КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИИ И ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Сыргабаев А.Ж.

Введение. На протяжении исторического развития мировой экономической науки по настоящее время используется раскритикованная К. Марксом капиталистическая модель кругооборота общественного продукта и ее структурная схема воспроизводства капитала на основе частной собственности на средства производства. Эта модель уже сыграла свою роль, дав толчок для роста и развития производства и производственных отношений, но в то же время создала проблемы в общественном развитии приведшие к расслоению общества на богатых малой группы общества и бедных основной массы населения, процветанию в обществе всеобщего эгоизма, падению нравственности и т.д. Все это в совокупности привело к духовной деградации человека и общества.

Существующий глобальный мировой кризис это следствие неправильного развития производства и производственных отношений, в процессе которых возникали множество противоречий и нерешенных проблем не только в производстве и производственных отношениях, но и отразились в целом на экономике и экономических отношениях. По сути, эти противоречия и проблемы стали наслаиваться с момента зарождения производства и производственных отношений и стали отражаться на современной экономике и экономических отношениях. Создавая тем самым критическую угрозу экономике, финансам, национальным и духовным ценностям как составляющих основу общественного развития в национальных государствах, потеря которых может привести к непредсказуемым последствиям в развитии человечества, общества и государства.

Актуальность. Актуальность исследуемой проблемы заключается именно в происходящем глобальном экономическом, финансовом и духовном кризисе не только субъектов мировой хозяйственной системы, но и деградации людей и общества. На фоне такого разрушительного кризиса многие люди из научной среды, политики, общественные деятели и президенты многих стран мира поняли, что в существующих системах экономического развития есть изъяны и есть необходимость поиска альтернативной системы развития экономики и экономических отношений. Примером такого понимания служит утверждение Элвина Тоффлера, что на стыке развития и насыщения системы капитализма и социализма, должна появиться некая гибридная система, впитавшая в себя все положительное от капитализма и социализма. Положительное в этом эволюционном процессе то, что капитализм и социализм и каждый в отдельности наработали и отшлифовали свой теоретический и практический опыт этих систем. Создав условия для нового витка развития, то есть эта попытка ответить вызову и требованию времени на основе предлагаемой новой казахстанской социальной системы как симбиоза от двух классических систем капитализма и социализма.

Актуализация. В связи, с чем возникает необходимость, обратиться к истории экономических наук для выявления источника и нерешенных проблем, которые тормозят и не дают развиваться. И чтобы доказать свои утверждения предлагаю схематический сравнительный анализ основных экономических систем как капитализм, рыночная система (экономикс), социально-рыночная экономика, социально-ориентированная рыночная экономика, смешанная экономика и социализм. Начнем с показа теории воспроизводства в Экономической таблице Ф. Кенэ выведенной К. Марксом схематический во II томе «Капитала», где он смоделировал кругооборот общественного продукта и ее структурную схему воспроизводства капитала (схемы №1). Не смотря, на опасение К. Маркса и Д. Бартона в основе каждой вышеперечисленных экономических систем взята капиталистическая модель кругооборота общественного продукта и ее структурная схема воспроизводства капитала. К тому же в теории капиталистической модели акцент сделан на капиталиста-предпринимателя, в рыночной маржиналистской теории акцент якобы смещен на потребителя в качестве определителя предельной полезности товаров и услуг посредством спроса. Но, все же, капиталистическая модель и ее система не смогли решить наслоенные проблемы и множество других недостатков в современной экономике и экономических отношениях. Начнем с того, что, несмотря на критику и выводы К. Маркса, и его последователя в России П. Струве, которые говорили о крушении капиталистического строя под бременем собственных противоречий. Но, все же, именно эта капиталистическая модель была принята идеологами капитала для обслуживания выбора системы, политики и этических норм в существующих системах. По сути, эта модель сформировала капиталистическую систему развития производства и производственных отношений и к тому же стала «незыблемой основой» для развития мировой экономики и экономических отношений за более 400 лет.

