Найти тему

Крушение теплохода "Булгария": крупнейшая катастрофа ХХI века

"10 июля 2011 года теплоход "Булгария" шел по маршруту Казань - Болгар - Казань.
Рейс короткий, основная категория пассажиров - родители с детьми или коллеги шумной компанией. Первые любуются красотами, их детей развлекают в игровой комнате, затем они выходят на экскурсию и возвращаются домой...
Двухпалубный теплоход (дизель-электроход) «Булгария» был построен в 1955 году на верфи Narodny Podnik Škoda Komárno в Комарно (Чехословакия, сейчас - Словакия) по проекту 785 во второй серии.

С момента постройки теплоход носил имя Украина, в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии, несмотря на устоявшееся суеверие опытных моряков: "ни при каких обстоятельствах не следует менять название судна!".

Также известно, что теплоход "Украина" принял участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 13 судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией.

После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда (в том числе и "УКРАИНА" ("БУЛГАРИЯ")), вернули в эксплуатацию.
После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда (в том числе и "УКРАИНА" ("БУЛГАРИЯ")), вернули в эксплуатацию.

Уже сам факт использования судна 1955 года постройки в качестве плавучей гостиницы, да еще в зоне радиоактивного заражения, говорил о том, что дальнейшее их использование по прямому назначению - в качестве судов для регулярного пассажирского сообщения не предполагалось.


В тот день на Волге был "страшный шторм", как писали газеты - дождь, ветер, гроза. Но даже в такую погоду многие пьют и не беспокоятся о безопасности... потому что судов вокруг много, берег виден и, как говорится... что тут плыть?! Жилеты были, но где они никто не знал, не было и инструктажа перед отплытием. Судно не ушло бы в рейс в такую погоду, но шторм разразился когда Булгария возвращалась в Казань...
Но все равно, скорее всего, "Булгария" спокойно бы добралась до Казани, если бы не техническая неисправность - судно шло с креном на правый борт. Причём теплоход косило как минимум с 2010 года, о чём не раз позже вспоминали члены экипажей других теплоходов. Кроме того экипаж не закрыл иллюминаторы на нижней палубе.
В тот день на Волге был "страшный шторм", как писали газеты - дождь, ветер, гроза. Но даже в такую погоду многие пьют и не беспокоятся о безопасности... потому что судов вокруг много, берег виден и, как говорится... что тут плыть?! Жилеты были, но где они никто не знал, не было и инструктажа перед отплытием. Судно не ушло бы в рейс в такую погоду, но шторм разразился когда Булгария возвращалась в Казань... Но все равно, скорее всего, "Булгария" спокойно бы добралась до Казани, если бы не техническая неисправность - судно шло с креном на правый борт. Причём теплоход косило как минимум с 2010 года, о чём не раз позже вспоминали члены экипажей других теплоходов. Кроме того экипаж не закрыл иллюминаторы на нижней палубе.

В тот момент, когда "Булгария" входила в левый поворот у села Сюкеево Камско-Устьинского района, при перекладке рулей теплоход получил дополнительный динамический крен на правый борт. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через них за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Капитан решил лечь курсом "на ветер" и сесть на ближайшую мель. Для этого рули были положены на 15T влево. Но после маневра, суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту с двух бортов. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта полностью погрузились в воду. Судно находилось слишком далеко от берега. Произошло резкое увеличение крена, судно опрокинулось на правый борт и затонуло...
Трагедия произошла примерно в 13 часов 58 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Теплоход «Булгария» затонул в трех километрах от берега - всего за пять минут он погрузился на 20 метров в глубину.

