояльных побед Сагары – тупо её убивают. Нет, пожалуйста, на настоящей войне так оно бывает сколько раз – встречаешь симпатичного человека и, не успеешь ещё толком познакомиться, как уже даёшь ему три залпа в воздух. Это ужасно грустно (кто уже смотрел сериал – конечно понимают, о ком я), но если у нас риал-меха трагедия – то в общем-то жизненно и правильно. Но, ёлки зелёные, не в таком обрамлении откровенно картонных (точнее – сатирических над картоном) событий, когда Сагара всех круто победил потому что он крутой Сагара. Ну надо как-то определиться между нижним бельём и нательными украшениями.

Так же я совершенно не могу простить поворот сюжета с товарищем Калининым. Причём особенно в свете того, что он происходит в середине сериала и остаётся совершенно не объяснён до конца. Нет, понятное дело – к финалу серии новелл всё становится понятно. Но в анимэ это выглядело очень неприятно. Я бы хотя бы чуть-чуть намекнула (пусть это и отступление от хода сюжета в новеллах) – чем вызван этот поворот, чем тов. Калинин руководствовался? Было бы хоть как-то можно пережить. Хотя я, признаюсь, не удержалась и полезла искать спойлеры, выяснять его мотивацию. И была огорчена – так себе там мотивация.

И иногда не совсем понятны некоторые мелкие моменты. К примеру, я так и не поняла, чего Сагара с Курамой ломали комедию с нежеланием выдавать местоположение Читосе под дулом пистолета? В «Амальгаме» Курама работает явно не из каких-то идейных соображений, что ранен он смертельно – знают оба… и к чему всё это было? Ну, хорошо, скажем, Сагаре таки надо было бы наставить пистолет, чисто для проформы. Но Кураме-то теперь явно никакая даже этика наёмника (не сдавать нанимателя) ничем не мешает!

Однако, в принципе, помимо неизбежных неприятностей из-за того, что это экранизация трёх новелл, причём как раз уже перед самым завершением серии, то есть когда во всей серии всё нарастающим темпом несётся к кульминации - и вдруг сериал закончен… Помимо этого – все неприятности сюжета можно свести к одному: авторы не смогли определиться между двумя, здесь уже вполне откровенно конкурирующими направлениями: риал-меха с военной драмой против героической сагой с сатирой на этот жанр. Условно говоря, одни моменты, скажем, Ли Фаулер вполне уместен в героической саге и совершенно прекрасен в сатире над героической сагой. Но просто бесит в как бы реалистичной военной драме. И наоборот, другие моменты отлично для реалистичной военной драмы, но не уместны в героической саге и тем более сатирой над ней.

О сюжете, приятности

Всё же, в некоторых случаях авторам таки удаётся скрестить ежа с ужом, и что-то странное оказывается вполне уместным и даже шикарным. Как, например, навязчивое стремление аж трёх персонажей удержать Канаме от стрельбы поначалу смотрится эдаким традиционно-анимэшным «война – это бяка», но в результате складывается во вполне стройную картину: Канаме действительно не тот человек, который должен воевать. Не для того, чтобы чистенькой её оставить, а потому что у неё характер, внутреннее предназначение действительно не для этого. Не её это дело. И опять же – не потому, что, скажем, «женшчинам низзя ваивать, кирхе-кюхле-киндер!». А потому что Канаме – это Канаме. Вот такая, какая она есть.

Опять же, в связи с ней очень радует, что с развитием сюжета (во всех ФМП) – она явно эволюционирует из цундеристой и дурной дамзельки в дистрессе во вполне цельную и вменяемую личность. Да, при этом пара «прекрасный рыцарь Сагара спасает прекрасную даму Чидори» не разваливается, потому что личность Канаме даже в цельной и вменяемой форме закономерно приводит к такому распределению ролей. Но если раньше это скорее бесило, то теперь воспринимается очень нечто красивое и правильное – они в этот мета-сюжет теперь попадают уже не по дурости, а по устройству своей весьма цельной и симпатичной личности.

Не знаю, это относится к сюжету или к работе режиссёра, но так же очень здорово всё здесь с повествованием как таковым. Да, все серии заканчиваются вполне себе на точке в главе, но при этом оно настолько захватывающе, что хочется смотреть новую и новую и новую серию. Ну, это и заметно: я же посмотрела сериал буквально за два дня и то лишь потому, что они рабочие. А иначе вообще весь махом бы проглотила!

Ну и в целом – целый ворох мелких приятностей. Эта прекрасная заточенность Сагары на боевую эффективность – радует безмерно, особенно в сюжете на Солярисе… Ой. Ну да, когда я смотрела особенно этот сюжет я не могла отделаться от ощущения, что авторы начитались Майкла Стакпола, причём конкретно про Кая Алларда-Ляо (в серии BattleTech). Правда Кай – закомплексованный до ушей персонаж, а у Сагары всё в порядке, но всё равно, ассоциации с бэтлтеховским Солярисом в исполнении Стакпола и Филлипса меня просто не отпускали.

Все остальные симпатичные герои – Нами, Тень, Мао, Вебер, Целесса – тоже просто ужасно обаятельны. Француз, кстати, просто отличный дядька, но в одном моменте здесь именно при экранизации просчитались: он мгновенно вылетает из образа и в нём сразу же начинаешь подозревать, что он далеко не только то, чем кажется. Просто потому, что он чудовищно похож на Бенни из «Чёрной лагуны». Получилась очень милая «пасхалка», но она же сработала немного во вред закрученности сюжета.

А парочка американцев-отставников в последних сериях – это такой волшебный стёб над штампами, что я ухихикивалась каждый раз, когда они появлялись на экране.

И, конечно же, я очень была рада прогрессу в отношениях между Чидори и Соске. В том числе – и новым проблемам, которые встают перед ними, и как они их решают. А завершение чидориной радиопередачи из вертолёта меня, как сентиментальную любительницу романтики растрогало вообще до слёз.

Собственно да, нельзя не признать, что сюжет сам по себе довольно лихо закручен, и не только держит в определённом напряжении, но ещё и сами сюжетные ходы подчас дивно хороши и слегка неожиданны. Как, например, в серии «Fallen witch» сначала малость обалдеваешь: «Чего, как?! А где, простите, «Туатха де Данаан», где те же Мао с Вебером и Ко? Когда их всех перебили?» - потом тебе всё разъясняют… А потом разъясняют ещё раз, уже к полному удовлетворению и счастливой, тронутой но и злорадной улыбке.

Резюме

Суммируя: красиво. Бодро. Не глупо. Весело. Очень увлекательно. Пятый сезон с завершением экранизации цикла очень хотелось бы. Но два жанровых направления всё больше и больше конфликтуют между собой, с этим надо что-то делать.