Источники теоретических наследий. К. Маркс, изучив теорию воспроизводства капитала в экономической таблице Ф. Кенэ, раскритиковал ее и на основе сделанных выводов схематически показал модель кругооборота общественного продукта и ее структурную схему воспроизводства капитала[1]. Но с другой стороны он понимает, что в основе любого производства и производственных отношений есть модель кругооборота общественного продукта и ее структурная схемы воспроизводства капитала и без него обойтись. Более того, исследуя развитие капитализма, и производственные процессы он заглянул глубже, и обосновал теорию прибавочной стоимости и выдвинул положение о неизбежности гибели капитализма. Так как он видел в капиталистической модели воспроизводства капитала множество противоречий, но с другой стороны он прослеживал процессы закона единства и борьбы противоположностей. Где, с одной стороны, производится общественное благо и развивается общественное богатство, но, с другой стороны, идет не только эксплуатация труда рабочих путем присвоения прибавочного продукта, но и накопление капитала собственниками средств производства на основе частной собственности на средства производства и услуг. Увеличивая тем самым не только капитал и богатства у малой части общества, но и социальный разрыв между богатыми и бедными, и, как следствие, это стало противоречием в общественном развитии. В классическом труде «Капитал» К. Маркс, выразил свое опасение по поводу «прибавочной стоимости», которая, превращаясь в капитал, со временем станет причиной многих проблем в сфере производства и производственных отношений в частности в распределении прибыли, обмене и потреблении. Это недопустимая основа при обострении классовой борьбы между собственниками средств производства и наемниками, то есть между имущими и неимущими. В этой связи, Джон Бартон, английский экономист, один из представителей классической буржуазной политической экономии делает предложения для снижения доли путем отделения переменного капитала от остальной части капитала, но называет его оборотным капиталом. Это, по его мнению, снизить риск в общественном развитии. Из этого следуют выводы, что К. Маркс, Д. Бартон и их последователи обоснованно критикуя капиталистическую модель и их систему, не смогли не только решить существующую проблему, но и предложить альтернативную модель кругооборота общественного продукта и ее структурную схему воспроизводства капитала. Как известно в истории развития мировой экономики и экономических отношений и практических наработок было множество школ и направлений по выработке идеологических концепций развития экономических систем. В результате от этих школ и концепций сформировались основные классические системы: капитализм как базовая основа рыночной модели, СРЭ, СОРЭ, смешанной экономики и социализма. По сути, все эти системы взяли за основу капиталистическую модель кругооборота общественного продукта и ее структурную схему воспроизводства капитала основанной на частной собственности. Кроме, социалистической системы, хотя она тоже была основана на капиталистической модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы воспроизводства капитала, но сменили частную собственность на государственную (общественную) собственность на средства производства. Социализм, построенный в СССР, был основан на политической, а не экономической системе и поддерживался силовым методом и поэтому не смог получить устойчивого развития. Так как основной причиной было отсутствие собственной социальной модели развития производства и производственных отношений. Кстати, об этом говорил В.И. Ленин и он предупреждал, что будет использоваться капиталистическая модель воспроизводства до тех пор, пока не поднимут производственную базу и мощь СССР. И к тому же не были сформированы базовые социальные принципы для развития и функционирования товарно-рыночных отношений между субъектами рынка и как следствие не смогли сформировать триединства между субъектами рынка. Не говоря, об участии населения в воспроизводстве основного, постоянного и оборотного капитала в сфере производства и услуг и тем более решить проблему присвоения прибавочной стоимости и справедливого распределения прибыли, обмена и потребления. Хотя, эти системы теоретически считаются разными, но их модели развития по своей структуре воспроизводства капитала одинаковы с той лишь разницей, что капитализм основан на частной собственности, а социализм на государственной (общественной) собственности на средства производства и услуг. К тому же в этих системах нет места для третьего субъекта рынка в лице населения, и он не задействован в этих системах, то есть не участвует в распределении и получении прибыли, а выступает лишь в роли статиста и потребителя товаров и услуг. И к тому же, до сих пор идет эксплуатация наемного труда за счет присвоения прибавочного труда, которая при присвоении превращается в прибавочную стоимость. В итоге не смогли принципиально решить проблемы эксплуатации рабочего класса, присвоение прибавочной стоимости, распределении прибыли и привлечения населения как равноправных субъектов рынка в сфере производства и услуг. Не говоря о решении проблемы «собственности» на средства производства, что в совокупности все это привело к закономерному развалу социалистической системы. И поэтому без принципиальных подходов к модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы воспроизводства капитала в социалистической системе были обречены на провал, что фактически произошло в постсоветских государствах. А разные попытки по реставрации и совершенствованию в разных вышеперечисленных экономических системах по большому счету была бессмысленная и бесполезная трата времени и бюджетных средств национальных экономик. Хотя иногда рыночным идеологам удавалась на какое-то время залатать дыры в экономике и сбить инфляционные процессы, неся при этом огромные материальные и финансовые потери обществу и государству, но это лишь временное и непринципиальное решение проблемы. Тому свидетельство глобальный политический, экономический, финансовый и духовный кризис на современном этапе общественного развития (Схема №1).

Схема №1.

В связи с чем, можно с уверенностью констатировать, что за исторический период развития экономической науки и накопления практического опыта хозяйствования существующими системами была выбрана несправедливая модель развития экономики и экономических отношений. К сказанным выводам можно отнести существующую классическую капиталистическую модель развития экономики и экономических отношений в мировой практике, которая развив производство и производственные отношения, основанные на частной собственности на средства производства, привели к расслоению общества на богатых и бедных. Это, во-первых. Во-вторых, способствовали расширению классового общества и противоборства между ними, как убедительное доказательство несправедливого общественного развития в существующих экономических системах мировой практике. В-третьих, это связано с капиталистической моделью развития, в которых была заложена эксплуатация человека человеком путем присвоения его прибавочного труда, что по своей сути стало неэффективным и несправедливым строем для общественного развития. В-четвертых, капиталистическая модель основана на частной собственности, а социалистическая модель, основана на государственной собственности на средства производства и в них не было триединства между субъектами рынка и взаимовыгодных гармоничных отношений между ними. В-пятых, на основе эксплуатации человека увеличивалась прибавочная стоимость и ее присвоение собственниками средств производства. И в результате получили изначально неэффективную, несбалансированную и противоречивую капиталистическую систему, а на основе этих противоречий зародилась политизированная социалистическая система без смены капиталистической модели развития, но с той лишь разницей, что средства производства стали государственной (общенародной) собственностью. То есть в социалистической системе не было своей модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы воспроизводства капитала. И не решены проблемами эксплуатации рабочего класса, присвоении прибавочной стоимости, привлечения населения как равноправных субъектов рынка в сферы производства и услуг, не говоря об участии населения в распределении прибыли. И как следствие, закономерный развал социалистической системы. А капиталистическая и рыночная система как системы отошедших от экономического пути развития к финансомике взросла на теле системы «злокачественна раковая опухоль», которая отразилась в целом на экономике и экономических отношениях. Смерть неизбежна, но идеологи капитализма давно искусственно поддерживают дряхлое тело капитализма в реанимационной палате. Такое положение уже привело к глобальному кризису не только экономические, финансовые и политические системы, но и к духовному кризису человека и общества во многих странах мира и в том числе в Казахстане.

