"Новости антитеррора" приветствуют как своих постоянных, так и новых читателей. Как говориться, - спасибо, что зашли, милости просим ознакомиться с нашим новым материалом. Если Вы с чем то согласны или, наоборот - не согласны, высказывайте Ваше мнение в комментариях, мы всегда рады содержательному и корректному диалогу.
Официальная позиция Российской Федерации по решению идлибской проблемы уже несколько лет неизменна : от Турции требуется всего лишь произвести «отмежевание нормальной, договороспособной оппозиции от террористов». Однако, как показали прошедшие 3 года, есть большой вопрос - вообще в данный момент существует ли в принципе на территории идлибского анклава «нормальная оппозиция» законному правительству Сирии ?
Где же можно найти «нормальную вооружённую оппозицию»?
Как показывает развитие ситуации, стадия "замороженного конфликта" явно имела временный характер и итоговый разгром террористических группировок в идлибской зоне так или иначе неизбежен. Напомним, что Северо-Запад Сирии остаётся последним крупным очагом джихадизма на сирийской территории, и договоренности, которые были заключены ранее между правительствами России и Турции, не предполагают отказа от борьбы с террористической угрозой.
Однако Турция, которая фактически не выполнила свои обязательства в рамках сочинских соглашений о деэскалации в идлибском секторе, так или иначе пытается сохранить данный анклав,являющийся не только плацдармом турецкого влияния на Сирию, но источником террористической угрозы для всего Ближнего Востока. Более того, уже есть неопровержимые доказательства того, что официальная Турция через подставные структуры продолжает поддерживать различные джихадистские группировки в Идлибе, настаивая на том, что они якобы представляют собой "вооружённую оппозицию" официальному Дамаску.
«Отмечу еще один момент, который напрямую касается Идлиба. Неизбежность победы над терроризмом», — подчеркнул в своем выступлении Сергей Лавров.
Группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» - всеми признанные террористы
Вероятно, крупнейшей и одной из наиболее одиозных группировок, в значительной мере подчинившей своему влиянию большую часть идлибского сектора, является "Хайят Тахрир аш-Шам"*, созданная боевиками джихадистской группировки "Джебхат ан-Нусра"* во главе с Абу Мухаммедом аль-Джулани, бывшим полевым командиром из присно поминаемого "Исламского государства"*.
Как известно, создание "Хайят Тахрир аш-Шам" и так называемого, по сути марионеточного, "правительства национального спасения" в Идлибе явилось попыткой "обелить" джихадистов из "Джебхат ан-Нусры" и вывести данную группировку на "договороспособный уровень" в качестве представителей «радикальной суннитской оппозиции». Впрочем, эта попытка не удалась – и в конце мая 2018 года "Хайят Тахрир аш-Шам" признали террористами и США, и официальная Анкара.
Скрытые радетели за дело «Аль-Каиды»*
Стоит отметить, что отношение к группировкам, находящимся в идлибском секторе, в заявлениях зарубежных СМИ часто меняется в зависимости от успешности действий сирийских правительственных войск: идлибскую зону то именуют «последним крупным убежищем террористов «Аль-Каиды»* на Ближнем Востоке, то выражают шумную озабоченность всякий раз, когда этому "логову" грозила полная "зачистка" со стороны сирийско-иранско-российской коалиции.
При этом в отчёте Совета Безопасности ООН по борьбе с ИГ* от 20.01.2020 г. прямо указывается :
«В провинции Идлиб на северо-западе Сирийской Арабской Республики по-прежнему преобладают группы, связанные с «Аль-Каидой»*. В провинции Идлиб, население которой за время гражданской войны в Сирийской Арабской Республике превысило 3 миллиона человек, доминирует довольно крупная организация, связанная с «Аль-Каидой», — «Хайят Тахрир аш-Шам»*. ХТШ на сегодня насчитывает от 12 до 15 тысяч боевиков и концентрирует усилия на борьбе с силами правительства Сирии».
