6,4K подписчиков

Носов и грибы, или про одну советскую экранизацию

156 прочитали
Николай Носов - один из самых любимых детских писателей советского времени и вероятно самый экранизируемый.

Николай Носов - один из самых любимых детских писателей советского времени и вероятно самый экранизируемый. Его произведения нашли воплощение как во множестве мультфильмов, в том числе в сериалах (особенно повезло Незнайке), так и в художественных картинах. Рассказы из сборника "Фантазёры" (с рисунками Валька), которыми я зачитывался в детстве, также идеально подходят для детского кино - для этого они вполне увлекательны и при том реалистичны. В итоге было снято 4 фильма по мотивам аж 10 рассказов.

А вот что для меня остаётся загадкой, так это причина, сподвигнувшая писателя сочинить совершенно фантасмагоричный сценарий для мультфильма по мотивам своего откровенно дидактического рассказика "Огурцы", опубликованного в 1945 году. Сочинить спустя 15 лет.

Напомню, если кто не знает, оригинальный сюжет. Мальчик с другом по внезапно возникшему умыслу "загнать козла", на колхозном огороде нарвали огурцов и под свист сторожа дали стрекача. Внезапно приятель вспомнил о строгих родителях и решил отдать свою часть добычи главному герою. Тот радостный, с полными карманами вернулся домой, но родная мать его отчитала так, что не снилось и инспектору по делам несовершеннолетних. В слезах и по темнушке мальчик вернулся на место преступления, где отдал огурцы деду-сторожу, который мягко пожурил сорванца и отпустил ему грехи. Совесть чиста, на душе радость. КОНЕЦ.

Для своего времени такая фабула вероятно была в порядке вещей, как и жесткое поведение матери. Сейчас читается диковато. А в экранизации 1965 года, где очень талантливо сыграл малолетний актер, показан прям-таки настоящий катарсис, на уровне "Преступления и наказания".

Но вернусь к мультику 1961 года. При современной испорченности восприятия первым делом у публики возникнет вопрос - что автор сценария курил? Или каких мухоморов наелся? При том, что в этой версии непосредственно грибы и задействованы.

Итак, мальчику по имени Фунтик ( странности начинаются уже с названия) наскучило сидеть с бабушкой и он вызывается сходить в лес за грибами. По пути он ссорится (!!) с одним из них - антропоморфным персонажем, то есть с лицом, руками и ногами. Тот клянется отомстить и отвадить от Фунтика всех своих родственников, которые в это время танцуют на лужайке, а при появлении мальчишки прячутся под землей. Не желая возвращаться с пустой корзиной, пацан, подстрекаемый вороватым зайцем идет на колхозный огород за огурцами, которые представляют собой очередной галлюциногенный трип: они играют в домино! Что впрочем не мешает их нарвать. Дедушка-сторож тоже присутствует и он противостоит правонарушителям по мере сил. Но опять побеждает молодость. Фунтик бежит домой, где бабушка его конечно отчитывает (но силы у нее тоже не те - до катарсиса не доходит) и выгоняет прочь. Он решает выкинуть огурцы по пути, но тут случается самое страшное (или бредовое - нужное подчеркнуть) - те преследуют мальчика, да еще и заручаются поддержкой грибов (куда ж без них), в результате бедняге волей-неволей приходится овощи вернуть на место. Те принимаются за старое (за домино), а парнишка, побеседовав с дедом, в знак полного перевоспитания даёт втык зайке-воровайке, тырившему на этот раз морковку (к счастью, без признаков человечности). В финале грибы провожают Фунтика до дома под звуки оркестра. Зло наказано, совесть торжествует, голова кругом. От соцреализма до сюрреализма один шаг.

(5/5)

(с) Albert Magnus для kin0guru