Сегодня вспомним, кто первым из животных был выведен на орбиту Земли, попадем на гонки Формулы-1, познакомимся с композицией для прогулки слонят и узнаем о задачах электронной музыки.
1. Copy Paste
Откроет выпуск песня Somethin’ Stupid, написанная в 1966-м году американским музыкантом Carson Parks. Впервые исполненная дуэтом Carson and Gaile, состоявшим из самого Карсона и его жены Гейл Фут, композиция впоследствии была записана многими музыкантами. Самая известная версия песни, занявшая первое место в чарте Billboard Hot 100, была издана в следующем, 1967-м году американским певцом Фрэнком Синатрой и его дочерью Нэнси.
Услышим версию американской вокальной группы The Lennon Sisters - квартета из сестёр Dianne, Peggy, Kathy и Janet Lennon.
The Lennon Sisters – Somethin' Stupid (1967)
2. Soundtrack
Далее композиция Baby Elephant Walk (1962) из приключенческого фильма Hatari! (1962), написанная в 1961-м году американским дирижёром и композитором Henry Mancini, с которым мы встречались в подборке #сборник27. Медные инструменты, повторяющиеся удары тубы, а также деревянные духовые объединены, чтобы передать настроение на прогулке большого, медлительного слона, и его малыша-слоненка, переполненного резвостью молодости.
Веселый тон композиции, подобный теме The Pink Panther Theme (1963), представляет резкий контраст с более грустными работами Генри Манчини, такими как Moon River (1961), и часто используется в юмористическом контексте из-за её чудаковатого звучания. Как отметил в своём обзоре на альбом Allmusic.com,
если Hatari! и запомнился чем-то, то это невероятно чокнутой 'Baby Elephant Walk', которая стала музыкальным сопровождением безумств любого типа.
В 1963-м году композиция принесла Манчини премию Грэмми за Лучшую инструментальную аранжировку.
Henry Mancini - Baby Elephant Walk (1962)
3. Стол заказов
На очереди Роман Белавкин aka Solar X - один из пионеров эмбиент-техно и IDM в постперестроечной России. В настоящее время Роман является специалистом в области высшей математики и искусственного интеллекта в Мидлсекском университете.
Дебютный альбом музыканта Outre X Mer (1994) по звуку и атмосфере близок к Selected Ambient Works 85—92 (1992) от Aphex Twin, хотя в то время Роман не был знаком с творчеством Твина и подопечных лейбла Warp в целом. Outre X Mer (1994) был записан им в одиночку с помощью компьютера, пары советских синтезаторов, и выпущен на кассетах, исключительно из соображений экономии:
В школе, когда я экспериментировал с синтезаторами, у меня всегда была дилемма. Мне всегда хотелось делать музыку, но все примеры, существовавшие вокруг, вроде Depeche Mode и Duran Duran — это были группы, где был вокал, слова и т. д. А мне совершенно не нужны были никакие вокалисты и я не понимал, неужели нельзя всё делать одному? Потом конечно появился Жарр и электронная сцена, но даже Kraftwerk были группой из четырех человек. И я был уверен, что у меня всё так и закончится сочинением музыки для себя и своих друзей, которым я очень настырно показывал каждый свой новый трек.
Рассуждая о задачах электронной музыки в одном из более поздних интервью, Solar X отметил:
В моём понимании, задача электронной музыки — идти впереди в использовании технологий, звука. Это задача любого авангарда. И технологии создания музыки настолько развились, что те вещи, которые раньше были доступны только музыкантам, которые могли часами сидеть с паяльниками или неделями вырисовывать аранжировки на маломощных компьютерах, сейчас делаются за 15 минут. Но это не означает, что сейчас нужно тратить на создание трека меньше времени. Лучше потратить тот же месяц, но создать что-то новое, искать новые формы композиции, аранжировки. При этом, не стоит забывать о музыке. Частая ошибка экспериментаторов в том, что эксперимент перебарывает музыкальное начало. Очень много музыки, которая звучит интересно, но абсолютно не запоминается. А на мой взгляд, в музыке всегда запоминается мелодия или гармония, которая идёт от человека.
4. Soundtrack
Продолжим с саундтреком к детскому фантастико-приключенческосу фильму Большое космическое путешествие (1974) по пьесе Сергея Михалкова Первая тройка, или Год 2001-й… (1970). Название картины и пьесы, что легла в основу сценария, дословно перекликаются с названием фантастического фильма Космическая одиссея 2001 года (1968) Стэнли Кубрика, ставшего вехой в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. А эпизод с разумной бортовой ЭВМ, противостоящей одному из членов экипажа и побеждаемой им при помощи отвёртки, - явная аллюзия на знаменитую сцену демонтажа компьютера HAL 9000 командиром корабля Дейвом Боуменом из Космической одиссеи.
