Служба морская никогда лёгкой не была. В прошлые века практически каторга, для матросов многолетняя, для офицеров при нахождении на корабле.
Именно поэтому Пётр I и установил традицию, ежедневного приёма водки нижними чинами, почти 125 грамм перед обедом, да ещё к вечеру три литра пива. Отменили это мероприятие, только вначале ХХ века. Некоторые историки флота, считают именно из-за этого начались первые революционные бунты на кораблях, а матросы возненавидели царя.
В наше время винопитие вернули, но только по 50 грамм, сухого красного на ужин - для аппетита. На нашей лодке, в столовой личного состава, за каждым столом по 6 человек. Разумеется матросы пили по очереди сливая всё одному. Раз в неделю можно 300 грамм хорошего вина употребить. Конечно пытались пресекать командиры, но...
Офицеры порой отказывались, что бы по возвращению из дальнего похода, принести домой 4 литра хорошего вина. Кто жил в конце 80-х, помнит, купить что либо в магазинах было невозможно.
Пьянство на боевом корабле, дело страшное и сильно наказуемое. Но запретный плод сладок. Да и спирта довольно много и протирать приходится некоторые приборы, экономили конечно и употребляли. Понемногу. Каждый знал, что замеченный в пьянстве на корабле - это испорченная на всегда биография.
А вот с матросами, особенно третьего года службы, приходилось держаться наготове. Ребята были взрослые, смышлённые. Составляющих для браги сколько угодно. Мест где поставить ёмкость достаточно. Температура за 30 градусов. Идеально. Однажды в турбинном отсеке искали. Несколько часов. Видим поддатый матрос, а не пойман не вор. Запах стоит во всём отсеке, вентиляцию выключить нельзя, работают турбины, насосы, вспомогательные механизмы. Почти сдались. На самом видном месте оказалось, перед нашими глазами, в огнетушителе.
Этого матроса до сих пор помню. Он потом умудрялся в работающие турбины прятать небольшие ёмкости. Снимал наружную обшивку и всё в исходное. А другую для отвлечения прятал не сильно, что бы нашли и успокоились. Но специалист был хороший.