Решение теоретических проблем. В результате исследовательской работы были выявлено, что рабочие, производящие товары и услуги, не говоря уж о потребителях в лице населения, были отчуждены от всего, что имели собственники средств производства кроме своего физического труда. На основе этих теоретических выкладок разработана предлагаемая новая казахстанская социальная модель кругооборота общественного продукта и ее структурная схема воспроизводства основного, постоянного и оборотного капитала на принципах долевого участия населения в сфере производства и услуг. И пользуясь, случаем предлагаю концептуальную основу новой социальной системы РК и новой социальной модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы воспроизводства капитала на принципах долевого участия населения в воспроизводстве основного, постоянного и оборотного капитала (см. схему №2).

Схема №2

Более того, казахстанская социальная модель воспроизводства основана на частно-долевой собственности на средства производства и инвестиционного капитала, и акцент делается на население как потенциального социального партнера, долевого участника, инвестора и совладельца основного, постоянного и оборотного капитала. А это в совокупности подталкивает развитие экономики и экономических отношений через призму социальных принципов. К тому же, принцип долевого участия населения в воспроизводстве основного, постоянного и оборотного капитала в частных, общественных и государственных секторах производства и услуг создает основу для деления прибыли между собственниками средств производства и инвестиционного капитала. То есть в казахстанской социальной модели воспроизводства допускается присвоение прибавочного продукта не только для эффективного использования оборудования и технологических линий, но и для распределения прибавочной и добавочной стоимости в виде прибыли между участниками частно-долевой собственности.

По своей сути и содержанию предлагаемая казахстанская социальная модель создает всеохватывающие условия не только для развития экономики и экономических отношений, но и вовлечения населения со своими денежными средствами в сфере производства и услуг. А также дает возможность участвовать как социальный партнер и инвестор товаропроизводителей и услугодателей в распределении, пользовании, владении и распоряжении прибылью и расширяет экономические и социальные права человека и общества, которые в совокупности составляют основу социальной экономии. Такая основа формируется благодаря привлечению населения к долевому участию в основном, постоянном и оборотном капитале в частных, общественных и государственных предприятиях товаропроизводства и услуг.

Создание условий для привлечения населения в сферы производства и услуг, несомненно, приведет к формированию триединства между субъектами рынка и к участию населения в распределении прибыли, обмене и потреблении. То есть, начать с основ товарного производства и капитала, куда предлагается вовлечь население на принципах долевого участия в схеме воспроизводства капитала в частных, общественных и государственных секторах производства и услуг. Несомненно, в такой модели реализуется критерий Парето Вильфредо, который заключается в том, что все члены общества выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка[3]. Иначе говоря: богатство общества увеличивается, если его члены выигрывают, и никогда не будет максимальным, если получение полезности одними группами людей не уменьшает ее для других. Согласно его критериям, увеличение благосостояния означает такую ситуацию, когда некоторые люди выигрывают, то никто не проигрывает. Именно эти критерии благосостояния Парето, заложены в предлагаемой новой казахстанской социальной модели и ее структурной схеме на принципах долевого участия населения в воспроизводстве основного, постоянного и оборотного капитала в частных, общественных и государственных секторах производства и услуг.

В совокупности эти принципы сыграют на воплощение идей А. Смита в новом качестве и варианте, который исходил бы из естественной гармонии интересов как главном двигателе производства и труда как единственном производителе ценности, что продукт должен быть собственностью того, кто его произвел. Такое возможно, если в производстве и услуг будут вовлечены населения не только трудом, но и участвовать инвестиционном капиталом в оборотном капитале. Это, во-первых. Во-вторых, отойди от частной собственности на средства производства и услуг, то есть стать долевыми собственниками основного и оборотного капитала. В-третьих, такой принципиальный подход даст возможность долевым собственникам основного и оборотного капитала участвовать в распределении прибыли, обмене и потреблении товаров и услуг. А это в свою очередь соответствует трактовке Н. Чернышевского «о политической экономии и классовом подходе и его понимании о социализме», где он говорил, что при экономическом строе социализма, «отдельные классы наемных работников и нанимателей труда исчезнут», заменившись одним классом «работников-хозяев». Такое предположение Н. Чернышевского, возможно, реализовать, но только с внедрением предлагаемой казахстанской социальной модели кругооборота общественного продукта с формированием долевой собственности на средства производства и услуг и путем реализации принципа долевого участия населения в основном, постоянном и оборотном капитале. С таким подходом к долевой собственности на средства производства и услуг создадутся условия для участия населения со своими денежными средствами в основном и оборотном капитале как совладельцев («работников-хозяев»). И к тому же в качестве социальных партнеров и инвесторов товаропроизводителей и услугодателей по модельной схеме «вложения – затраты – выпуск – бонус (населению за вложение в основной и оборотный капитал) – распределение – обмен – потребление». При таком подходе в модельной схеме формируется не только инвестиционный капитал у населения, но и капитализация вложенных денежных средств населения. А это основа для динамичного и устойчивого развития товаропроизводства и услуг в частном, общественном и государственном секторе производстве и услуг.