Даже сигнала о бедствии никто не успел подать. Члены экипажа пытались оповестить пассажиров... лишь те кто успел выскочить на палубу и прыгнуть за борт смогли спастись. Доплыть в плохую погоду было сложно даже тем кто хорошо умеет плавать. Кроме того теплоход погрузился быстро и в воронку утянуло много тех кто умел плавать , но не имел спасательных жилетов.
Многие дети в момент крушения находились в музыкальном салоне. На некоторых из них успели надеть жилеты, но вывести на палубу всех не успели. Кого-то  позже нашли в коридоре, других в музсалоне. Узнав об этом уже на берегу некоторые родители бросались обратно в воду. Спасатели и очевидцы держали отцов и матерей, которые не нашли своих детей на берегу среди спасенных и были готовы плыть к затонувшему судну...
Вскоре за спасшимися пассажирами подоспела "Арабелла" во главе с капитаном Романом Лизалиным.

По одним данным, о "каком-то ЧП и плотах в Волге" сообщил капитан буксира "Дунайский-66" Александр Егоров, и пошел дальше, не стал спасать утопающих."
По одним данным, о "каком-то ЧП и плотах в Волге" сообщил капитан буксира "Дунайский-66" Александр Егоров, и пошел дальше, не стал спасать утопающих."

P.S. от себя добавлю, что, помимо вышеупомянутых судов был еще корабль "Метеор". Он подобрал самых тяжелых пассажиров "Булгарии".

"Также поступил и капитан сухогруза «Арбат» - просто прошел мимо теплохода «Булгария» и позже был оштрафован на 130000 рублей. Он решил что "Арабелла" справится и без его помощи.

На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъёму теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. Позже подняли и теплоход.


Всего на борту пассажирского судна находились 201 человек, 122 из них погибли (включая капитана теплохода «Булгария» Александра Островского). В катастрофе спаслись 79 человек: 50 пассажиров, 23 члена экипажа и шесть незарегистрированных. Всего на борту работало 33 человека.
Всего на борту пассажирского судна находились 201 человек, 122 из них погибли (включая капитана теплохода «Булгария» Александра Островского). В катастрофе спаслись 79 человек: 50 пассажиров, 23 члена экипажа и шесть незарегистрированных. Всего на борту работало 33 человека.

Трагедия пришла почти во все семьи которые были на судне в тот злополучный день.
Семья Лебедевых трудилась на "Булгарии" всей семьёй: отец Сергей - боцманом, его жена Алёна - поваром (экипаж), дочь Даша - официанткой, сын Саша стажировался в команде. Когда стало понятно, что судно не дотянет  до мели, Сергей стал выкидывать людей за борт. Он прыгнул в последний момент, но потом вернулся под воду. Мужчина спас не менее шести человек ценой собственной жизни.
Из тонущего судна смогли выбраться две официантки - Даша и Гузель, но они утонули, потому что не умели плавать, прямо на глазах других пассажиров... найти их в воде с топливом и нулевой видимостью не удалось.
Трагедия пришла почти во все семьи которые были на судне в тот злополучный день. Семья Лебедевых трудилась на "Булгарии" всей семьёй: отец Сергей - боцманом, его жена Алёна - поваром (экипаж), дочь Даша - официанткой, сын Саша стажировался в команде. Когда стало понятно, что судно не дотянет  до мели, Сергей стал выкидывать людей за борт. Он прыгнул в последний момент, но потом вернулся под воду. Мужчина спас не менее шести человек ценой собственной жизни. Из тонущего судна смогли выбраться две официантки - Даша и Гузель, но они утонули, потому что не умели плавать, прямо на глазах других пассажиров... найти их в воде с топливом и нулевой видимостью не удалось.

Евгений и Лейсан Терёшины поженились 25 июня 2011 года, а уже 9-го июля отправились в своё первое небольшое путешествие. Для Лейсан, как и для большинства пассажиров «Булгарии», это путешествие стало последним. «Была бы возможность сказать ей всё, что на душе, мне бы времени и слов не хватило, говорил бы не умолкая», - грустно улыбаясь, говорит Евгений.

Когда смотришь на фотографии счастливых Лейсан и Евгения, отказываешься верить в то, что судьба вот так за несколько минут разрушила молодую и счастливую семью.

