"10 июля 2011 года теплоход "Булгария" шел по маршруту Казань - Болгар - Казань.
Рейс короткий, основная категория пассажиров - родители с детьми или коллеги шумной компанией. Первые любуются красотами, их детей развлекают в игровой комнате, затем они выходят на экскурсию и возвращаются домой...
Двухпалубный теплоход (дизель-электроход) «Булгария» был построен в 1955 году на верфи Narodny Podnik Škoda Komárno в Комарно (Чехословакия, сейчас - Словакия) по проекту 785 во второй серии.
С момента постройки теплоход носил имя Украина, в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии, несмотря на устоявшееся суеверие опытных моряков: "ни при каких обстоятельствах не следует менять название судна!".
Также известно, что теплоход "Украина" принял участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 13 судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией.
Уже сам факт использования судна 1955 года постройки в качестве плавучей гостиницы, да еще в зоне радиоактивного заражения, говорил о том, что дальнейшее их использование по прямому назначению - в качестве судов для регулярного пассажирского сообщения не предполагалось.
В тот момент, когда "Булгария" входила в левый поворот у села Сюкеево Камско-Устьинского района, при перекладке рулей теплоход получил дополнительный динамический крен на правый борт. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через них за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Капитан решил лечь курсом "на ветер" и сесть на ближайшую мель. Для этого рули были положены на 15T влево. Но после маневра, суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту с двух бортов. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта полностью погрузились в воду. Судно находилось слишком далеко от берега. Произошло резкое увеличение крена, судно опрокинулось на правый борт и затонуло...
Трагедия произошла примерно в 13 часов 58 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Теплоход «Булгария» затонул в трех километрах от берега - всего за пять минут он погрузился на 20 метров в глубину.
Даже сигнала о бедствии никто не успел подать. Члены экипажа пытались оповестить пассажиров... лишь те кто успел выскочить на палубу и прыгнуть за борт смогли спастись. Доплыть в плохую погоду было сложно даже тем кто хорошо умеет плавать. Кроме того теплоход погрузился быстро и в воронку утянуло много тех кто умел плавать , но не имел спасательных жилетов.
Многие дети в момент крушения находились в музыкальном салоне. На некоторых из них успели надеть жилеты, но вывести на палубу всех не успели. Кого-то позже нашли в коридоре, других в музсалоне. Узнав об этом уже на берегу некоторые родители бросались обратно в воду. Спасатели и очевидцы держали отцов и матерей, которые не нашли своих детей на берегу среди спасенных и были готовы плыть к затонувшему судну...
Вскоре за спасшимися пассажирами подоспела "Арабелла" во главе с капитаном Романом Лизалиным.
P.S. от себя добавлю, что, помимо вышеупомянутых судов был еще корабль "Метеор". Он подобрал самых тяжелых пассажиров "Булгарии".
"Также поступил и капитан сухогруза «Арбат» - просто прошел мимо теплохода «Булгария» и позже был оштрафован на 130000 рублей. Он решил что "Арабелла" справится и без его помощи.
На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъёму теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. Позже подняли и теплоход.
Евгений и Лейсан Терёшины поженились 25 июня 2011 года, а уже 9-го июля отправились в своё первое небольшое путешествие. Для Лейсан, как и для большинства пассажиров «Булгарии», это путешествие стало последним. «Была бы возможность сказать ей всё, что на душе, мне бы времени и слов не хватило, говорил бы не умолкая», - грустно улыбаясь, говорит Евгений.

Когда смотришь на фотографии счастливых Лейсан и Евгения, отказываешься верить в то, что судьба вот так за несколько минут разрушила молодую и счастливую семью.
Вот они позируют в машине с кольцами, которые только что надели друг другу во Дворце бракосочетаний.
А вот – где-то за городом, обнявшись у перил домика, разговаривают о чём-то своем...
Они строили планы, хотели детей, несмотря на то, что сами были ещё очень молоды. Казалось, впереди ещё много-много времени.
Мечтали о сыне, который бы носил необычное имя.
Придумать так и не успели...
Потом друзья Евгения говорили, что Лейсан знала: у них будет мальчик, но хотела сделать любимому сюрприз.
Все планы были связаны с будущим ребёнком.
Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра – настолько были похожи друг на друга и внешне, и по характеру Евгений Айдарович и Лейсан Айдаровна. У
них даже отчества совпали.
