Эту сцену я подсмотрел в Музее современного искусства PERMM на открытии выставки Пермской графики "Живая пустота". У нас тогда была одна камера на двоих и я просто ходил по залам, наслаждаясь выставкой, а Снежана снимала.
Выставка продолжала исследование культурного кода Перми, и делала это на основе современной графики, которая, как и образ Перми, оказывается фантомной и ирреальной. Вспомним, что по мысли Владимира Абашева, Пермь – знак бытийной предельности, край земли. «Пермская» метафора Набокова – это «кишащая упырями Провинция Пермь», у Пушкина Пермь представляется той гранью, за которой страна кончается. Современные культурные коды «пермского текста» вязнут в эрзацах «звериного стиля» и бесконечной экзистенциальной тоске Служкина – географа, который пропил глобус.
Упырей на выставке мы не встретили, но был один странный, возможно чисто пермский обычай, местами даже напоминавший некий перфоманс. О нем в конце.
Анна Суворова, куратор выставки «Живая пустота»: «Графика всегда играла большую роль в контексте пермской культуры: знаменитая «пермская школа акварели», деятельность художников Пермского книжного издательства являлись заметными феноменами отечественного искусства. Выставка графики стала попыткой исследовать как развивается это искусство в Перми на современном этапе, и, одновременно, понять есть ли специфический «пермский текст» в искусстве, проявляемый не только на уровне лубочно-сувенирных поделок на тему «пермского звериного стиля». «Погружение в графику» обнаруживает идеи и культурные коды Перми в которых беспредметное обладает сверхэнергией, срытой, слабоструктурированной, не находящей завершения в образах реальности. «Пермский текст», продолжая сопротивляться грубым попыткам дефиниций и четкой логике, находит новое развитие в формах графического».
Пустота и близость «нулевым» изобразительным формам, внезапно рождают предметное искусство. Выдуманные истории, в которые сразу веришь, и образы-фантомы, создают вторую реальность, намного более захватывающую и манящую, чем обыденное. В проекте Натальи Резник мифический похищенный архив 1930-х годов, получает вещественность в рисунках, напоминающих драматическую графику экспрессионистов. Линия опредмеченного абсурда продолжается в концептуалистский графике Вячеслава Нестерова.
Втыкаю на рисунки, сделанные Анной Резник по фотографиям утраченного уникального архива Отто Штайнера. В 1932 году Отто посетил великие стройки индустриализации на Урале. Его негативы запечатлели трудовой подвиг советского народа, тяжесть и лишения борьбы за светлое будущее.
Среди представленных на выставке работ есть несколько, которые выделяются в кажущейся провинциальности и обыденности жанра выставки "графика местных художников" и провоцируют зрителя на странные поступки.
Эти пристально наблюдающие за тобой добрые глаза нельзя забыть
Мы уже собрались уходить, когда заметили нечто странное.
Вот скажите мне, что подвигло эту девушку под взглядом дюжины глаз нашего наимудрейшего совершить такой отчаянный жест? Что хотела она сказать демонстрируя сокровенное? Это жест любви и наивысшего доверия к вождю всех времен и народов? Как к доктору?
Использован текст с сайта Музея PERMM
Оригинал поста в моем блоге starcom68
Понравилось? Тащите ссылку к себе и подписывайтесь на мой канал в Дзен