Вот они позируют в машине с кольцами, которые только что надели друг другу во Дворце бракосочетаний.

А вот – где-то за городом, обнявшись у перил домика, разговаривают о чём-то своем...

Они строили планы, хотели детей, несмотря на то, что сами были ещё очень молоды. Казалось, впереди ещё много-много времени.

Мечтали о сыне, который бы носил необычное имя.

Придумать так и не успели...

Потом друзья Евгения говорили, что Лейсан знала: у них будет мальчик, но хотела сделать любимому сюрприз.

Все планы были связаны с будущим ребёнком.

Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра – настолько были похожи друг на друга и внешне, и по характеру Евгений Айдарович и Лейсан Айдаровна. У

них даже отчества совпали.

«Она просто любила жить, - вспоминает о Лейсан Евгений. – Была очень весёлой, жизнелюбивой, справедливой. Любила и умела делать классные сюрпризы. Как-то подарила мне мозаику, составляешь её, и получается наша с ней фотография. Порой ревновала меня к другим девушкам, но я всегда говорил ей, что люблю только её».
Крушение было как клип со страшными криками тонущих людей
По словам Евгения, проблемы с техническим состоянием дизель-электрохода бросились в глаза сразу.
«В Болгарах, кроме «Булгарии», у причала стояли ещё два круизных лайнера, они выгодно отличались от злополучного судна не только внешне, но и внутри, - вспоминает он. – Мы тогда ещё говорили, что хорошо бы оказаться на тех кораблях, а не на «Булгарии».
В ту поездку они отправились с другой парой. После экскурсии в Болгарах, на обратном пути, Евгений спал в своей каюте в нижней части судна, Лейсан была на второй палубе. «Помню, что спал беспокойно, - вспоминает Евгений. – Снился шторм, ураган, но я так и не проснулся. Потом меня разбудила Лейсан, я схватил её за руку и мы побежали наверх. Когда были на второй палубе, корабль резко наклонился и мы слетели с неё. Чтобы удержаться, я схватился за перила, но рука соскользнула, я упал в воду, и в этот момент наши руки разъединились».
Воздушной пробкой Евгения вышвырнуло на поверхность воды. Оглянувшись и увидев, что Лейсан нигде нет, он нырнул, но под водой перед ним оказалась одна из дверей тонущего корабля, в которую изнутри бились люди. Он отвернул ручку и открыл её, дав им возможность выбраться наружу... Но Лейсан среди них не было. В мутной воде парень искал любимую, но тщетно. Снова выплыл на поверхность, ещё один вздох и снова под воду. Но вода уже была не просто мутная, а чёрная - от мазута. В надежде Евгений продолжал руками ощупывать пространство вокруг себя...
Как оказался на плоту, а затем на «Арабелле» - помнит плохо, но мысль, что Лейсан, возможно, спаслась, заставляла его искать её по всему кораблю. «Мой друг помнит крушение до мельчайших деталей, а у меня провалы, - говорит Женя. – Все в памяти выглядит так, как будто я смотрю клип. Но страшные крики тонущих людей я не забуду никогда».