«Она просто любила жить, - вспоминает о Лейсан Евгений. – Была очень весёлой, жизнелюбивой, справедливой. Любила и умела делать классные сюрпризы. Как-то подарила мне мозаику, составляешь её, и получается наша с ней фотография. Порой ревновала меня к другим девушкам, но я всегда говорил ей, что люблю только её».
Крушение было как клип со страшными криками тонущих людей
По словам Евгения, проблемы с техническим состоянием дизель-электрохода бросились в глаза сразу.
«В Болгарах, кроме «Булгарии», у причала стояли ещё два круизных лайнера, они выгодно отличались от злополучного судна не только внешне, но и внутри, - вспоминает он. – Мы тогда ещё говорили, что хорошо бы оказаться на тех кораблях, а не на «Булгарии».
В ту поездку они отправились с другой парой. После экскурсии в Болгарах, на обратном пути, Евгений спал в своей каюте в нижней части судна, Лейсан была на второй палубе. «Помню, что спал беспокойно, - вспоминает Евгений. – Снился шторм, ураган, но я так и не проснулся. Потом меня разбудила Лейсан, я схватил её за руку и мы побежали наверх. Когда были на второй палубе, корабль резко наклонился и мы слетели с неё. Чтобы удержаться, я схватился за перила, но рука соскользнула, я упал в воду, и в этот момент наши руки разъединились».
Воздушной пробкой Евгения вышвырнуло на поверхность воды. Оглянувшись и увидев, что Лейсан нигде нет, он нырнул, но под водой перед ним оказалась одна из дверей тонущего корабля, в которую изнутри бились люди. Он отвернул ручку и открыл её, дав им возможность выбраться наружу... Но Лейсан среди них не было. В мутной воде парень искал любимую, но тщетно. Снова выплыл на поверхность, ещё один вздох и снова под воду. Но вода уже была не просто мутная, а чёрная - от мазута. В надежде Евгений продолжал руками ощупывать пространство вокруг себя...
Как оказался на плоту, а затем на «Арабелле» - помнит плохо, но мысль, что Лейсан, возможно, спаслась, заставляла его искать её по всему кораблю. «Мой друг помнит крушение до мельчайших деталей, а у меня провалы, - говорит Женя. – Все в памяти выглядит так, как будто я смотрю клип. Но страшные крики тонущих людей я не забуду никогда».

Вечером 10 июля в речпорту Женю, сошедшего с «Арабеллы», встречала его мама, родители Лейсан, родственники, друзья. Приехали все, кто смог. Потом – две недели в 15-ой больнице под капельницей, ночные кошмары. Всё это время в больнице его поддерживали близкие и психолог из Москвы, которая помогла выйти парню из состояния тяжелейшего шока.
Знаки и плохие приметы
Много позже, перебирая в памяти события, предшествовавшие той поездке, Женя вспомнил множество знаков, которые будто кричали о том, что ехать никуда не надо! Сначала ребята перепутали время отплытия. Из казанского речпорта «Булгария» должна была отойти 9 июля в субботу, в 21.00. Но Женя и Лейсан почему-то решили, что в турагентстве имели в виду 9 утра... «Мы так спешили, думали, что опаздываем, - с горечью говорит Евгений. – В итоге пришлось вернуться домой». А возвращаться перед дорогой, как известно, плохая примета... Но разве будешь верить в приметы, если тебе 20 лет, ты счастлив и любим, а впереди – поездка с друзьями?..
На пути в Болгары они весело проводили время, смеялись, шутили и играли… в «Титаник». Если бы знать, что эта шутка станет дурным предзнаменованием! Уже в Болгарах, во время экскурсий ребята фотографировались на разной высоте, друг Руслан шутил: «Вот сейчас упадём, сломаю ногу и придётся родителям приезжать сюда на машине». «Сейчас мы с ним говорим, что лучше бы он эту ногу сломал», - сокрушается Евгений.
Уже после трагедии дома ему на глаза попалась дисконтная карта из кафе по доставке суши и роллов: за неделю до путешествия счастливые молодожёны заказывали на дом роллы... «Арабелла».
«Цените друг друга! Если случится беда, назад уже ничего не вернёшь»
Лейсан похоронили в Апастово – на родине мамы. «Этот год после «Булгарии» пролетел как один день, - говорит Женя. - Особенно тяжёло было первые полгода, порой посещали мрачные мысли: покончить с собой, хотелось пойти и разнести это турагентство, которое продало нам путёвки. Но понимаешь, что это уже ничего не изменит...»
