Режиссёр: Золтан Фабри
В ролях: Андраш Балинт, Золтан Латинович, Мари Чомош, Анико Шафар, Маргит Дайка, Ноэми Апор, Ласло Менсарош, Мария Бистраи и другие.
Фильм начинается с ситуации острой, конфликтной, разрешающейся трагически: на омытом дождем тротуаре ночной улицы Будапешта останется лежать ничком убитый человек — рабочий Бела. Он умрет от руки провокатора Миклоша Видовича. И кадр этот — распростертое тело на мокром асфальте — не раз повторится по ходу действия ленты: в сознании героя, молодого Леринца Парцена-Надя, неотступно будет возникать страшная картина, невольным свидетелем которой, как и ее предыстории, он стал.
В этих настойчивых повторах для автора фильма, известного венгерского режиссера Золтана Фабри, заключен глубокий смысл. И психологический, и социальный, и философский. Как всегда, Фабри интересует не тот или иной случай, являющийся отправной точкой сюжета, — художник устремлен к исследованию явлений и проблем жизни, которые имеют значение общее, непреходящее. И методом исследования становится острый критический анализ действительности.
Основой фильма послужила книга Тибора Дери — огромное, трехтомное произведение писателя, избравшего плацдармом романного действия Венгрию тридцатых годов ХХ столетия; сложную и трудную для нации эпоху фашизации страны, ее экономического упадка и одновременно пробуждения революционных сил венгерского народа. Действующие лица — представители двух основных классов общества — пролетариата и буржуазии. Классов антагонистических, непримиримых в своей сущности. Социальные противоречия Фабри выявляет последовательно и бескомпромиссно, персонифицируя их прежде всего в судьбе Леринца, выходца из богатой буржуазной семьи.
Фильм не раз будет возвращать нас в прошлое этой знатной и состоятельной фамилии, то привлекая внимание к, казалось бы, случайным деталям, то сталкивая с образами насыщенной идейной концентрации, и постепенно разрозненные страницы домашней летописи соберутся в своего рода биографию определенного слоя общества. Язвительная, жесткая и жестокая «maman» — глава огромной семьи, для которой превыше всего «честь мундира», показная сторона светскости и благополучия. Отец Леринца — запутавшийся в неблаговидных делах и бесчестных махинациях. Мать — женщина фальшивая, бесстыдная. Распутная, циничная сестра... Здесь у Фабри рисунок графически острый, сатирический. Режиссер не скрывает своего презрения к героям, дает волю злой иронии, а порой и сарказму: неприглядная изнанка внешней респектабельности Парценов-Надей со всей беспощадностью показана в этой картине.
Моральная несостоятельность, духовная пустота, бездушие буржуазной верхушки раскрываются, конечно же, не только в сфере внутренних отношений. Автор фильма самым тесным образом переплетает личную жизнь героев, ее уклад с социально-политическими процессами в стране, обнаруживая прямые, недвусмысленные связи. И потому ложь, ханжество, грязь, фарисейство, прочно утвердившиеся в доме отца Леринца, совладельца крупнейшего металлургического завода, воспринимаются не как нечто обособленное, а находят закономерное продолжение в подлых, бесчеловечных действиях против рабочих, в жестокой расправе с теми, в ком начал пробуждаться решительный протест, начала бродить революционная энергия.
Фабри на всем протяжении картины показывает несовместимость двух миров, правящего и угнетенного. Они не могут сосуществовать в спокойном равновесии, — ведь благополучие, процветание одного, власть имущего, подчеркивает художник, достигается ценой бедствий другого. Не случайно камера оператора Дьёрдя Иллеша, панорамируя по кругу роскошных позолоченных сервизов, сверкающих хрустальных бокалов и прочих старинных ценностей, вдруг останавливает свой объектив на раненой руке рабочего парнишки, обмотанной окровавленным бинтом: роскошь богатых оплачена кровью бедняков.
И самоубийство отца в сознании Леринца неспроста монтируется с гибелью рабочего Белы. Один трусливо ушел из жизни, испугавшись, что придется отвечать за свои преступные действия, другой смело пошел навстречу опасности, не дрогнув перед провокатором, и был подло убит выстрелом из-за угла.
На ярких зрительных сопоставлениях, резких монтажных стыках, возвращениях к прошлому и неожиданных бросках в будущее строит свой фильм Золтан Фабри. Но усложненность киноязыка отнюдь не является самоцелью, она далека от той внешней бравады, от той кокетливой «игры» формой, которая не помогает более точному прочтению авторской мысли, а еще больше зашифровывает ее. Фабри не раз признавался: для него форма всегда является способом выражения содержания, а здесь, в «Незавершенной фразе», содержание таково, что потребовало весьма сложных художественных конструкций. Режиссер не довольствуется утверждением тех или иных элементарных истин, не сводит к ним ход своего анализа, — он рассматривает жизнь, и прежде всего ее социальные процессы, в диалектическом развитии, а для этого ему нужны и частые ретроспекции, и многое объясняющий в настоящем взгляд в будущее, и образы-сравнения, и образы-символы. Фабри расширяет свою палитру, смело переходя от тонких психологических красок к сочным гротесковым тонам, от документированных кадров к обобщенным поэтическим решениям, от сцен реалистических — к ирреальным. Эта раскованность формы отражает свободу мышления режиссера, легко оперирующего закономерностями художественного времени, равно владеющего категориями общего и частного.
