Пока COVID-19 загнал нас по домам, предлагаю не скучать и пощекотать себе нервы — посмотреть отличные киношки про постапокалипсис. В списке есть зомби-хорроры, первоклассный экшен, драма и психологический триллер. Марафон будет совсем нескучный.
5. 28 дней спустя
От 99,9% фильмов про зомби эту картину отличает то, что главные герои здесь — не накачанные персонажи из видеоигр с арсеналом оружия. Необычные обстоятельства заставляют обычных людей проявлять героические качества.
Джим просыпается в больнице после комы и понимает, что произошла страшная катастрофа. Улицы Лондона пусты, а вокруг следы массового хаоса. Во тьме прячутся заражённые, которые жаждут неинфицированной крови, поэтому передвигаться можно только днём. Джиму и ещё четвёрке выживших приходится бежать из Лондона и искать убежища у военных. Однако маленькая компания быстро понимает, что кроме полчищ зомби не меньшую опасность представляют и люди.
Фильм снял английский режиссёр Дэнни Бойл, автор «На игле», «Миллионера из трущоб», «Пляжа» и других легендарных картин. В главной голи — голубоглазый интеллектуал Киллиан Мёрфи. Пронзительно сыграл Брендан (Грозный Глаз Грюм) Глисон.
Кстати, если покопаться, можно найти три альтернативные концовки фильма, которые были выпущены как бонусные материалы для DVD.
4. Безумный Макс: Дорога ярости
А этот фильм как раз для тех, кто хочет отменного экшена. Нереальный визуал и головокружительные трюки сняты на натуре в Намибии, а не на зелёном экране, за что Джорджу Миллеру почёт и уважение.
Киноманам показывают мрачную эпоху много после глобального нефтяного кризиса и войны. Люди уже привыкли жить в пустыне, в которой вода и машина с мощным движком— главная роскошь. Макс Рокатански держится в стороне от людских поселений, но попадает в плен к бандам Цитадели. До поры до времени его держат в качестве «туши» (донора крови), но счастливый случай позволяет вырваться из плена.
По сути, весь фильм — это путешествие из точки А и точку В, но простота сюжета сдобрена таким количеством зубодробительного экшена, что даже в третий и пятый раз просмотра можно следить за экраном с открытым ртом. Когда увидите бурю в пустыне и гонку с «дикообразами», ещё раз вспомните, что спецэффекты — минимальные!
Макс (Том Харди) за весь фильм произносит от силы пяток слов, но его харизма рубит наповал. Шарлиз Терон вновь показала свою крутость и отличную физподготовку. Её героиня — настоящий пророк постъядерного феминизма, но не искусственного (я женщина и поэтому крута), а настоящего — ей пришлось стать сильным человеком, потому что иначе в этом мире никак.
Во вселенной Безумного Макса есть ещё три фильма, снятые в конце 70-х и 80-е. Играет там Мэл Гибсон и посмотреть их можно для общего развития. По зрелищности первые «Максы» и последний — все равно что «Лада Калина» и боевая фура Фуриосы.
3. Поезд в Пусан
Фееее, снова про зомби, скажете вы! Но этот хоррор стоит упомянуть ради того, как в нём показано начало всемирной катастрофы. Паника, замкнутое пространство, проявление худшего в человеке — все, как мы любим.
Жизнь преуспевающего менеджера вращается вокруг работы и милой дочурки Су-ан. В день рождения девочки он собирается отвезти дочь к бывшей жене. Еще по пути на вокзал становится понятно, что в городе происходит неладное — пожары и паника. Когда экспресс отправляется, на вокзале появляются толпы зомби. Теперь высокоскоростной поезд «Сеул — Пусан» - единственное прибежище выживших. Правда, инфекция стремительно распространяется среди пассажиров, так что понервничать любителям хоррора придётся.
