Одной из форм освоения и познания мира является мышление, высшая психическая форма деятельности мозга человека. В отличие от первой сигнальной системы (органов чувств) дающих человеку непосредственное, эмпирическое знание об объектах окружающего мира, мышление оперирует абстрактными формами (аналогией и дедукцией) и способно проникать в суть вещей без получения непосредственного опыта.
Мысль - это форма представления реальности, которая создается путем обобщения, имеющегося у человека знания об окружающем мире. Сначала мысль облекается в словесную форму (письменную или устную речь) и только затем извлекается ее содержание для передачи другим и осознания. Законы и формы мышления изучаются такими науками как логика, диалектика и гносеология, механизмы протекания мыслительной деятельности изучает психология и физиология.
Однако до сих пор эта область деятельности человеческого мозга представляет собой богатую почву для исследования. Если проводить аналогию с тем, насколько человечество продвинулось на пути познания своего внутреннего мира и взять для примера, хотя бы географические открытия, выходит, что мы освоили пространство своей нервно-психической деятельности не более одного квадратного сантиметра в масштабе всей Вселенной. И здесь так же наблюдается скачкообразность и периодичность развития, наблюдаемая в живой природе.
Первые исследования деятельности человеческого мозга делались еще античными философами. Первым обобщенное логическое умозаключение о процессе мышления представил Парменид, сказав, чтобытие есть аналог мысли, ее продукт, и выражается оно в истине и мнении. Аристотель теоретически вывел основные принципы действия мышления: умозаключение, понятие и суждение, вот термины, введенные им для обозначения основных законов по которым строится мыслительная деятельность.
Затем медицина добавила в понимание процессов, по которым развивается и строится мышление, место их протекания - головной мозг человека.
Кант добавил в общую картину такие понятия как аналитическое и синтетическое мышление. На сегодняшний день науке известны следующие операции мышления: • Анализ: при нем явление или предмет разделяется на составные части, которые исследуют мысленно или эмпирически (опытным путем).
• Сравнение: предметы или явления сопоставляются между собой для того, чтобы обнаружить их сходство или различия.
• Синтез: разделенные анализом объекты исследования объединяются и выявляются связи между ними.
• Обобщение: объекты объединяются по существенным общим параметрам.
• Классификация: общие признаки позволяют сгруппировать предметы.
• Абстрагирование: в расчет принимается только одна сторона (аспект) предмета или явления, остальные игнорируются.
• Конкретизация: из частностей выделяется общее значение.
Однако учеными так и не было до сих пор доказано, существует ли мир вокруг нас или он только продукт нашего мышления и насколько имеющаяся субъективная картина мира соответствует объективной реальности. Ограничения в объемах знания не существует: чем больше мы узнаем, тем больше становится область неизведанного. Ученым третьего тысячелетия предстоит открыть еще много "черных дыр" существующих в областях, касающихся общих процессов протекания мыслительной деятельности головного мозга человека. Что такое интуиция, откуда берутся предвидения, есть ли звук от упавшей в лесу шишки, если его некому услышать? Все эти и многие другие, не менее интересные вопросы, так и не получили пока точного ответа.