Не методы политической оппозиции, но методы террористов
Методы, используемые группировкой "Хайят Тахрир аш-Шам" вовсе не позволяют назвать ее «умеренной вооружённой оппозицией». Бывшие террористы из "Джебхат ан-Нусры"* практикуют свои привычные, прежние методы: продолжаются массовые казни, случается захват заложников, происходят похищения людей ради выкупа... «Тайная полиция» Джулани во главе с Абу-Хаттабом (настоящее имя данного боевика видимо Абу-Джаффар аль-Касим) физически устраняла в Идлибском секторе всех, кто выражал явное несогласие с политикой "хайятахрировцев".
Главари данного движения время от времени производили "чистки" и в своих собственных рядах: так или иначе устранялись те, кто обвинял Джулани и его группировку в коррупции или иных преступлениях. Известно, что такие полевые командиры, как Абу Абид эль-Ашда и Абдулла аль-Мухайсини критиковали своего главаря за то, что "налоги", которые джихадисты получают с местного населения, и так называемая "материальная помощь" из Турции, Катара, ОАЭ и других стран "исламского пояса" в значительной мере идет не на закупку вооружения, техники и снабжения ("на ведение джихада"), а на личные банковские счета Джулани и ближайшего окружения в той же Турции и ОАЭ. И за это известные полевые командиры джихадистов оказывались в тюрьмах "Хайята" или вообще физически исчезали.
Также необходимо отметить, что в ходе столкновений с правительственными сирийскими войсками боевики "Хайят Тахрир аш-Шам" активно используют "смертников" – как отряды так называемых «истишхади», так и управляемые смертниками-одиночками "шахид-мобили".
К сожалению, имеется множество фактов того, что захваченных в плен военнослужащих правительственных войск джихадисты этой группировки казнили, причём нередко изуверскими способами (не будем перечислять какими, чтобы статья не получила ограничения, но, видя следы их изуверств, просто остаётся поражаться - как такие люди смеют надеяться на Рай?).
Итак, "Хайят Тахрир аш-Шам" по всем данным никак нельзя отнести к "умеренной вооружённой оппозиции" - данная группировка была создана террористами, в её составе большая часть - террористы, и она управляется бывшими лидерами иных террористических движений, и каждый день использует террористические методы. Больше того, "хайятовцы" фактически сами отказали себе в статусе "умеренной оппозиции", когда ещё в казалось бы уже таком далёком сентябре 2018 года отвергли "Сочинские соглашения о деэскалации" и заявили о продолжении вооруженной борьбы против официального Дамаска.
«Исламская партия Туркестана»*
Возможно сильнейшими союзниками "Хайят Тахрир аш-Шама"* в Идлибском секторе является джихадистская группировка «Исламская партия Туркестана»* - крупная интернациональная исламистская структура, в которой значительную роль играют сирийско-турецкие туркоманы, уйгуры Синьцзяна и выходцы из стран Средней Азии.
Так называемые нет, не «туркестанцы» (как их называет ряд СМИ), а "туркестанские исламисты" внесены в список террористических группировок в множестве стран - от Китая и Пакистана до России и США. "Исламская партия Туркестана"* (и её различные "филиалы") тесно связана с "Аль-Каидой"* и известна ранее тем, что организовывала теракты в Китае, ОАЭ, Киргизии и даже в ... Норвегии. База идеологии данной группировки – очень радикальный джихадизм салафитского мазхаба.
Достаточно характерная черта пропаганды «Исламской партии Туркестана»* - частая демонстрация в своих видео-роликах "детей-солдат", что, надо сказать, практикуется далеко не всеми джихадистскими группировками Ближнего Востока. Данная группировка неоднократно использовала террористов-смертников – в частности, именно так был совершён теракт на площади Тяньаньмэнь 28.10.2013 г.
Боевики "Исламской партии Туркестана"* достаточно активны на территории Сирии с 2015 года и постоянно сотрудничали с вышеупомянутыми одиозными джихадистскими движениями "Джебхат ан-Нусрой"* и "Хайят Тахрир аш-Шам"*. Полевые командиры туркестанских исламистов неоднократно призывали к всеобщему уничтожению алавитов и христиан в Сирии и Ираке, а боевики-уйгуры отметились (наряду с иными) уничтожением и осквернением церквей, а также неоднократными убийствами христианских жителей. Таким образом, данные союзники "хайятовцев" (причём, как мы уже отмечали - в большинстве своем иностранцы), никак не могут считаться "умеренными" противниками официального Дамаска, а также являются вполне однозначно террористическим объединением.
