Тачки 2 (2011) рецензия

Денис Куклин

 Денис Куклин   Сирник, ти — бомба! Что это: шпионский комедийный боевик На что похоже: фильмы про Джонни Инглиша, фильмы про Джеймса Бонда, «Суперсемейка» и первые «Тачки».

Сирник, ти — бомба!

Что это: шпионский комедийный боевик

На что похоже: фильмы про Джонни Инглиша, фильмы про Джеймса Бонда, «Суперсемейка» и первые «Тачки».

Зачем смотреть: офигеть от бабаха и лопнуть от смеха.

Я обычно начинаю рецензию с каких-то отвлечённых рассуждений, выводя из них суть рецензируемого фильма. Подобную тактику вчера использовал легендарный Роджер Эберт в своей рецензии на «Тачки 2». А он обычно куда более сух, и раз уж расходился, то по очень важному поводу. Не могу не процитировать это замечательное начало…

«Когда я смотрел «Тачки 2», неуловимая ностальгия пробралась в мой мозг. Нет, я не вспоминал оригинальные «Тачки» студии Pixar 2006 года. Это было что-то, скрытое, что-то намного глубже спрятанное, и в конце концов, посреди одной из потрясающих мультяшных гонок, это пришло ко мне: я сидел на полу своей спальни, давным-давно, и игрушечные машинки были выстроены в стартовую линию передо мной, и я «гнал» их своими руками по полу и по воздуху, между делом издавая громкие машинные звуки, которые дети издают булькающей во рту слюной. В этом воспоминании я был полностью поглощён моими машинками. Они были реальными, как люди, и у меня были свои фавориты, и даже одну из машинок я отождествлял с собой. Возможно, мои руки носились с этими игрушками, но моё воображение было где-то далеко, и я исполнял диалоги за них: «Ах так? Ну, получи! Мы ещё посмотрим! Йиияяяоу!». Это воспоминание не было случайным. Я думаю, оно было вызвано духом мультфильма Джона Лассетера. Я верю, что в каком-то смысле, великий аниматор сидел в позе лотоса на полу в игровой комнате Pixar и устремлял свои машинки сквозь время и пространство с возвышенным и беззаботным наслаждением».

Круто, правда? Вот это настоящий критик.

 Денис Куклин   Сирник, ти — бомба! Что это: шпионский комедийный боевик На что похоже: фильмы про Джонни Инглиша, фильмы про Джеймса Бонда, «Суперсемейка» и первые «Тачки».-2

Я тоже играл в детстве с машинками — все же играли. Но мой отец никогда не имел машины, да и не хотел — не любил железо. И каким-то образом это передалось мне. Я не из тех мужиков, которые проведут неделю отпуска под куском стали и пластика. И само увлечение машинами кажется мне примитивным и архаичным, результатом отделения крестьянина от земли. Ну вот, опять увлёкся… Но на студии Pixar в своё время рассудили правильно — мультяшные машинки не есть просто анимация, но возможность производить сопутствующие товары. Если из мультика про «Рапунцель» большинство девочек выпросит у мамы одну куклу главной героини и успокоится, то «Тачки» — это гонки, а гонки требуют нескольких машинок. А замкнутый мирок Радиатор Спрингс — это с добрый десяток персонажей. Ведь там, где две или три — там целый автопарк. Да и вообще, повальное увлечение мальчишек всех поколений машинками — это ж Клондайк! И средненько прокатившиеся «Тачки» принесли в итоге студии миллиарды долларов на сопутствующих товарах, и приносят каждый год.

В первой части была такая серьёзная морализаторская линия, даже две: 1) когда МакКуин пересилил в себе пренебрежение к простым смертным, и в частности, к Мэтру, и 2) когда он отказался от победы ради возможности отдать дань уважения ветерану, помните? Это был серьёзный наезд на традиционные в современном псевдоиндивидуалистском мире понятия «успех» и «победа». Но, несмотря на это, мультик получился сереньким и сценарно слабым. МакКвин выглядел, как принц из «Белоснежки» — лощёным и пресным, что в 1939 году никого не интересовало на фоне такой шикарной анимации, а в 2006 отталкивало опытного зрителя. И даже малолетнего — у него же был Шрек! Поэтому были сделаны соответствующие выводы, и в последующих работах Pixar разрабатывался один необычный и невероятно харизматичный, притягивающий персонаж, который мог держать на себе весь фильм. Например, крыса, робот, старичок (кстати, Воллипри таком хреновом сюжете — отличный пример). Поэтому в «Тачках 2» сия миссия была возложена на Мэтра. Но, на мой вкус, среди неинтересных вообще машин какая-то одна заинтересовать вряд ли сможет.

