Найти тему
Военная платформа - СМИ

Стояли насмерть на Угре. Материалы из архива ВОВ

Прошло 75 лет со дня Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. История минувшей войны продолжает хранить немало «белых» пятен и мало изученных тем. Благодаря кропотливому труду поисковиков, краеведов и просто любителей истории становятся достоянием гласности подвиги советских воинов, о которых сегодня почти ничего неизвестно.

ФОТО ИТАР-ТАСС
ФОТО ИТАР-ТАСС

Известный французский мыслитель XVII века Франсуа де Ларошфуко заметил, что высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать  в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

Подвиг воинов отдельной парашютно-десантной группы ВВС Западного фронта под командованием капитана И.Г. Старчака , совершенный 4 – 9 октября 1941 г. в районе Юхнова, из разряда тех, которые оказали влияние на ход сражений, но не стали всеобще известными. О них не говорят, как о героях-панфиловцах или подольских курсантах. Даже сегодня, в практически академическом 12-томном труде «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов»  о героях-десантниках ни сказано ни слова.

2 октября 1941 г. началось наступление группы армий «Центр» против нашего Западного фронта. К полудню оборона советских войск, застигнутых врасплох, была прорвана. Немецкие танки вышли на шоссе Спаск-Демянск – Юхнов и, не встречая значительного сопротивления, стали обходить основную группировку советских войск, развернутую восточнее Ярцево Смоленской области на подступах к Вязьме.  

Вот, как описываются события тех дней в многотомном труде.

«Данные нашей авиации о германских колоннах техники уже в советском тылу воспринимались как дезинформация. Откуда там немцы?

Бывший командующий истребительной авиацией ПВО Н.А.Сбытов вспоминал в 1994 г.: «5 октября на рассвете разведчики доносят: по Варшавскому шоссе, примерно в 50 км от города (Юхнова), безусловно, в нашем тылу двумя колоннами идут немецкие танки и пехота… Потом оказалось… целый немецкий корпус практически без боя… спокойно движется на Москву. А у нас никаких резервов нет… Только строительные батальоны. Я доложил о немцах Телегину …». К сожалению докладу не поверили… С 7 утра до позднего вечера в Генштабе, Ставке ВГК и ГКО  решали, чьи танки в нашем тылу. И лишь утром следующего дня начальник штаба ВВС Красной армии генерал Г.А.Ворожейкин позвонил Н.А.Сбытову: «Это безусловно немцы идут. Немедленно собери все силы, которые только можно собрать, и бей!»… Действия авиации в тех условиях немало помогли оставшимся вне окружения частям РККА. Был, в частности, разбомблен мост через реку Угру в районе Юхнова, что на время задержало немецкое продвижение на восток.»  

Возникают вопросы: – Если немцы подошли к Юхнову 5 октября, а мост через Угру был разбомблен только 7 октября, то почему они за два дня не прошли дальше Юхнова? Кто их задержал, если наших войск там не было?

На самом деле войска были. В окрестностях Юхнова размещалась отдельная парашютно-десантная группа ВВС Западного фронта под командованием одного из опытнейших парашютистов СССР капитана Ивана Григорьевича Старчака, совершившего свой 1000-й прыжок 21 июня 1941 г. Это была своего рода учебная часть по подготовке разведчиков-диверсантов для действий во вражеском тылу.

В начале октября в группу входили 200 бойцов, направленных из авиачастей ВВС Западного фронта, 150 комсомольцев-добровольцев и несколько десятков хорошо подготовленных воинов-десантников из 214-й воздушно-десантной бригады. Кроме того, перед боем к группе присоединилось несколько юхновских комсомольцев, которых десантники готовили для ведения партизанской войны.

Узнав 4 октября о том, что фронт прорван, капитан Старчак принял единственно верное решение – занять оборону и держаться до прихода основных сил. Высланные далеко вперед разведгруппы должны были взрывать мосты через ручьи и овраги, минировать дорожное полотно, всячески препятствовать продвижению противника. Группы выполнили свою задачу. Враг подошел к Юхнову лишь 5 октября.