Такое решение теоретических проблем в экономике и экономических отношений на основе новой социальной модели воспроизводства решают вышеобозначенные проблемы в экономике и экономических отношениях. Но с другой стороны несут в себе ряд сложных проблем не только теоретико-парадигмального характера связанные с изменением капиталистической модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы воспроизводства капитала, но и ломкой «догматических» сознании мировых идеологов капитализма и социализма. Видимо, это связано с тем, что они не видели и не хотели, видеть в лице населения потенциального партнера-инвестора производителей и услугодателей и поэтому не допускали мысли о привлечении населения к участию в сфере производства и услуг. Хотя положительные зачатки были в истории мировой практики, где путем продажи населению акций первых акционерных обществ как «Компания Южных морей» в Англии, можно увидеть первые подсказки как мотивировать и стимулировать население. Но, к великому сожалению предприимчивые люди увидели только ту часть, где можно аккумулировать денежные средства населения и вкладывать только в торговлю, а не в сферы производства и услуг. А это основная и принципиальная отличие предлагаемой мною казахстанской социальной модели на прикладном уровне, где возможно не только ее применение, но и ломка утвердившейся «догмы» в сознании научной среды и идеологов капитализма и социализма, а также у первых руководителей национальных государств. Если такое станет возможным на примере Казахстана, то нам удастся доказать, что предлагаемая казахстанская социальная модель воспроизводства очень удобна, выгодна, надежна и эффективна во много раз, чем капиталистическая модель в решении экономических, финансовых и духовных проблем в общественном развитии не только в Казахстане, но и мировой хозяйственной системе. То есть в новой казахстанской социальной модели воспроизводства критерии справедливости и солидарности основаны на триединстве субъектов рынка. На привлечении населения в сферы производства и услуг на принципах долевого участия населения в основном, постоянном и оборотном капитале, на участии населения в распределении прибыли, обмене, потреблении и увеличении покупательной способности населения. К тому же в новой социальной модели в противовес «ценообразованию» и понятию «справедливые цены» на рынке можно сформировать прецедент новым понятиям как «социальные цены» на товары и услуги, используя для этого новые социальные отношения между субъектами рынка. В свою очередь социальные отношения между субъектами рынка могут, возникнуть при создании условий для появления на рынке «социального» вида деятельности и «социальной компании», которые, работая на снижение издержек и затрат товаропроизводителей и услугодателей и удовлетворяя потребности и интересы субъектов рынка, и создают социальные отношения между субъектами рынка. А это одна из основных функциональных целей и задач социальной компании, которая, не нарушая рыночный процесс, обеспечивает условие плавного и безболезненного перехода и взаимовыгодного сотрудничества с субъектами рынка.