«Джейш аль-Изза»* и «Аджанд Кавказ»*
В поисках "умеренной вооружённой оппозиции" мы подошли к ещё одному союзнику "хайятовцев" – к группировке "Джейш аль-Изза"*. Сразу отметим, что эти якобы "умеренные оппозиционеры" планировали полный геноцид мирного христианского населения на севере провинции Хама; именно лидер данной группировки Джамаль ас-Салех угрожал вырезать всех христиан без различия вероисповедания в Махраде и Скальбии, и даже не заселять, а разрушить эти города.
В том числе и эти планы джихадистов сорвало вмешательство России в гражданскую войну в Сирии, и автору просто становиться смешно, когда ему начинают говорить о якобы бесполезности вмешательства нашей страны в этот конфликт. Хотя бы помощь единоверцам и спасение от геноцида нескольких тысяч христиан хотя бы в вышеупомянутых двух городах - разве это не достаточный резон ?! Почему об этом не сообщалось в мэйнстримовских российских СМИ - непонятно...
Считающиеся почему то "умеренными" джихадисты из "Джейш аль-Изза"* получали помощь не только от стран "исламского пояса", но также от США – в частности, известно, что по программе так называемого "военно-политического партнерства" боевикам данного движения были переданы противотанковые управляемые ракетные комплексы "TOW".
Наверное самым известным "полевым командиром" и "раскрученной медиафигурой" «Джейш аль-Изза»* был уничтоженный в июне 2019 года Абдул Бассет Сарут, кстати, бывший известный сирийский футболист, причём не скрывавший своих симпатий даже к "ИГ"*.
Таким образом, "Джейш аль-Изза", группировка, верховные вожди которой вполне открыто призывали к геноциду христиан и алавитов в Сирии, никак не может считаться "умеренной вооружённой оппозицией".
Менее крупный, но вероятно более известный российскому читателю очередной союзник "хайятовцев" – группировка "Аджнад Кавказ"* (хотя про которую почему то тоже совершенно не говориться по российскому ТВ). Она связана с запрещенным в РФ так называемым "Имаратом Кавказ"* и представляет собой скорее крупную чеченскую ОПГ с включением боевиков из других народов Северного Кавказа, члены которой исповедуют крайний джихадизм и не смирились с поражением их сил в Чечне, Ингушетии и Дагестане.
В идлибской зоне джихадисты из "Аджнад Кавказ"* "отметились" неоднократными похищениями с целью выкупа (общепринятая практика боевиков на Кавказе), заказными убийствами и терактами (причём иногда направленными против лидеров соперничающих группировок).
Известно, что в некоторых случаях в их действия или, скорее, по результатам их деятельности, приходилось даже вмешиваться "службе безопасности" "Хайят Тахрир аш-Шам" – например, когда в Идлибе "аджандовцами" был захвачен в плен гражданин Великобритании, общавшийся с различными боевиками и находившийся в данном регионе с непонятными целями.
Итак, вполне очевидно, что по сути иностранная (северокавказская) вооружённая ОПГ, члены которой исповедуют крайнюю джихадистскую идеологию, также никак не может считаться «умеренной оппозицией», с чем, впрочем согласно и большинство членов мирового сообщества.
Продолжение нашего исследования читайте в Части II, которая вскоре выйдет...
знак *- организация признана террористической и её деятельность запрещена на территории РФ и ряда иных государств.
Спасибо Вам за то, что дочитали эту статью. Не забудьте, пожалуйста, поставить знак "понравилось" (символ слева - "большой палец вверх"), а также подписывайтесь на канал (вверху- прямоугольничек "подписаться") - это очень важно для нас и, показывая охват аудитории, даёт стимулы для развития. Кроме того, как оказалось, некоторые наши материалы ограничиваются в показах Дзеном и их могут видеть только подписчики канала.