Наказать виновных – это ещё не всё. Важно ещё и то, какой урок из этого извлечём мы - те, кого эта трагедия не коснулась напрямую. Об этом говорит и Евгений: «Сейчас, когда я слышу от своих друзей, как они иногда жалуются на своих девушек или жён, я советую им: «Цените друг друга! Может, такую ты больше не найдешь, а потом будешь жалеть о том, что что-то сказал или сделал. А если случится беда, назад уже ничего не вернёшь. Но многие этого не понимают…»
В материале использованы фотографии из личного архива семьи Салахиевых-Теёшиных.
Три сестры
из Волгограда, Нина Чеснокова, Татьяна Пешеходько и Лидия Анисимова, на "Булгарии" отмечали день рождения Татьяны. Женщина решила собрать родственниц таким вот необычным способом. В роковом рейсе Лидия неКириллу Чернову на пятилетие путёвку подарили дедушка и бабушка. Родители остались дома, а мальчик вместе с родными отправился в путешествие. При крушении спасся только дедушка, Николай. 11 июля Кириллу исполнилось бы пять лет. На деньги, которые родители получили в качестве компенсации, решено построить детский парк в родном посёлке Красногорский Звениговского района республики Марий Эл.
Родители Алмаза Хайрутдинова, Риля и Айнур, отправились в Болгар в круиз. Больше оттуда они не вернулись. Бабушки смогли рассказать пятилетнему мальчику о произошедшем только спустя год после трагедии.
Капитан Александр Островский и его супруга остались на борту и погибли вместе с судном.
К тому моменту по Волге ходили два теплохода - близнеца "Булгарии". Один из них, "Пётр Алабин", выполнял рейс Самара - Казань - Самара. Его остановили прямо в речпорту столицы Татарстана и начали проверять с пристрастием. В итоге - куча нарушений, начиная от возраста (теплоходу было более 50 лет к тому моменту; реконструкции, ежегодные ремонты и частые перестройки - не в счёт) и заканчивая техническим оснащением.
Второй близнец, "Композитор Глазунов", направлялся из Астрахани в Ярославль и на нем было множество нарушений.
Владела "Булгарией" судоходная компания "Камское речное пароходство", а арендовал её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной.
Инякина получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Старпома судна, Рамиля Хаметова, приговорили к 6,6 года заключения.
За злоупотребление должностными полномочиями осудили чиновников Госморречнадзора Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова — 11 лет на двоих. Срок получил и старший эксперт Росречрегистра Яков Ивашов - 5,5 года заключения.
Все виновники этой страшной трагедии, включая Светлану Инякину, уже давно на свободе.
Сам же теплоход утилизировали в 2016 году:
Заброшенное судно в свое время облюбовали обыватели, приезжавшие сюда за острыми ощущениями. Местные жители говорят, что многие из них не чурались и мародерствовали, вытаскивая ценные предметы и металлы из судна.
Кем и когда именно было принято решение утилизировать судно, неизвестно.
10 июля 2012 года на берегу Волги напротив места, где затонул теплоход, был открыт мемориал в память о жертвах трагедии. Он состоит из часовни, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа.
Подножие мемориала усыпано цветами, детскими игрушками и фотографиями погибших детей.
"Этот мемориальный комплекс будет для нас вечной памятью. Это огромная трагедия, никакими словами ее нельзя оправдать. Мы скорбим и переживаем это горе", - отметил глава Татарстана Рустам Минниханов на церемонии открытия памятника.
Трагедия "Булгарии" в массовой культуре:
1. В 2016 году спикер следкома Владимир Маркин описал крушение "речного Титаника" в своей книге «Тайны Следственного комитета. Самые громкие преступления XXI века в России». При этом он "В сюжете о крушении «Булгарии» из своей дебютной книги о преступлениях века Владимир Маркин грешит литературщиной и авторскими домыслами, не слишком уместными в документальном повествовании. И все это ради создания демонического образа главной виновницы трагедии — предпринимательницы Светланы Инякиной. В итоге «высокая рыжеволосая женщина» оказывается самым «живым» персонажем повествования, вышедшего из-под пера генерал-майора юстиции".
Взято отсюда:
https://m.business-gazeta.ru/article/321701