Найти в Дзене

Как боролись с чумой

1346 год принято считать началом пандемии бубонной чумы или, как ее еще тогда называли, черной смерти. Прежде чем говорить о том, какие меры предпринимались, чтобы победить неведомую болезнь, нужно немного описать Европу того времени.

Жизнь идет размеренная. Все население свято верит в непогрешимость Церкви, и никому и в голову не может прийти, что служители церкви – такие же люди. Вернее сказать, в голову прийти может что угодно, но говорить о таком ни в коем случае нельзя.

Церковь владеет большим количеством земель и богатств. Имеется ряд злоупотреблений, которые видны невооруженным взглядом, но это не может поколебать веры людей. Духовный лидер – будь то папа, будь то патриарх, знает, что делать, а пастве остается только повиноваться. Богатства рекой текут в руки церковников.

Церковь опирается на королевскую власть (та, в свою очередь, опирается на Церковь). Король – помазанник Божий, благородные лорды всегда правы, и их слову можно верить без иных доказательств.

Простые люди должны повиноваться: платить непосильные налоги и нести повинности в пользу феодалов, чтобы потом попасть в рай. Бог иногда посылает болезни и эпидемии – за грехи, за неповиновение законным правителям, за отступление от религиозных догм. Именно так их трактует Церковь.

Вводятся новые посты, чтобы смирить тело человека, а заодно и дух. Всюду звучат призывы повиноваться Богу (читай королю, князю, епископу, священнику).

И вот в этот мир приходит Черная смерть. Были тогда люди готовы к пандемии? Нет. Человек не может быть к подобному готов, так как именно во время пандемий ломаются все правила, по которым привык жить.

Куда спешит прежде всего человек, столкнувшийся с неведомой болезнью? Кто должен дать ответ?

Ответ должна дать Церковь. И она его дает – чума послана за грехи, чтобы одержать верх, нужно молиться и поститься.

Тысячи верующих проводят крестные ходы, молятся, постятся, а черная смерть собирает обильную жатву. Перед болезней равны все: феодалы, короли, епископы, монахи, ремесленники, крестьяне – все средневековое общество.

Вера начинает колебаться: у церковников нет реального рецепта борьбы с гневом Господа! Кто может помочь?

Никто не знает не только как лечить чуму, но и каким образом она передается. Немало людей думает, что зловоние, которое идет от умирающих, заразно. Другие верят в то, что взгляд – и тот может принести неведомую хворь.

Правда, есть и третьи – доведенные до отчаяния нищаки с радостью возьмут одежду умершего, его вещи и прочее. Сознают ли они опасность? Наверное, да, но отчаяние и осознание неминуемой смерти заставляет их так поступать.

Власти городов готовятся к эпидемии. Одни пытаются убраться на улицах, другие приказывают уничтожить всех домашних животных, считая их источником заразы.

Всюду молятся, верят в лучшее, но едва приходит чума, всем становится ясно – принятые меры не помогли. На передний план выходят другие вопросы – что делать с умершими и как успокоить тех, кто может в любой момент заразиться.

Самое мерзкое в пандемии является даже не то, что человек теряет веру в Бога, Церковь, власть, а то, что он должен отвернуться от своих родных. Сын не подает воду умирающему отцу, а отец оставляет умирать больного сына. Исчезает вера даже в ближайших тебе людей.

Больные напуганы – они до последнего скрывают свое заболевание, боясь, что от них все отвернутся, боясь, что их мир – мир, где они главы семейств, любящие сыновья – погибнет. Человек страшится остаться наедине со своим недугом и тем самым заражает все новых и новых людей.

Люди становятся недоверчивыми. Древние обычаи, называющие гостя чуть ли не посланником богов, исчезают, забываются. Единственный способ спастись от чумы сформулирован тремя словами – дальше, дольше, быстрее.

Бежать нужно как можно дальше, находиться там как можно дольше и делать это как можно быстрее. Именно так и поступают наиболее состоятельные люди. Они покидают зараженные города. Нередко правители тут же пытаются отгородиться от зараженных земель всеми способами.

Ухудшается отношение к заморским купцам и в городах. Ведь именно они приносят с собой болезни.

Самая действенная мера появляется в Венеции. Всех прибывающих в город отправляют на карантин. Впрочем, это не означает, что болезнь оказывается сразу побеждена повсюду. Везде свои методы. Где-то больных заколачивают живьем в их домах вместе со всеми домочадцами, обрекая на смерть. Боясь этого, люди начинают скрывать, что у них в доме больной.

Черная смерть навеки изменила людей. Именно во время чумы человек ложился спать в старом мире, а просыпался в новом, уже непохожем на прошлый. Удивительно, но пандемия не разрушила экономику того времени, а наоборот – перевела ее на новый уровень. Именно бубонная чума стала предвестником эпохи Возрождения, были развеяны мифы о всесилии Церкви. Появляется вера в разум и, что самое главное, было пересмотрено то, что именно считать разумным.