Внучка легендарного советского актёра Павла Кадочникова, хранитель семейной "Династии" и бессменный председатель жюри конкурса юных чтецов в театре "Кот Вильям" Наталья Кадочникова о том, как научить ребёнка понимать, чувствовать и по-настоящему проживать читаемое им произведение.
Самое важное в работе с детьми и подростками для педагога по актерскому мастерству – идти от природы ребят. Это утверждение также применимо и к любому современному родителю. Но как увлечь ребёнка чтением и почувствовать себя в литературе как "рыба в воде"?
1. Выбирайте произведение, подходящее Вашему ребёнку.
Я очень часто бываю на различных фестивалях и конкурсах и вижу ошибки наставников во время подготовки детей. Самая главная, на мой взгляд, ошибка – это работать, что называется, «с голоса», когда ребенок, не понимая содержания материала, просто повторяет интонации педагога. Это сразу видно: ребенок выходит на сцену с «пустыми» глазами, читает произведение, не понимая, о чем он рассказывает, что хочет донести зрителю. Особенно, когда педагог дает материал, не соответствующий психофизике, возрасту, развитию ребенка. Да, бывают случаи, когда десятилетний ребенок может прочитать взрослое произведение, но прочтение и понимание этого материала должно быть его, пусть по-детски наивное, в чем-то поверхностное с нашей, взрослой, точки зрения, но именно его, а не педагога, поставившего ему нужные интонации и движения.
2. Дайте ребёнку возможность самому выбрать произведение
Если ребенок проникнется материалом, прорастет в него сам, будет в нем чувствовать себя как рыба в воде, то и интонации, и движения будут естественными и органичными. Поэтому не натаскивайте своих ребят, дайте им возможность выбрать материал самим, не допускайте к показу заученных по школьной программе произведений, не нужно руководствоваться принципу «лишь бы выступить, неважно с чем».
3. Познакомьтесь с автором поближе
Пофантазируйте вместе с детьми, что именно хотел сказать автор в этом произведении и что самого ребенка в нем зацепило, почему он решил читать именно его, а не какое-то другое. Пусть изучит биографию автора, в какой период времени создавалось произведение, это поможет приблизиться к пониманию, о чем думал и что чувствовал автор при написании этих строк.
4. Предложите ребёнку попробовать писать
Павлу Петровичу Кадочникову, когда тот работал над образом Максима Горького, режиссер Сергей Юткевич сказал: «Начни писать стихи». Павел Петрович удивился, но решил попробовать. Это помогло ему приблизиться к пониманию образа писателя и поэта, а впоследствии читать произведения Горького со сцены. Предложите детям попробовать писать.
5. Послушайте, как читают сказки авторы и актёры
Невозможно представить лучший пример для ребенка, чем живое прочтение лучших детских произведений авторами, актёрами и людьми искусства. В интернете можно найти массу таких проектов, один из которых профессиональный петербургский канал сказок "Читаем Детям". Канал существует уже несколько лет и постоянно пополняет свою огромную коллекцию видео на канале YouTube. Читателем канала была и Наталия Кадочникова.