Вечером 10 июля в речпорту Женю, сошедшего с «Арабеллы», встречала его мама, родители Лейсан, родственники, друзья. Приехали все, кто смог. Потом – две недели в 15-ой больнице под капельницей, ночные кошмары. Всё это время в больнице его поддерживали близкие и психолог из Москвы, которая помогла выйти парню из состояния тяжелейшего шока.
Знаки и плохие приметы
Много позже, перебирая в памяти события, предшествовавшие той поездке, Женя вспомнил множество знаков, которые будто кричали о том, что ехать никуда не надо! Сначала ребята перепутали время отплытия. Из казанского речпорта «Булгария» должна была отойти 9 июля в субботу, в 21.00. Но Женя и Лейсан почему-то решили, что в турагентстве имели в виду 9 утра... «Мы так спешили, думали, что опаздываем, - с горечью говорит Евгений. – В итоге пришлось вернуться домой». А возвращаться перед дорогой, как известно, плохая примета... Но разве будешь верить в приметы, если тебе 20 лет, ты счастлив и любим, а впереди – поездка с друзьями?..
На пути в Болгары они весело проводили время, смеялись, шутили и играли… в «Титаник». Если бы знать, что эта шутка станет дурным предзнаменованием! Уже в Болгарах, во время экскурсий ребята фотографировались на разной высоте, друг Руслан шутил: «Вот сейчас упадём, сломаю ногу и придётся родителям приезжать сюда на машине». «Сейчас мы с ним говорим, что лучше бы он эту ногу сломал», - сокрушается Евгений.
Уже после трагедии дома ему на глаза попалась дисконтная карта из кафе по доставке суши и роллов: за неделю до путешествия счастливые молодожёны заказывали на дом роллы... «Арабелла».
«Цените друг друга! Если случится беда, назад уже ничего не вернёшь»
Лейсан похоронили в Апастово – на родине мамы. «Этот год после «Булгарии» пролетел как один день, - говорит Женя. - Особенно тяжёло было первые полгода, порой посещали мрачные мысли: покончить с собой, хотелось пойти и разнести это турагентство, которое продало нам путёвки. Но понимаешь, что это уже ничего не изменит...»

Справиться с горем Евгению помогла мама. Маме Лейсан, с которой он поддерживает связь, – муж, Ринат Магсумович, который с 5 лет воспитывал Лесечку, как родную дочь, друзья. Все постоянно были рядом, не оставляя убитого горем парня одного ни на минуту. После трагедии он вернулся было на работу, куда устроился, чтобы обеспечивать семью. Но воспоминания давили с такой силой, что пришлось уйти... «Всё это время я не забывал о Лесе ни на секунду», - говорит он.


Он верит, что Лейсан – там, на небесах, заботится о своём любимом муже. Она иногда снится ему, их общим друзьям, своей маме, являясь, как правило, чтобы предупредить о грядущих неприятностях. «Два месяца назад я попал в страшную аварию, - говорит Женя. – А накануне сон приснился, будто отказали тормоза. Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: «Смотрите там за ним, оберегайте».
О том, что скоро состоится суд на теми, кому предъявлено обвинение в случившемся, семья знает. «Понятно, что виноваты не только они, - считает Евгений. – Виновата система, все те люди, кто продавал эти путёвки, и те, кто позволил кораблю выйти в рейс в таком состоянии».
Справиться с горем Евгению помогла мама. Маме Лейсан, с которой он поддерживает связь, – муж, Ринат Магсумович, который с 5 лет воспитывал Лесечку, как родную дочь, друзья. Все постоянно были рядом, не оставляя убитого горем парня одного ни на минуту. После трагедии он вернулся было на работу, куда устроился, чтобы обеспечивать семью. Но воспоминания давили с такой силой, что пришлось уйти... «Всё это время я не забывал о Лесе ни на секунду», - говорит он.  Он верит, что Лейсан – там, на небесах, заботится о своём любимом муже. Она иногда снится ему, их общим друзьям, своей маме, являясь, как правило, чтобы предупредить о грядущих неприятностях. «Два месяца назад я попал в страшную аварию, - говорит Женя. – А накануне сон приснился, будто отказали тормоза. Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: «Смотрите там за ним, оберегайте». О том, что скоро состоится суд на теми, кому предъявлено обвинение в случившемся, семья знает. «Понятно, что виноваты не только они, - считает Евгений. – Виновата система, все те люди, кто продавал эти путёвки, и те, кто позволил кораблю выйти в рейс в таком состоянии».

