Найти в Дзене

Почему, вместо близости мы играем в Игры?

Оглавление

Итак, сегодня наконец-то поговорим об Играх

Игра — это серия скрытых трансакций, приводящая к чётко запрограммированному результату. Игру от ритуалов, процедур и развлечений отличает наличие:
а) скрытых мотивов,
б) выигрыша.

Игра — это всегда манипуляция, и это длительное развлечение, иногда на всю жизнь. Вот такую типичную супружескую игру рассматривает Берн: "Если бы не ты".
Миссис Уайт жалуется, на то, что муж ограничивает её, и именно из-за него она не может научиться танцевать, хотя всегда об этом мечтала. Через некоторое время, после прохождения миссис Уайт психотерапии, муж стал более снисходительным, и разрешил ей записаться на уроки танцев. На них, к своему ужасу, она осознала, что безумно боится танцевать перед другими людьми, и вынуждена была прекратить занятия.
Что происходило на самом деле: Ребёнок миссис Уайт выбрал из всех её ухажёров самого властного и деспотичного, и это позволило занять ей позицию — "если бы не ты", прикрывая тем самым свои истинные страхи. Кроме того, из-за частых ссор на тему ограничений, у супругов портилась сексуальная жизнь, а у женщины был страх близости; муж часто чувствовал себя виноватым и дарил дорогие подарки. И вообще, было о чём поговорить, так как общих интересов, кроме дома и детей, у супругов не было. Эта игра укрепляла миссис Уайт в позиции —
"все мужья тираны и деспоты."

-2

Как понять, что это именно Игра?
У Игр есть набор общих характеристик, вот некоторые из них
1) Тезис — общее описание. В вышеприведённом примере: "Муж не даёт развиваться", на скрытом уровне, женщина сама не хочет развития, и нуждается в ограничениях.
2) Антитезис — можно утверждать, что это Игра, если при отказе одной из сторон продолжать, вторая впадёт в отчаяние и предпримет попытки продолжать Игру. Например, миссис Уайт испытала отчаяние, когда муж вместо обычного —"Сиди дома" разрешил ей заниматься танцами.
3) Цель. Сторона, затевающая Игру, имеет своей целью самооправдание — "Это не я не могу начать танцевать, это он мне не даёт".
4) Роли. В вышеприведённом примере это "Деспотичный муж" и "Жертва-жена".
5) Вознаграждение. Это поддержание существующего положения дел (если муж будет более понимающим, жене придётся сталкиваться с травмирующими ситуациями), и укрепление жизненной позиции (все мужья — деспоты).

Что заставляет нас выбирать ту или иную Игру?
Что заставляет нас выбирать ту или иную Игру?

А также это структурирует время, проводимое с мужем, и время, проводимое с подругами, в этом случае Игра трансформируется в развлечение — "Если бы не он". В некоторых случаях Игры крайне необходимы для поддержания здоровья играющих. При попытке провести Антитезис, некоторые люди впадают в отчаяние и даже доходят до психоза, настолько слаба их жизненная позиция. Очень часто это можно наблюдать в супружеских играх, например, игра "Алкоголик" — как только психологическое состояние одного из супругов улучшается, и он отказывается от деструктивных привычек, состояние второго стремительно ухудшается.

В следующий раз поговорим о том, почему мы выбираем ту или иную Игру, и почему не можем перестать в нее играть, даже, когда выигрыш неочевиден?

Про эго-состояния
Про поглаживания и трансакции
Про развлечения