Отличительные особенности. Таким образом, предлагаемая казахстанская социальная модель решает многие теоретические и практические проблемы экономических систем капитализма, рыночной, СРЭ, СОРЭ, смешанной экономики, и социализма тем, что в них присутствует принципиально новый метод участия населения в сфере производства и услуг. Это, во-первых. Во-вторых, при функционировании новой казахстанской социальной модели и ее социальных принципов сформируют на рынке новую основу для развития экономики и экономических отношений. В-третьих, новая казахстанская социальная модель и ее социальные принципы формирует на рынке: Триединство субъектов рынка. Долевое участие населения в сфере производства и услуг. Социальная справедливость. Солидарность. Социальное партнерство. Социальная ответственность субъектов рынка и государства. Гармонизации и гуманизации экономики и экономических отношений. Рынок без границ. В-четвертых, благодаря тому, что в казахстанской социальной модели участвуют две группы собственников, первая – долевые собственники на средства производства, вторая – долевые собственники инвестиционного капитала в оборотном капитале не только видоизменяют производственные и общественные отношения в общественном развитии, но и сформируют частно-долевую собственность на средства производства и инвестиционного капитала в оборотном капитале. В-пятых, формирует на рынке триединство между субъектами рынка, и закрепляет новый статус для населения как третьего субъекта рынка в качестве социального партнера и инвестора товаропроизводителей, услугодателей и государства. В-шестых, население участвует не только в распределении прибыли и обмена, но и не обладает правом собственности не только на средства производства и услуг, но и на инвестиционный капитал. В-седьмых, в казахстанской социальной модели предлагается использовать денежные средства населения на принципах долевого участия в основном, постоянном и оборотном капитале ввиде инвестиционного капитала населения для покрытия издержек и затрат долевых собственников на средства производства и инвестиционного капитала. В-восьмых, используемый труд в казахстанской социальной модели в производственном процессе тоже допускает формирование прибавочного продукта, но только для эффективного и продуктивного использования средств производства и услуг или же технологических линий. В-девятых, вырабатываемый прибавочный продукт будет использоваться как прибавочная стоимость при распределении прибыли между долевыми собственниками средств производства и услуг, но не для присвоения, как в капиталистической модели. В-десятых, закладывается легально добавочная стоимость товаропроизводителей и услугодателей при выписке накладного листа на товары и услуги юридическим и физическим лицам и этот заложенный прибыль виде добавочной стоимости будет, распределятся между собственниками средств производства и инвестиционного капитала. В-одиннадцатых, под прибылью в казахстанской модели понимается вновь созданная трудом сверхнормативная стоимость труда виде прибавочной стоимости и закладываемая добавочная стоимость на произведенную продукцию как сумма восполнения затрат и издержек на произведенную продукцию. В-двенадцатых, имея сверхнормативную стоимость труда, закладываемую нормативную добавочную стоимость товаров и услуг и разницу суммы затрат и издержек на произведенную продукцию в соотношении один к двум (1:2) получаем высокую добавленную стоимость только для распределения этой стоимости между долевыми собственниками средств производства и инвестиционного капитала. В-тринадцатых, расширение формы участия населения на принципах долевого участия в воспроизводстве основного, постоянного и оборотного капитала способствует изменению способа производства и услуг, и увеличивает значения малых, средних и крупных частно-долевых производств и производства услуг. В-четырнадцатых, принцип долевого участия в сфере производства и услуг создает условия для признания населения третьим субъектом рынка как социального партнера, инвестора товаропроизводителей и услугодателей, то есть совладельцами на принципах долевого участия в основном, постоянном и оборотном капитале и полноценным и равноправным участником рыночного процесса. В-пятнадцатых, с признанием населения третьим субъектом рынка создаются условия для формирования на рынке триединства между субъектами рынка (товаропроизводитель, услугодатель, социального партнера и инвестора в лице населения). В-шестнадцатых, в казахстанской социальной модели закладываемый принцип долевого участия воспроизводстве основного, постоянного и оборотного капитала, закрепляет за населением статус социального партнера и инвестора товаропроизводителей и услугодателей. В-семнадцатых, создается условие для формирования долевых собственников на средства производства и инвестиционного капитала. В-восемнадцатых, в новой казахстанской социальной модели противоположные интересы и разделение в обществе происходит только при выборе вложения своих денежных средств на производство продукции или оказания услуг на принципах долевого участия. То есть это принципиальная основа для утверждения, что казахстанская социальная модель способствует объединению интересов разделенных групп с диаметрально противоположными интересами общества, к взаимовыгодным и взаимодополняемыми интересами и потребностями каждого члена общества. В-девятнадцатых, принцип долевого участия населения в сфере производства и услуг сформирует частно-долевую собственность на средства производства и инвестиционного капитала. В-двадцатых, долевое участие населения со своими денежными средствами в воспроизводстве основного, постоянного и оборотного капитала создают условия для справедливого распределения прибыли между долевыми собственниками на средства производства и инвестиционного капитала. В-двадцать первых, в сфере товаропроизводства и услуг привлекаются денежные средства населения независимо от местожительства и гражданства на принципах долевого участия в основном, постоянном и оборотном капитале частных, общественных и государственных предприятий и компаний. В-двадцать вторых, в основе частно-долевой собственности закладывается интерес каждого участника производства и производственных отношений, которые заинтересованы только в конечном результате. В-двадцатых третьих, казахстанская социальная модель создает условия для справедливого определения оценки ценности жизни человека как человеческого капитала в общественном развитии. В двадцать четвертых, долевое участие населения в воспроизводстве основного, постоянного и оборотного капитала выступает как основа для новой социальной экономии. В двадцать пятых, на основе казахстанской социальной модели изменяются функциональные задачи государства – от уравновешивающей силы к социальному партнерству, социальной ответственности и солидарности с субъектами рынка. В двадцать шестых, в отличие от капиталистической системы, где акцент сделан на конкуренции для выравнивания и регулирования цен на ресурсы и продукты. А в казахстанской социальной модели для выравнивания и регулирования цен на ресурсы и продукты акцент сделан на социальных принципах как регулятора гармонизации экономики, экономических и общественных отношений. В двадцать седьмых, социальные принципы создают основу для активного участия населения со своими денежными средствами в сфере производства и услуг по модельной схеме «вложение – затраты – выпуск – распределение – обмен – потребление». В двадцать восьмых, на основе социальных принципов государство заключает с субъектами рынка (товаропроизводители, услугодатели, социальный партнеры и инвесторы в лице населения, желающих участвовать в создании собственных товаропроизводств и производств услуг) меморандум о взаимовыгодном сотрудничестве. В двадцать девятых, создается сильнейшая мотивационная основа для человека и общества активно заняться товаропроизводством или же производством услуг для более полного удовлетворения своих потребностей и интересов. В-тридцатых, создаются условия для проявления на рынке трех форм и соответственно трех уровней присвоения: «пользование», «владение» и «распоряжение». В тридцать первых, на основе увеличения благосостояния населения меняется его экономическое сознание, и культура поведения, а также обеспечивается духовно-нравственный рост и развитие на основе естественной гармонии интересов человека и общества. В тридцать вторых, только новая казахстанская социальная модель сможет стать основой для новой социальной экономии как выразителя естественной гармонии интересов человека, общества и государства. В тридцать третьих, в новой социальной экономии нет места для классовой диктатуры и эксплуатации человека, есть место только гармонии экономических, политических, общественных и духовных интересов человека и общества. В тридцать четвертых, в новой социальной экономии человек воспринимается основным человеческим капиталом воспроизводственных ресурсов экономики и экономических отношений. В тридцать пятых, на основе казахстанской социальной модели в экономике и экономических отношениях срабатывает тезис «Сначала экономика, потом политика». Как реализация соответствующего тезиса К. Маркса «Бытие определяет сознание», которые, в свою очередь, исходят от идей многих мыслителей прошлых столетий об исключительно важной роли экономики в общественной жизни. В тридцать шестых, казахстанская социальная модель будет способствовать преобразованию общества из разделенных групп с диаметрально противоположными интересами общества на взаимовыгодные интересы и потребности всех участников субъектов рынка. В тридцать седьмых, новая социальная экономия на основе казахстанской социальной модели будет обеспечивать на рынке единство интересов человека, общества и государства. В тридцать восьмых, казахстанская социальная модель, по сути, сформирует условия для роста и развития народного капитализма путем вовлечения инвестиционных вложений населения и их капитализации в оборотном капитале. В тридцать девятых, казахстанская социальная модель обеспечит гармонию и гуманизацию экономики и экономических отношений, в политике и в духовно-нравственной сфере. В сороковых, на основе казахстанской социальной модели можно решить существующие проблемы в экономике, политике и общественном развитии. В сорок первом, реализуется основная миссия новой социальной экономиинаибольшее счастье для наибольшего числа людей. В сорок второе, предлагаемая казахстанская социальная модель воспроизводства на принципах долевого участия населения в основном и оборотном капитале, по сути, является теоретической и практической базой для новой национальной технологии блокчейна и критовалюты.

