Найти тему

И как раньше жили? Или спасибо спутникам

Вы же помните? Конечно, помните! Как раньше в дальнюю поездку с собой обязательно брали атлас.

У меня в семье он был в твёрдом красном переплете и всегда занимал почетное место в машине. Без атласа Российских дорог мы бы пропали. Ежегодно повторялся один и тот же ритуал перед въездом в столицу нашей Родины: папа делал остановку и пристально изучал все дороги и повороты. Он что-то шептал себе под нос, а потом прятал атлас под сиденье.

Поехали.

Штурман - он же глава семейства - всегда уверенно прокладывал маршрут без малейшего права на ошибку, цена которой могла быть крайне велика - это же Москва!

Мне всегда казалось, что умение ориентироваться в городе без атласа, да какое там в городе - в лесу! - это что-то из области фантастики. Потому что у меня, например, имеется топографических кретинизм. И я, живя так лет 20 назад, точно бы не показывала носа в Москве. Но года идут, и многое меняется.

Попрошу вас сейчас вспомнить, как давно вы встречали водителя такси, который перед тем, как тронуться, разворачивал карту на руле и строил маршрут из пункта А в пункт Б? Получилось? У меня вот не очень. А все спасибо 21 веку технологий и СССР, и... военным. Да-да, вы не ослышались.

Толчком к началу практических работ в области спутниковой радионавигации послужил успешный запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года.

Американские учёные во главе с Ричардом Кершнером наблюдали сигнал, исходящий от советского спутника, и обнаружили, что частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при его отдалении. Тем самым, точно зная свои координаты на Земле, можно измерить положение и скорость спутника, и наоборот, зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты.

Первые шаги по созданию GPS (англ. Global Positioning System — система глобального позиционирования, читается Джи Пи Эс) были предприняты американцами в 1964. Изначально GPS задумывался как военная технология, но в процессе работы систему решили использовать для гражданских целей. Для этого была уменьшена ее точность. Советские ученые начали работу над отечественной системой ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система ) в 1976 году. Изначально она также имела лишь военное предназначение.

                                       Искусственный спутник над поверхностью Земли
Искусственный спутник над поверхностью Земли

Основной принцип работы глобальной позиционной системы достаточно прост. Спутники играют роль радиомаяков. Каждый спутник непрерывно посылает сигналы в окружающее пространство. Отдельное навигационное сообщение продолжительностью 30 секунд (передача полного пакета информации занимает 12,5 минут) содержит всю необходимую информацию о самом спутнике (идентификационный номер), его координатах, скорости, точном времени отправки сигнала, состоянии ионосферы, тропосферы и т.п. Сам сигнал представляет собой последовательность коротких закодированных импульсов. Приёмник пользователя GPS генерирует аналогичную последовательность по известному алгоритму. После приёма сигнала специальная программа сопоставляет эти последовательности импульсов и определяет фазовый сдвиг между ними. Измерив фазовые сдвиги от 4-х спутников, приёмник GPS определяет своё местоположение.

Определение своего местоположения при помощи спутников
Определение своего местоположения при помощи спутников

Вернемся к автомобилю в большом городе.

В современном мире почти у каждого автомобилиста есть мобильный телефон, в котором встроен  GPS-приемник.

Все же помнят, что он на то и приемник, что принимает сигнал со спутника? А не отправляет ничего в Космос? Если бы он, приемник, такое мог делать, то поверьте, у вас бы лопалась голова от мощности передаваемого сигнала.

Телефон, навигатор, планшет с поддержкой связи - все это вкупе с установленными на них специальными навигационными программами значительно упрощают жизнь в большом городе.

Однако умением определять ваше местоположении и прокладывать маршрут - это не все возможности спутниковых навигационных систем.

Но об этом я расскажу вам чуть позже.