Накануне состоялось вручение главной кино-награды мира, статуэтки "Оскар". Среди победителей - фильм "1917" режиссера Сэма Мендеса. Картина получила "Оскар" за лучшую операторскую работу.
Вполне заслуженно. И вот почему.
Если вы смотрели эту историю о Первой мировой, то наверняка фильм показался вам несколько необычным. Он снят как бы одним кадром. Камера все время следует либо перед протагонистом, либо за ним, либо сбоку, либо даже облетая его, не прерываясь на привычные "перебивки", укрупнения и "красоты" ландшафта. Все это оператор показывает как бы походя, ведя нас вместе с протагонистом, лишь изредка обращая внимание на важные детали, создающие атмосферу военных действий.
Вот несут раненного, мы провожаем его взглядом, вот в разбитом окопе из земли виднеются части обмундирования, лицо и рука погибшего солдата - таких мелочей много.
Но неужели весь двухчасовой фильм был снят одним "куском"? Мне было интересно наблюдать за ходом истории отчасти именно поэтому. Я пытался представить, как это вообще возможно - ведь актерам нужно отдыхать, репетировать, поправлять грим и так далее.
И, все-таки, в фильме есть "паузы". То есть, нам умело и убедительно показали фильм, как бы снятый одним кадром, однако при работе над ним все равно были монтажные склейки. Я насчитал 6 или 7 явных (немного сбился, поэтому число не точное) и несколько (сбился окончательно) моментов, которые вполне годятся для склейки, хотя ее там и не заметно вовсе.
Я специально не стал читать другие публикации на эту тему - выскажу свои соображения, а потом сравню :)
100%-я склейка видна всем, это примерно середина фильма - когда в протагониста стреляют, он падает с лестницы и теряет сознание. Дальше действие продолжается с другого плана.
Есть еще заметная склейка, когда два персонажа входят в темный бункер, уходя в полную темноту и затем выходя из нее в свет фонариков. Тут склеить проще простого.
Также 100% склеили в моменте взрыва в бункере, когда одного из персонажей завалило. Есть и еще несколько моментов, в которых с большой вероятностью была "стоп-камера".
Но есть и совсем незаметные моменты, где вполне возможно было "склеиться". Например, когда персонажи идут за деревьями. Любое из деревьев - это возможность отрезать кадр, когда человек заходит за него и начать следующий кадр, когда он выходит из-за него. Когда герои фильма заходят в дом и выходят с другой стороны, а камера показывает нам других солдат, стоящих у стены этого дома, скользя мимо них. Тут наверняка была склейка. И так далее, и тому подобное.
И, как по мне, это сделано действительно гениально и вполне заслуживает "Оскара". Бесшовная история одного события Первой мировой (как в конце сообщают, основанная на реальных событиях) как бы тянет за собой, полностью погружая в атмосферу этого ужасного времени. Тут никакого 3D не надо - ползя вместе с героем по трупам людей и лошадей, перебегая поле боя под обстрелом зритель погружается в действие, становится его участником. А в конце, проделав этот ужасающий путь, приходит к финалу (не буду спойлерить, посмотрите сами, хотя, возможно, вы по другому его поймете, если что - пишите свои варианты в комментариях).
И это "Оскар", однозначно.