Вышеперечисленные отличительные особенности казахстанской социальной модели по своей сути, являются чисто народной экономикой и в этом ее привлекательная мощь и сила, прежде всего, для населения и как следствие это ускорит трансформационный переход политической экономии на социальную экономию. Такая принципиальная и отличительная особенность ускорит переход в систему народного благодизма (благодизм – всеобщее благо общественного развития) в национальных экономических системах, которые приведут к увеличению инвестиционных возможностей населения, накоплению, платежеспособности и к росту народного благосостояния. Создание вышеперечисленных отличительных условий в национальных экономиках и в общественном развитии, несомненно, приведут к увеличению инвестиционных возможностей населения, накоплению, платежеспособности и к росту народного благосостояния, что ускорит переход в систему народного благодизма. Так как, казахстанская социальная модель по своей сути чисто народная и в этом ее привлекательная мощь и сила для населения, что ускорит процесс трансформационного перехода на новую казахстанскую социальную модель развития. Таким образом, впервые, за 400 с лишним лет с момента зарождения производства и производственных отношений в мировой хозяйственной системе и мировой экономической науке появится шанс смены политической экономии на новую социальную экономию. Именно эти 41 отличительных особенностей новой казахстанской социальной модели обеспечат на рынке не только устойчивость, эффективность, взаимовыгодность и гармоничность в развитии экономики и экономических отношений, но и гармонию в общественном и политическом развитии национальных государств. Такие основы будут способствовать не только увеличению производительных сил, но и трансформации производственных отношений на чисто социально-экономические отношения. Также увеличатся производственные факторы и ресурсы предприятия, за счет привлечения денежных средств долевых собственников на средства производства и инвестиционного капитала долевых собственников оборотного капитала. К тому же за счет снижения издержек и затрат производства и услуг и налоговых преференций на некоторые налоги можно увеличить производственные факторы и ресурсы товаропроизводителей и услугодателей как социальным партнерам государства и субъектов рынка. Кроме того, в такой социальной модели необходимо использовать фондовый механизм для развития отраслевых производств и услуг и в интересах и потребностях товаропроизводителей, услугодателей и населения. Именно эти отличительные и привлекательные особенности в казахстанской социальной модели воспроизводства обеспечат активность населения для участия в процессе роста производства, распределения, обмена, накопления, потребления и инвестиционных вложений по модельной схеме для обеспечения на рынке триединство между субъектами рынка, устойчивость, эффективность и гармоничное развитие экономики и экономических отношений.

На данное время, это пока теоретические выкладки и поэтому необходимо создание прецедента на рынке путем апробации, на специальной площадке отведенной государством и сопровождением принятия постановления Правительства РК с акцентом на содействие всех государственных, общественных и частных структур по внедрению, продвижению и развитию предлагаемой казахстанской социальной модели как основы социальной экономии. И поэтому необходимо разностороннее обсуждение в научной и общественной среде не только в Казахстане, но и в других национальных государствах. В результате таких обсуждений и дискуссий на научном, государственном и общественном уровне, будет формироваться научное и общественное мнение о новой социальной модели воспроизводства как необходимой основы для зарождения новых общественных отношений в развитии общества и государства.

Формирование и функционирование совокупных социальных принципов обеспечат новые условия для развития субъектов рынка, создадут основу для участия в распределении прибавочной и добавочной стоимости между собственниками средств производства и услуг и инвестиционного капитала. Также обеспечивается участие населения в обмене, потреблении, формировании триединства между субъектами рынка и долевой собственности на средства производства и инвестиционного капитала. К тому же у населения в новой казахстанской социальной модели воспроизводства появляется возможность повлиять в целом на экономическое поведение населения, что, несомненно, отразится положительно в развитии экономики и экономических отношений. К тому же, казахстанская социальная модель воспроизводства способствуют выстраиванию взаимовыгодных отношений с субъектами рынка на социальных принципах как взаимовыгодные отношения с субъектами рынка и способствуют гармонизации между субъектами рынка и социализируют производство, производственные, экономические и общественные отношения.