Песни к фильму, написанные композитором Алексеем Рыбниковым и поэтом Игорем Кохановским, быстро приобрели самостоятельную популярность. Так уже в год премьеры Большого космического путешествия (1974) тираж пластинок, изданных всесоюзной фирмой грамзаписи Мелодия, превысил 100 000 экземпляров. А композиции Голубая планета, Ты мне веришь? и Млечный Путь, вошедшие в саундтрек к фильму, звучат на российских радиостанциях до сих пор.
Алексей Рыбников - Гонки (Большое Космическое Путешествие) (1974)
5. Танцпол
На очереди пионеры биг-бита и частые гости наших выпусков - британский электронный дуэт The Chemical Brothers и композиция с их девятого студийного альбом No Georaphy (2019), выпущенного в 2019-м году лейблом Virgin EMI Records. Альбом получил положительные отзывы критиков, так, по мнению журнала Pitchfork,
сочетая психоделическую сенсорную перегрузку с оживленными клубными треками, меняющийся по форме девятый альбом электронного дуэта - самый интересный за последние годы.
Прослушаем композицию We've Got To Try (2019), которая была использована в качестве рекламного трека для Формулы-1 2019 года. Чтобы продемонстрировать скорости, на которые способны болиды гонки, Chemical Brothers выпустили ремикс под названием WGTT15000BPM F1 NEEEUM Mix, разогнав его до 15 000 ударов в минуту. В результате новая версия трека длится всего 4 секунды.
The Chemical Brothers – We've Got To Try (2019)
6. Remix & Remake
Далее датский музыкант и мультиинструменталист из Копенгагена - Anders Trentemøller, специализирующийся в жанрах электро, техно, прогрессив хаус, минимал-техно и других. Среди музыкантов, оказавших на него влияние, Trentemøller отмечает Siouxsie and the Banshees, My Bloody Valentine, Slowdive, Joy Division и Depeche Mode.
Дебютный альбом Андерса The Last Resort (2006) был выпущен на лейбле Poker Flat в октябре 2006 года, а уже в ноябре он был назван Альбомом года немецким музыкальным журналом Groove Mag и французским - Trax. В Дании The Last Resort (2006) был сертифицирован платиновым с продажами более 30 000 копий, что является редким примером для альбома электронной музыки. В том же 2006-ом выступление музыканта на радиошоу Essential Mix на BBC Radio 1 было названо лучшим миксом года по результатам голосования слушателей. Как востребованный автор ремиксов, Андерс знаменит своими версиями таких хитов, как Moby - Go (1991), Röyksopp - What Else Is There? (2005), The Knife - We Share Our Mother’s Health (2006) и других.
Послушаем ремикс на его собственный трек, видео к которому посвящено Лайке - первому живому существу, побывавшему в открытом космосе. Она была запущена в космос 3 ноября 1957 года на корабле Спутник-2. На тот момент Лайка была около двух лет от роду и весом - около 6 килограммов. Маленькие породистые собаки не годились для полёта, так как они чаще всего были слишком изнежены, требовательны к пище и недостаточно выносливы. Поэтому собак отбирали из приюта для бездомных животных. Согласно рекомендациям специалистов по кино- и фотоаппаратуре отбирали белых собак, потому что они лучше выглядели в кадре. Из белых кандидатов отбор производили по результатам тренировок в барокамерах, на центрифугах и вибростендах. Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта через 5—7 часов после старта от перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт на орбите около недели.
Trentemøller - Moan (Trentemøller Remix) (2007)
7. Танцпол
В завершение Виталик (настоящее имя - Pascal Arbez) — французский диджей, один из самых оригинальных и нестандартных техно-музыкантов. Его первые синглы были выпущены в 1996-1997 годах, но ограничивались подпольной сценой электронной музыки. Впоследствии он подружился с техно-продюсером The Hacker, которого встретил в Le Rex Club - «техно-храме» музыканта и диджея Laurent Garnier из коллекции #сборник33, и тот предложил отправить его новые треки DJ Hell - главе лейбла International DeeJay Gigolo Records. Паскаль так и поступил, и в результате International DeeJay Gigolo Records выпустили хорошо известный мини-альбом Poney EP (2001), который вскоре стал пользоваться огромным успехом.
Послушаем одну из композиций с данной пластинки - Vitalic - Poney Part 1 (2001)
Смахните пыль с души вместе с @AudiophileBox!