Говоря об особенностях структуры своего произведения, художник достаточно точно определил характер творческих поисков, их конечный смысл: «В построении картины я искал диалектику относительности времени, воспоминаний и ценностей, проявляющихся в будничном действии. Это сложно, смещение во времени не обязательно подчинено фабуле, чаще оно просто дает возможность соотнести те или иные понятия. Прошлое, как объективность, присутствует в настоящем, а настоящее позволяет субъективно пережить прошлое».
В эпицентре фильма — одна судьба, судьба Леринца, и именно к ней сходится множество нитей, связующих героя с трудными вопросами времени, от решения которых зависит ход жизни всего общества, его исторический путь. Леринц, на чьих глазах происходит разложение, распад семьи, порывает с ней, уходит из дома. Он готов так же порвать и со своим классом, но дано ли ему совершить этот шаг, хватит ли нравственных сил, чтобы не только принять решение, а и последовательно осуществить свои намерения?
Вот первое испытание, первая проверка. Идет судебное заседание, где слушается дело об убийстве рабочего Белы. Обвиняется в преступлении Миклош, бывший соученик и приятель Леринца. Конечно же, у Леринца нет сомнений в справедливости обвинения. Конечно же, он не может не понимать, как важны его показания, насколько зависит от них решение суда. Перед мысленным взором Леринца всплывает лицо Миклоша, наглое, самоуверенное. Этот портрет, беспощадно острый, разоблачительный, сталкивается в нашем сознании с воспоминаниями героя о Миклоше школьных лет, об их совместных развлечениях. Пусть эти кадры были раньше, в начале фильма, они сработают теперь, когда Леринц дает показания в пользу Миклоша, когда на заведомый компромисс его заставит пойти только классовая близость с обвиняемым.
В оценке Миклоша режиссер категоричен, не допускает никаких полутонов и смягчающих красок: фашиствующий молодчик показан во всей своей бесчеловечности, моральной деградации, духовном ничтожестве. К Леринцу же Фабри подходит с иных позиций, он не спешит с выводами, не стремится поставить точку там, где есть возможность продолжить наблюдение за героем, который ориентируется в жизни еще на ощупь, не зная, как, каким путем ему идти.
Вот и здесь, на суде, в отличие от Миклоша, очень быстро и легко овладевшего собой, подавившего в себе страх и тревогу, Леринц весь в напряжении, в борьбе с самим собой, в ожидании ее исхода, — ведь он не знает со всей определенностью, что скажет десять минут спустя, он колеблется, он выбирает. Актер Андраш Балинт правдив и точен в передаче неуверенности Леринца, его смятенности. И в этой сцене, и в последующих эпизодах, так или иначе отражающих душевное распутье героя, артист добивается такого слияния с образом, которое делает возможным его глубокое социально-психологическое исследование.
Трудность актерской задачи усугубляется еще и тем, что Леринц, находящийся на переломе своих воззрений, не только занят постоянным самоанализом, но еще и еще раз возвращается к окружающим, постигает тех, кого не знал до сих пор, и как бы вновь, с иной стороны узнает людей, хорошо ему знакомых. Все это не просто усиливает, умножает поток эмоциональных впечатлений, а входит в сознание героя довольно сложными нравственными и политическими категориями, — потому так противоречива эволюция героя, и этот трудный, внутренний путь надлежит убедительно передать актеру.
Фабри нигде не упрощает ситуации, ни в чем не облегчает герою выбор — иначе сдвинулась бы историческая правда образа, нарушились те самые социальные закономерности, которые как раз и прослеживает в итоге художник. Ведь он показывает столкновение классов и должен с полной мерой правды отразить этот диалектический процесс.
Леринц поставлен перед решением новых для него задач, которые требуют не только желания, искреннего порыва, но и коренной перестройки всей психологии. Отсюда — огромная сложность возникающей перед ним проблемы, отсюда необычайная запутанность его внутреннего мира. Леринц оказывается в том странном положении, когда, желая сделать добро, совершает бестактный шаг, когда, думая помочь, невольно бросает подачку, когда, стараясь искупить вину отца, сам становится виновным. Режиссер намеренно акцентирует, выявляет эти «точки несовпадения» намерений и результатов не с целью обвинить героя, а чтобы показать, какая пропасть существует между богатым сословием и пролетариями, как невозможно преодолеть эту пропасть путем смягчения, сглаживания противоречий.