Таким образом, казахстанская социальная модель создает условия для активного участия населения в сфере производства и услуг, что приведет не только к росту и развитию производства и услуг, но и к увеличению производственной мощи национальных экономик, что в свою очередь повлияет на рост ВВП национальных государств. Использование на практике социальной модели и ее принципов, обеспечивает активный рост и развитие товаропроизводства и услуг, а с ними и совокупное увеличение всех производимых товаров и услуг, что послужило бы хорошим показателем для роста и развития ВВП в целом. Это к тому же будет хорошим показателем многократного увеличения активности в структуре экономики и экономических отношений, которые как следствие увеличат благосостояние и платежеспособность населения, и приведут к расширению и развитию ассортимента товаропроизводства и сфер услуг. Такое возможно, благодаря появлению на рынке социальных компаний для внедрения предлагаемой новой казахстанской социальной модели воспроизводства, которые будут способствовать продвижению и расширению товаров и услуг и в реализации и сбыте товаров и услуг на внутреннем и на внешнем рынке. Также будут способствовать спросу, предложению и ускорению оборота капитала для субъектов рынка и государства и призваны способствовать продвижению, реализации и развитию новой казахстанской социальной модели в Казахстане и в других национальных рынках.

Все вышеизложенные факторы положительно сыграют на развитии и гармонизации экономики, экономических, финансовых и общественных отношений, а также обеспечат безболезненный переход на новую парадигму развития. Такой переход к развитию экономики и экономических отношений в свою очередь позволит населению на законных основаниях активно участвовать не только в сфере производства и услуг, но и в распределении прибыли и обмене как партнеров инвесторов товаропроизводителей и услугодателей.

Вывод: Теоретическая и практическая реализация внедрения новой социальной экономии позволит сформировать условия подготовки почвы на международном рынке для новой социальной экономии как новой парадигмы инновационного развития экономики и экономических отношений на основе социальных принципов и частно-долевой собственности на средства производства и инвестиционного капитала как социального партнера и инвестора товаропроизводителей и услугодателей. То есть, по сути, в условиях рыночных процессов на основе новой казахстанской социальной модели воспроизводства и ее социальных принципов произойдет не только социализация всех форм собственности, но и социализация отношений между субъектами рынка. Кроме того, активизируется человеческий ресурс и частный сектор, и это обеспечит рост и развитие товаропроизводства и услуг, а также производственную, материально-техническую мощь республики Казахстан. Более того, позволить избавиться от существующих проблем в экономике и экономических отношений, которые привели к глобальному экономическому, финансовому и духовному кризису на современном этапе общественного развития. И в итоге на смену известных классических систем придет национальная социальная система Республики Казахстан, то есть новая социальная экономия на основе новой казахстанской социальной модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы воспроизводства капитала на принципах долевого участия населения в частном, общественном и государственном секторе производства и услуг.

Заключение. Предлагаемая новая социальная экономия на основе казахстанской социальной модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы на принципах долевого участия населения в воспроизводстве основного и оборотного капитала решать не только существующие проблемы в экономике, экономических и общественных отношениях, но и духовно-нравственные проблемы общественного развития. Касательно внедрения на рынке Казахстана новой национальной технологии блокчейна и криптовалюты отличаются от существующих технологии блокчейна и криптовалюты тем, что она основана на социальных принципах казахстанской социальной модели воспроизводства и привязана к конкретным производствам и производству услуг. Более того, принцип долевого участия населения в основном и оборотном капитале частных, общественных и государственных секторах производства и услуг закрепляет частно-долевую собственность на средства производства и услуг. Это принципиальный и важный аспект для участия населения в распределении прибыли (бонуса), обмена, продвижения, распоряжения и потребления товаров и услуг. К тому же, в казахстанской социальной модели процентные ставки на биткоины должны устанавливаться и регулироваться на основе социальной ответственности, социального партнерства субъектов рынка и государства (Правительством РК) и с учетом социальной справедливости в общественном развитии и зависимости от приоритетности отраслевой развитии экономики. В целом это основные отличительные особенности и критерии к внедрению в Казахстане новой технологии блокчейна и криптовалюты и в этом заключается ее привлекательная сила и преимущества.

В связи с чем, прошу участников научно-практической конференции поддержать новую парадигму общественного развития, так как от каждого из нас зависит, каким будет наше завтра и будущее и нам решать, что должно стать для нас основной задачей и целью научного сообщества. И надеюсь, на понимание и поддержку по предлагаемой теме и, пользуясь предоставленной возможностью, обратиться ко всем с просьбой, написать свои критические замечания, пожелания и предложения в виде статьи со ссылкой на данную статью.

СЫРГАБАЕВ А.Ж.,

Астана, Республика Казахстан

Литература

1. Политэкономия /История экономических учений, экономическая теория, Мировая экономика: Учебник для вузов/ Под ред. Д.В. Волового. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.- 400 с.

2. Политическая экономия: Учебник для высших учебных заведений, автор/кол., Медведев В.А. – член-корреспондент АН СССР (рук. автор кол-ва), Абалкин Л.И. – академик, Ожерельев О.И. – д.э.н. (зам. рук.), Аганбегян А.Г. – академик, Камаев В.А. – член-корреспондент АН СССР, Пороховский А.А. – д.э.н.

3. История экономических учений/ Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784с. – (Серия «Высшее образование»).