Основной рубеж обороны десантники оборудовали в нескольких километрах восточнее Юхнова, у моста через Угру. В течение целого дня, 5 октября, наши воины отбивали атаки мотопехоты противника, пытавшейся переправиться через реку. Мост не взрывали в надежде, что он пригодится, если вдруг какие-либо советские части прорвутся из окружения.

Попутно, одна из разведгрупп под командованием старшего лейтенанта Петра Балашова была направлена к аэродрому в 10 км от Юхнова, на котором ранее базировался полк тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, используемых парашютно-десантной группой для выбросок десанта во вражеском тылу. Полк спешно покинул аэродром на рассвете 4 октября, но осталось несколько неисправных самолетов. Фашисты захватили аэродром. Внезапная атака десантников застала их врасплох. Ремонтируемые самолеты были уничтожены, а один оказался исправным и Петр Балашов, который до назначения в группу был «безлошадным» летчиком, хотя и не летал на таких самолетах, все-таки смог взлететь и долететь на ТБ-3 до Москвы, где не сразу, но успешно приземлился.

На следующий день, 6 октября, противник возобновил атаки. В критический момент боя подрывники взорвали мост вместе с находившимися на нем танками. Одну за одной немцы предпринимали попытки переправиться через Угру по всей линии обороны десантников, но атаки были отбиты.

В это же время группы, которые были направлены в тыл фашистам 4 октября, продолжали осуществлять диверсии, дезорганизовывали действия наступающих немецких частей.

Утром 7 октября вражеский огонь стал еще более интенсивным. Артиллерийские налеты следовали один за другим. Десантники стояли насмерть. А вечером, как вспоминает И.Г.Старчак , они впервые увидели в воздухе три пикирующих бомбардировщика Пе-2, которые отбомбились по немецким войскам на юго-западной окраине Юхнова. Мост через Угру, вопреки сведениям из вышеприведенного труда, авиация не бомбила.  

В ночь на 8 октября десантники скрытно отошли к следующему, подготовленному ими заранее рубежу обороны по реке Изверь. И вновь враг не прошел. Под вечер, 9 октября, оставшихся в живых десантников сменила танковая бригада и подразделения подольских курсантов.

Стойкость и мужество бойцов капитана Старчака дали время советскому командованию подтянуть резервы и замедлить продвижение врага на юхновском направлении. Не авиация, а парашютисты задержали немецкие мотоколонны.

Победа далась дорогой ценой. Из 430 десантников группы в живых осталось около 60 человек.

24 десантника были награждены государственными наградами. В том числе, один – орденом Ленина, 11 человек, включая самого И.Г.Старчака – орденом Красного Знамени, 3 – орденом Красной Звезды, 5 – медалью «За отвагу» и 4 – медалью «За боевые заслуги».

Скупые сухие строки наградных листов вряд ли смогут передать драматизм и напряженность тех боев. Но все-таки…

Старшина Сидоренков Алексей Абрамович «в многократных боях на р. Угра, в штыковой атаке уничтожил нескольких немцев, ручным пулеметом уничтожил до 40 немцев»…

Красноармеец Меркулов Николай Степанович «при подрыве моста проявил исключительное хладнокровие, подорвав мост  во время вступления танка на него, – последний утонул вместе с экипажем»...

Лейтенант Сулимов Николай Николаевич «не щадя своей жизни ходил на врага в атаку, увлекая за собой бойцов. Минировал и рвал мосты на путях движения танков противника»...

Военфельдшер Кузьмина Александра Архиповна «проявила исключительные доблесть и мужество в оказании помощи бойцам, раненым на поле боя. Вынесла лично сама без посторонней помощи более 20 бойцов и командиров, принимала участие с отрядом в разведке глубокого тыла противника. Своим мужеством воодушевляла бойцов»...

Фамилии и подвиги награжденных воинов известны и навсегда останутся в народной памяти. Большинство же десантников отдали жизни и выполнили свой долг перед Родиной до конца, проявив высшую доблесть – о них ничего неизвестно. Мы не знаем их имен, но знаем, что враг не прошел.

Вечная память героям, отдавшим свои жизни за свободу и независимость нашей Родины!

https://www.militaryplatform.ru