В Южной Корее умеют снимать жёсткое, брутальное кино. «Поезд в Пусан» напоминает «Войну миров Z», но в сравнении с голливудским блокбастером только выигрывает. Герои — не белозубые красавчики, а худосочный менеджер, увалень с беременной женой и маленькая девочка. Из оружия у них — кулаки, обмотанные скотчем (чтобы защититься от крови зомби) и иногда бейсбольные биты. От того, что каждый может представить себя на их месте, фильм становится нереально эмоциональным.
Желающие могут посмотреть анимэшку «Станция «Сеул»», которая является приквелом к фильму и рассказывает о самом начале эпидемии.
2. Носители
Пустынные дороги, люди в респираторах и повальная самоизоляция, ничего не напоминает?
В мире бушует пандемия смертельного вируса, который передаётся воздушно-капельным путём и от которого не существует лекарств. Почти всё население США вымерло, а немногие выжившие непрестанно передвигаются в попытках избежать контакта с заражёнными.
В центре сюжета — братья Дэнни и Брайан и девушки Бобби и Кейт. Четвёрка едет к пустынному Черепашьему пляжу, где они надеются переждать, пока вирус не вымрет. Но по пути ребята встречают мужчину с больным ребёнком, и милосердие одной из девушек становится для них началом конца.
Несмотря на внешнюю попкорновость этого фильма (молодёжь, любовь-морковь), он заставляет глубоко переживать и задать себе важные вопросы. Неужели цена выживания — это подавить в себе всё человеческое, в том числе любовь? Смогли бы вы оттолкнуть родного человека, лишь бы самому остаться в безопасности? И чего в мире больше — милосердия или эгоизма?
В фильме нет рек крови и почти нет экшена, но из-за драматического сюжета он смотрится на одном дыхании. Самый яркий персонаж, на мой взгляд, отец больной девочки Кристофер Мелони. До этого он мне попадался только в роли обаятельных психопатов (сериалы «Клиника» и «Хэппи»), а тут за 5 минут экранного времени показал трогательного и трагического персонажа.
1. Дорога
И, наконец, вишенка на торте - «Дорога» 2009 года. Постапокалиптическая драма правдиво и жестоко демонстрирует, каким будет мир, если его всё-таки настигнет апокалипсис. Не советую смотреть детям, беременным женщинам и людям со слабыми нервами.
«Дорога» - это тоже своеобразное роуд-муви, только без оружия, скоростного поезда или зомби. Нам показывают жуткий мир после великой катастрофы. Погибла не только цивилизация, исчезли даже животные и растения. Запасы продуктов оказались скудными, и в то время, в котором происходит действие фильма, найти банку консервов — большая удача. Человечество разделилось на жертв и хищников-каннибалов.
Отец с маленьким сыном по дороге из пепла идут к побережью на юг в надежде, что хотя бы там осталась жизнь. Все их пожитки умещаются в продуктовой тележке из супермаркета. Их существование — поиск консервов и попытки избежать встречи с каннибалами. В револьвере осталось только два патрона, но отец и не думает отстреливать рейдеров. Патроны предназначены для него и для мальчика.
Несмотря на мрачнейший антураж, «Дорога» - не только об апокалипсисе, это картина о любви родителя к своему ребенку. Не раз на протяжении фильма прозвучит фраза: «Мы несём огонь». Маленький, слабый мальчик, который родился как раз тогда, когда мир умер, несёт внутренний огонь, чистоту, верность идеалам и моральную силу.
Неотвратимость конца, холод, колючий ветер и животный страх почти физически ощущаются во время просмотра. А после финальных титров сложно удержатся от желания выйти на улицу, вдохнуть чистый воздух и свежим взглядом посмотреть на свой безопасный мир.
Режиссёр Джон Хиллкоут поставил этот фильм по одноимённой книге Кормака Маккарти, за которую тот получил Пулитцеровскую премию. Настоятельно советую ознакомиться с этой книжкой. Во-первых, она мала по объёму (у меня ушло всего одно утро на прочтение), во-вторых, сюжет немного отличается от экранизации, можно оценить историю с другой стороны.