Вообще антропоморфность машин жутко отталкивает, и именно своей тотальной заменой человечеству. Если все остальные персонажи, от крыс и монстров до муравьёв и игрушек встраивались в человеческий мир, были его «теневой» стороной, то тачки тотально заменяют и копируют людей, что выглядит странно и вообще-то требует пояснений. Когда в кадре в пятый раз открывают бутылку шампанского, я хочу понять, как можно четырьмя колёсами создать и, главное, закрутить проволоку, держащую пробку. Цивилизация машин, если даже она бы существовала, вымерла бы мгновенно. Автоботы — другое дело… В такой ситуации это выглядело как мультик про людей, которых в угоду маркетингу заменили машинками.

 Денис Куклин   Сирник, ти — бомба! Что это: шпионский комедийный боевик На что похоже: фильмы про Джонни Инглиша, фильмы про Джеймса Бонда, «Суперсемейка» и первые «Тачки».-3

И весь этот дёготь, который я лью уже три абзаца, был совершенно справедлив по отношению к первой части мультика, которая мне никогда не нравилась. Но вторая часть заслуживает оттуда лишь чайную ложку — да, мне до сих пор немного странно видеть мир без людей. Но всё это забывается в первые минуты мультфильма — такой дикий, лихой, и при этом выверенный до миллиметра экшн, я мучительно пытался припомнить в каком-то взрослом фильме… и не смог. Ещё с «Суперсемейки» я не очень понимал, почему ещё все студии не заказывают спецэффекты у Pixar, потом понял — слишком дорого получится. Всё-таки пока обходятся дешёвым вариантом — одной лысиной Стэтхема… В «Тачках 2» переплетаются сразу два приключенческих сюжета — противостояние МакКуина и Франческо Бернулли в Мировом Гран-при и шпионский детектив с британскими разведчиками и международной мафией. Всё это закручивается вокруг конфликта нефтяников и организатора Гран-при, разработчика экологически чистого альтернативного топлива Майлза Аксельрода — бывшего нефтяного магната, который внезапно пропал в безмашинных дебрях и по возвращении осознал губительность своего бизнеса и решил искупить вину благими деяниями во имя природы и челове… машинечества. Никого не напоминает ;) ?

И как явление чистой харизмы, рулит всем процессом Мэтр. Конечно, помимо своей воли, конечно в стиле агента Инглиша или уколотого зонтиком, но в итоге ведь оказывается молодцом! Авторы размахиваются широко — место наивных шуточек по поводу аналогий человеческих явлений в мире машинок занимают шутки с национальным характером. Среди шедевров — японские технотуалеты, итальянские родственные связи, французские барахолки и (не пропустите!) голуби. Японского суши-повара сменяют отпадная британская королева, парадоксальный Папамобиль в Папамобиле и, конечно, русские гоп-тарантасы, напоминающие «Жигули». Отдельного упоминания заслуживает мелькающий в разборках «Запорожец» ЗАЗ-968/968М.

 Денис Куклин   Сирник, ти — бомба! Что это: шпионский комедийный боевик На что похоже: фильмы про Джонни Инглиша, фильмы про Джеймса Бонда, «Суперсемейка» и первые «Тачки».-4

Среди новых персонажей — агент MI6 Финн МакМиссл (МакТорпеда в украинском варианте), озвученный самим Майклом Кейном (ждём выхода дисков) и стажёрка Холли ДеЛюкс. Классическая парочка шпионов — опытный Бонд и очаровательная девушка (и девушка совсем не Бонда). Разборки МакМиссла с мировой мафией заслуживают отдельных аплодисментов, так там всё по-взрослому сделано. И даже довольно жестоко — машинные трупы исчисляются десятками, но рейтинг выдержан, ведь взрывают, топят и раздавливают совсем не людей, да и крови нету.

И главное — юмор. Основан он, в целом на сходствах с человеческими прототипами и на уже упоминавшемся национальном колорите, но шедевральные соло-партии выдаёт, конечно, Мэтр. И особенная благодарность за это, как и пять лет назад, авторам украинского перевода и Юрию Коваленкои его Сырнику (остальные актёры озвучания — ширпотреб, как обычно). Это редкий случай, и пожалуй единственный в истории украинского дубляжа случай, когда локализация текста произошла удачно — фразочки вроде «Березняки, Лівий берег — ви в ефірі» или «Сервіс, як у депутатів — в очереді стояти не нада» вызывают искренний смех и яркими красками украшают фирменный пиксаровский юмор.

И, кстати, про яркие краски. Эберт завершил свою рецензию заметкой на полях: «The 3-D adds nothing and darkens the bright colors. See it in 2-D if you can». Переводить, думаю, не нужно.

Вердикт: весёлый, яркий, головокружительный боевик с отличным юмором. Как и ожидалось, в один ряд с шедеврами, вроде «Вверх» или «Суперсемейка» он не станет, но развлекает лучше любого фильма с Томом Крузом.