4. Алиев У.Ж., «Концепция социальной экономики как становящая теоретико-методологическая парадигма экономической науки современности», (стр.15-28): Социальные инновации в мировом, макроэкономическом и региональном разрезе (Монографический сборник научных трудов по материалам Круглого стола в ЯГТУ 15.12.2009). Под научной редакцией В.А. Гордеева, У.Ж. Алиева, Б.Д. Бабаева, П.С. Родиной. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2009г.

5. Сыргабаев А.Ж., «Инновационное решение по формированию новой социальной модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы воспроизводства капитала на принципах долевого участия населения»// Журнале «Актуальные проблемы социально-экономического развития России», №3 – 2013г., г. Москва, Россия, стр. 50 – 59. Включен в Перечень ВАК.

6. Сыргабаев А.Ж., «Теоретические и прикладные аспекты новой социальной экономики: формирования устойчивого развития экономики и экономических отношений на основе концепции национальной социальной дисконтной системы», Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, серия экономическая «Вестник», №3.2011г. Астана.

7. Сыргабаев А. Ж. Тема доклада: «Новая казахстанская социальная модель воспроизводства капитала на принципах долевого участия населения». Сборник материалов «Новая индустриализация как драйвер экономического роста в Казахстане в условиях глобализации» под эгидой IX Астанинского экономического форума, г. Астана, 2016г.

8. Сыргабаев А.Ж., «Теоретическая основа новой социальной модели кругооборота общественного продукта и ее структурной схемы воспроизводстве капитала на принципах долевого участия населения»// Сборник материалов «Индустриально-инновационное и конкурентного развитие экономики РК в ходе реализации стратегии «Казахстана – 2050», Международная научно-практическая конференция – 2014г., г. Астана, с.563 – 566.

9. Сыргабаев А.Ж., Алгалиев С.А., «Новая социальная модель – прикладная основа национальной социальной системы Республики Казахстан»// Сборник материалов «Индустриально-инновационное и конкурентного развитие экономики РК в ходе реализации стратегии «Казахстана – 2050», Международная научно-практическая конференция – 2014г.,

г. Астана, с. 575 – 586.

10. Сыргабаев А.Ж., «Теория и анализ дисконтного типа товаропроизводства», материалы международной научно-практической конференции «Выступление Казахстана в ВТО: Анализ системных условий, конструктивная направленность, негативные последствия», III-часть (стр.78-83), Алматы – 2004

11. Сыргабаев А.Ж., «Цель и принципы дисконтной системы в решении социально-экономических проблем Республики Казахстан», международная научная конференция «Казахстановедение: Познавательные оценочные и прикладные проблемы», материалы конференции, том 2 (стр. 313-319), Астана – 2006г.

12. Сыргабаев А.Ж., «Дисконтная модель товаропроизводства в социально-экономической системе Казахстана», известия университета «Туран – Астана» 1-2 (2) 2007 (стр. 193-198).

13. Сыргабаев А.Ж., «Дисконтная система – основа социально-экономического партнерства в условиях рынка и вопросы ее внедрения в структуру экономики Казахстана», вестник университета «Туран», научный журнал 3-4 (32) 2006г., Алматы.

14. Сыргабаев А.Ж., «Теоретические и прикладные аспекты новой социально-экономической финансовой системы как прорывной и инновационный проект», труды республиканской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития туристического кластера жетысу», стр. 70-76, Талдыкорган – 2008.

15. Сыргабаев А.Ж., «Глоссарий к законопроекту «О дисконтной системе РК», труды республиканской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития туристического кластера жетысу», стр. 76-80, Талдыкорган – 2008.

16. Сыргабаев А.Ж. Пояснения и разъяснения к проекту закона РК «О дисконтной системе Республики Казахстан», «Казахстановедение-4», Международная научная конференция, материалы конференции, том 1., стр. 270 – 278, Астана – 2009г.

17. Сыргабаев А.Ж. Национальная дисконтная система как реализация концепции социальной экономики для практического внедрения, стр.108-113, научный журнал вестник университета «Туран».

18. Сыргабаев А.Ж., «Инновационная стратегия развития национальной экономики: проект Казахстанской социальной дисконтной системы», международная научно-практического семинара «Наука и технологии индустриально-инновационного развития Казахстана», (ИТИ-ИРК-2010), стр.221-228, Астана – 2010.

19. Сыргабаев А.Ж., «Новый Казахстанский путь устойчивого развития экономики и экономических отношений: проект концепции национальной социальной дисконтной системы», международная научно-практическая конференция «Социальная экономика в условиях цивилизованных перемен в современном мире: парадигмы и векторы развития», том 1 (стр.811-825), Алматы – 2010г.

20. Сыргабаев А.Ж., «Основные положения новой парадигмы на основе предлагаемой Казахстанской социальной дисконтной системы», международная научно-практическая конференция «Казахстановедение-5», посвященная 165-летию хакима Абая, том 1 (стр.389-402), Астана-2010г.

21. Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности за № 202 от 12.09.2002 года под названием «О дисконтной системе» проект закона с приложением пояснительной записки (на правах рукописи), выданное Сыргабаеву А.Ж.

22. Постановление Мажилиса Парламента Республики Казахстана за № 173 – II ИМ от 05 марта 2003 года об инсценировании законопроекта «О дисконтной системе» РК депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстана Г. Байназаровым.

Введение. На протяжении исторического развития мировой экономической науки по настоящее время используется раскритикованная К.