Наказать виновных – это ещё не всё. Важно ещё и то, какой урок из этого извлечём мы - те, кого эта трагедия не коснулась напрямую. Об этом говорит и Евгений: «Сейчас, когда я слышу от своих друзей, как они иногда жалуются на своих девушек или жён, я советую им: «Цените друг друга! Может, такую ты больше не найдешь, а потом будешь жалеть о том, что что-то сказал или сделал. А если случится беда, назад уже ничего не вернёшь. Но многие этого не понимают…»
В материале использованы фотографии из личного архива семьи Салахиевых-Теёшиных.
Три сестры
из Волгограда, Нина Чеснокова, Татьяна Пешеходько и Лидия Анисимова, на "Булгарии" отмечали день рождения Татьяны. Женщина решила собрать родственниц таким вот необычным способом. В роковом рейсе Лидия неКириллу Чернову на пятилетие путёвку подарили дедушка и бабушка. Родители остались дома, а мальчик вместе с родными отправился в путешествие. При крушении спасся только дедушка, Николай. 11 июля Кириллу исполнилось бы пять лет. На деньги, которые родители получили в качестве компенсации, решено построить детский парк в родном посёлке Красногорский Звениговского района республики Марий Эл.
Родители Алмаза Хайрутдинова, Риля и Айнур, отправились в Болгар в круиз. Больше оттуда они не вернулись. Бабушки смогли рассказать пятилетнему мальчику о произошедшем только спустя год после трагедии.
Капитан Александр Островский и его супруга остались на борту и погибли вместе с судном.

К тому моменту по Волге ходили два теплохода - близнеца "Булгарии". Один из них, "Пётр Алабин", выполнял рейс Самара - Казань - Самара. Его остановили прямо в речпорту столицы Татарстана и начали проверять с пристрастием. В итоге - куча нарушений, начиная от возраста (теплоходу было более 50 лет к тому моменту; реконструкции, ежегодные ремонты и частые перестройки - не в счёт) и заканчивая техническим оснащением.
Второй близнец, "Композитор Глазунов", направлялся из Астрахани в Ярославль и на нем было множество нарушений.
Владела "Булгарией" судоходная компания "Камское речное пароходство", а арендовал её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной.

Инякина получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Старпома судна, Рамиля Хаметова, приговорили к 6,6 года заключения.

За злоупотребление должностными полномочиями осудили чиновников Госморречнадзора Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова — 11 лет на двоих. Срок получил и старший эксперт Росречрегистра Яков Ивашов - 5,5 года заключения.
Все виновники этой страшной трагедии, включая Светлану Инякину, уже давно на свободе.

Сам же теплоход утилизировали в 2016 году:

-8

Заброшенное судно в свое время облюбовали обыватели, приезжавшие сюда за острыми ощущениями. Местные жители говорят, что многие из них не чурались и мародерствовали, вытаскивая ценные предметы и металлы из судна.

Кем и когда именно было принято решение утилизировать судно, неизвестно.

10 июля 2012 года на берегу Волги напротив места, где затонул теплоход, был открыт мемориал в память о жертвах трагедии. Он состоит из часовни, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа.

-9

-10
-11

Подножие мемориала усыпано цветами, детскими игрушками и фотографиями погибших детей.

"Этот мемориальный комплекс будет для нас вечной памятью. Это огромная трагедия, никакими словами ее нельзя оправдать.  Мы скорбим и переживаем это горе", - отметил глава Татарстана Рустам Минниханов на церемонии открытия памятника.

Трагедия "Булгарии" в массовой культуре:
1. В 2016 году спикер следкома Владимир Маркин описал крушение "речного Титаника" в своей книге «Тайны Следственного комитета. Самые громкие преступления XXI века в России». При этом он "В сюжете о крушении «Булгарии» из своей дебютной книги о преступлениях века Владимир Маркин грешит литературщиной и авторскими домыслами, не слишком уместными в документальном повествовании. И все это ради создания демонического образа главной виновницы трагедии — предпринимательницы Светланы Инякиной. В итоге «высокая рыжеволосая женщина» оказывается самым «живым» персонажем повествования, вышедшего из-под пера генерал-майора юстиции".
Взято отсюда:
https://m.business-gazeta.ru/article/321701