Это профессор Вавра, любовник матери Леринца, то и дело меняющий окраску хамелеон, легко движется «между двумя разногласиями». Его специальность, — сегодня примкнув к одной из позиций, назавтра сменить ее на противоположную, и делает он это, словно играючи, даже с некоторым артистизмом. Но тем отвратительнее, ничтожнее сама личность, и Золтан Латинович, исполнитель роли Вавры, с истинной виртуозностью показывает всю мерзость не только подобной фигуры, а и явления в целом. Сатирический заряд достигает здесь огромной силы, и направлен он метко.
Леринцу же такое политиканство, такое беспринципное порхание по жизни не только несвойственно, но и чуждо. Он в своих намерениях искренен и субъективно честен. Его действительно взволновало увиденное на заводе: и та активность, настойчивость, с которой рабочие пришли заявить о своих правах, и их сплоченность, и участие в этой акции наравне со взрослыми мальчика-подростка, но более всего — жестокое подавление воли рабочих силой оружия. Все в Леринце протестует против такой бесчеловечной расправы, и тем не менее дальше пассивного сострадания его протест не идет. Он не способен на борьбу, хотя и порывает со своей семьей, со своим классом, хотя мучительно ищет путей сближения с теми, кто стоит на низшей ступени общественной лестницы, — с рабочими, с пролетариями.
Найти с ними общий язык Леринцу не удается. Он пытается взять на воспитание Петера, подростка из рабочей семьи, однако встречает в ответ лишь презрительные слова потомственной пролетарки Рожа и решительный отказ самого Петера. Он попросит передать деньги жене рабочего, погибшего в результате несчастного случая, но захочет при этом остаться неизвестным, — и снова не будет понят, снова вызовет лишь чувство неприязни и озлобления.
Только однажды сумеет он приблизиться к интересам этого мира, к заботам и делам рабочего движения — когда полюбит Эву. Молодая женщина, к которой вдруг с такой силой потянуло Леринца, ведет опасную подпольную работу, и рядом с Эвой Леринц почувствует себя причастным к ее борьбе. Но Эву пошлют с заданием в Германию, где она и погибнет, а Леринц снова останется совсем один.
Друг убитого Белы не простит Леринцу лжесвидетельства на суде и жестоко изобьет его. На тот же темный асфальт тротуара, на котором лежал когда-то Бела, упадет окровавленный Леринц, так и не сумевший найти для себя единственно верную дорогу.
Это будет наша последняя встреча с живым Леринцом. Потом мы увидим его лицо только на фотографии, а закадровый голос сообщит, что в конце войны Леринц будет расстрелян за дезертирство из хортистской армии. Выдаст его властям, судя по всему, его однокашник Миклош Видович. Так трагически завершится судьба героя. Круг замкнется.
И когда мы мысленно вернемся к этой судьбе и попытаемся развернуть в одну цепь факты биографии, жизненные впечатления, эмоциональные взрывы и размышления Леринца Парцена-Надя, тогда во всей ясности раскроется ее историческая предопределенность. В четком пасьянсе замрут на экране детские фотографии мальчика в отглаженных костюмчиках; в фонограмме прозвучат детские уроки музыки с неизменными этюдами Черни, развивающими беглость пальцев; кинокамера выразительно запечатляет неуютную пустоту и мрачность родительского дома... В глубоком песчаном карьере, на самом его дне, в медленном, затухающем ритме вальса будут кружиться пары, которым уже не суждено подняться наверх, выбраться на дорогу к новой жизни...
Фабри ближе всего эстетика фильма-размышления. Это показали многие предыдущие его работы, в частности картина «Двадцать часов», премированная на IV Международном Московском кинофестивале. Не на интригующую зрителя фабулу опираются его произведения, не на захватывающий сюжет рассчитаны, а на углубленный анализ действительности. Как мы уже говорили, метод режиссера — это метод исследователя, внимательно и подробно рассматривающего жизнь в движении, в неразрывной связи настоящего и прошлого. Эта художественная свобода и позволяет в результате выходить к широким обобщениям, выводить из частных событий общие жизненные закономерности.
Потому и этот фильм Золтана Фабри, который держит в фокусе как бы одну судьбу, не ограничивается разговором о дисгармонии конкретной человеческой личности и ее окружения, а идет дальше, показывая, во что, в какие конфликты выливается эта дисгармония, какие трагические противоречия времени отражает.
В конечном счете художник приходит к раскрытию сущностных явлений эпохи, ее решающих столкновений, ее исторических перспектив.
В этом главный смысл и актуальность фильма, силой кинематографической образности утверждающего неумолимые законы общественного развития.